<i>Содержание</i> Описывается вечеря Иисуса Христа в Вифании (ст. 1—11) и торжественный вход Его в Иерусалим (ст. 12-18). <i>Изъяснение</i> Ст. 1—2. <b>За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазаръ умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазаръ был одним из возлежавших с Ним</b>. Пасха в год смерти Иисуса Христа приходилась в субботу и начиналась в пятницу вечером; посему прибытие Иисуса Христа в Вифанию за шесть дней до Пасхи падает на предыдущую субботу. Дом, в котором приготовлена была вечеря, был дом Лазаря, которого воскресил Господь из мертвых. Ст. 3. <b>Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира</b>. Миро на вечерях употреблялось в знак особенного уважения и любви к гостю. Помазывали обыкновенно одну главу (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-14/?verse=14:3">Мк. 14:3</a>), — но Мария, сестра Лазаря, из особенной любви и глубочайшей благодарности к Иисусу Христу за воскрешение брата своего, помазала и ноги Его и, вместо полотенца, отерла их своими волосами. Миро Марии было из растения нарда<sup>1</sup> — самое лучшее благовонное; мера была литра, заключавшая в себе от двадцати до двадцати четырех лотов. Ст. 4—6. <b>Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов искариот, который хотел предать Его, сказах: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали</b>. Искренний и усердный поступок Марии показался Иуде искариотскому бесполезною тратою. Он высказал вслух всех, что лучше и полезнее было бы продать миро за триста динариев (около 60 р.) и раздать нищим. Речь Иуды, по сказанию евангелистов Матфея (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-26/?verse=26:8">Мф. 26:8</a>) и Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-14/?verse=14:4">Мк. 14:4</a>), показалась благоразумною и другим ученикам, и никто не подозревал в ней худого смысла. В самом же деле Иуда говорил так не по любви к нищим, а по корыстолюбию, которым был заражен. Нося ящик, в который лица, расположенные к Господу, опускали подаяния на бедных и на содержание учеников Иисуса Христа, он не все употреблял для того, а всегда что-нибудь утаивал и откладывал для себя; и в настоящем случае он видел и высчитал, сколько бы ему можно было утаить для себя. Ст. 7—8. <b>Иисус же сказал: Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда</b>. Иисус Христос никогда не требовал Себе никаких внешних почестей; но так как поступок Марии происходил от полноты преданного и признательного к Нему сердца ее, а между тем общий говор учеников естественно мог смущать ее, — то Он Сам явился защитником ее и сказал: «Оставьте ее в покое и не смущайте. Она сделала доброе дело для Меня. Нищим можно всегда помогать, а Мне уже не долго быть с вами. Мария приготовила Меня к погребению, которое скоро последует и при котором ей и вам не удастся помазать Меня». Сказав о Своем погребении, Господь сделал намек на предателя, который сведет Его во гроб, и тогда Он помазан будет как мертвец. Иуда не вразумился Его словами и не отстал от своего злого намерения. Между тем слова Господа успокоили Марию и учеников Его, и больше не было речи о мире. Ст. 9. <b>Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых</b>. С этого стиха начинается рассказ о торжественном входе Господа во Иерусалим. Многие из иудеев собрались в Иерусалиме по случаю приближавшегося праздника Пасхи. Праздновать Пасху велено было иудеям только в храме иерусалимском, почему и стекались в Иерусалим иудеи со всех сторон. Услышав от сопровождавших Иисуса Христа на праздник, что Он остановился в Вифании, многие из них пошли посмотреть на великого Чудотворца и на Лазаря, воскрешенного из мертвых. Ст. 10—11. <b>Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса</b>. Первосвященникам досадно было, что народ, при наступлении праздника, оставляет торжество и спешит из Иерусалима в Вифанию, чтобы видеть Иисуса Христа и воскрешенного Им Лазаря. Они боялись, как бы все иудеи, собравшиеся на праздник, увидев воскрешенного Лазаря, не уверовали во Христа; ибо многие приходили в Вифанию и, увидев Лазаря живым, искренно уверовали в Господа. На сем основании они собрали заседание Синедриона и решили в нем убить вместе с Иисусом Христом и Лазаря (ст. 12—20), чтобы таким образом стереть следы бывшего чуда и страхом заставить замолчать о нем. Но вышло то, чего они и не ожидали. Ст. 12—13. <b>На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев!</b> После воскресения Лазаря на Иисуса Христа стали смотреть, как на обещанного Мессию, Который сядет на престоле Давидовом и будет господствовать над израильским народом. Когда стало известно, что Христос на другой день, т.е. по окончании субботы — в воскресенье (по-нашему), идет в Иерусалим, тогда множество народа, пришедшего на праздник, не только из иудеев, но и язычников, вышли из Иерусалима навстречу Ему с пальмовыми ветвями и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев! Т.е. благословен грядущий по воле Господа Иеговы! Спаси нас несчастных, над которыми тяготеет иноплеменное иго, воцарись над нами! Ст. 14—15. <b>Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь СионоваI Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-zaharii/glava-9/?verse=9:9">Зах. 9:9</a>). Сион — это гора, на которой построена была верхняя часть города Иерусалима; дщерь Сионская — это то же, что граждане иерусалимские и весь народ израильский. Смысл приведенного евангелистом пророчества Захарии (Зах. 9:9) таков: «Принимай, народ израильский, Царя Христа, без страха, а с радостью. Это Царь благодатного царства, а не царства мира сего; не силою оружия приемлет Он это царство, но кротостью, терпением, перенесением страданий и крестной смерти. Этот Царь не подобен обыкновенным царям, которые совершают свои шествия на великолепных колесницах с многочисленной и славной свитой; Он восседает на мирном и кротком животном, покрытом бедными одеждами своих незнатных учеников, прообразуя призвание язычников в церковь Свою». Ст. 16. <b>Ученики Его сперва не поняли иного; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему</b>. Ученики не поняли тогда пророчества Захарии о кротком Царе Мессии и не отнесли этого предсказания к Иисусу Христу. После же смерти и воскресения Его и сошествия на них Святого Духа, когда слава божественности Иисуса Христа просияла яснее солнца и когда сердце учеников сделалось чище и способнее понимать тайны царствия Божия, тогда вспомнили они и попили, что это было не простор событие, но исполнение древ него пророчества о восседании Его на осле и торжественном сретении его народом. Ст. 17—18. <b>Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо</b>. Здесь показывается побуждение, по которому народ торжественно встретил Иисуса Христа, и указывается связь события входа Его в Иерусалим с событием воскресения Лазаря. Бывшие с Иисусом Христом в Вифании и видевшие чудо воскресения Лазаря свидетельствовали пред жителями Иерусалима и пришедшими и праздник, что этот Иисус, восседающий теперь на молодом осле, воззвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Этим и объясняется, почему народ так торжественно и сретает Иисуса и радостно приветствует Его, как Царя израильского народа, обетованного Мессию. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 У этого растения и листья, и корни душистые («Душеполезное чтение», 1879, февраль, стр. 289)</li> </ul></span></div>