Слово на Пасху 1-е.<sup>1</sup> Слово на Пасху 2-е.<sup>2</sup> Слово на Пасху 3-е.<sup>3</sup> Слово на Пасху 4-е.<sup>4</sup> Слово на Пасху 5-е.<sup>5</sup> Слово на Пасху 6-е.<sup>6</sup> Слово на Пасху 7-е.<sup>7</sup> ____ <li>1<i>Слово на Пасху 1-е.</i></li> Иудеи празднуют пасху земную, отвергнув небесную, мы же, празднуя пасху небесную, оставили земную. Как совершалась она у тех, она была напоминанием о спасении первенцев иудейских, когда первенцы иудейские не погибли вместе с египетскими, будучи сохранены таинственно кровью жертвы пасхальной; совершающаяся же у нас пасха есть причина спасения всех людей, начиная с первозданного (человека), который во всех (нас) сохраняется и остается живым. Совершившееся и временное, будучи образом и подобием вечного, было приуготовлено для того, чтобы оттенить ныне воссиявшую истину; когда же явилась истина, образ сделался неуместным, – все равно как, при появлении царя в своем народе, никто не захочет, оставив самого живого царя, падать ниц перед его изображением. Ясно отсюда, насколько образ бледнеет перед истиной: именно, образ празднуется <span class="is-important">по поводу сохранения</span> кратковременной жизни иудейских первенцев, истина (по поводу дарования) вечной жизни всем людям. Ведь избавиться ненадолго от смерти – еще немного значит для того, кто несколько времени спустя все равно умрет, но много значит избежать смерти совсем. Это и случилось с нами, за которых заклан был Пасха – Христос. И даже само имя праздника, истолкованное согласно с истиной, имеет большее преимущество. Пасха по переводу значит прохождение, – когда губитель, избивая первенцев, проходил (мимо) дома евреев. Мимо нас губитель действительно прошел, так как он совершенно навсегда оставил нас, воздвигаемых Христом к вечной жизни. Таким образом, установление ветхозаветной пасхи следует рассматривать духовно и созерцать верою сообразно с апостольскими толкованиями. Но верному естественно, конечно, стремиться к тому, чтобы понять этот образ во всем его объеме и притом именно со стороны соответствия его действительности, чтобы, таким путем, иметь возможность как бы телесными очами созерцать то, что само по себе духовно. Ему хочется, чтобы все относящееся к закону имело близкое отношение к Христу, чтобы через духовное телесное стало явственнее, и невидимое оказалось видимым как на живописной картине. Итак, когда Бог вознамерился навести десятую казнь на египтян (а заключалась она в положении первенцев), то Он сказал Моисею: "<i>месяц сей да будет у вас началом месяцев</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:2">Исх. 12:2</a>); первый месяц у вас из месяцев года. И установил сряду пасхальную жертву и помазание кровью на дверях, и от помазания ею обещал спасение первенцев. Если обратиться прямо к действительности, то какое значение должно придавать тому обстоятельству, что начало года приурочивается ко времени, когда совершилась спасительная пасха? Очевидно то, что и для нас истинная пасхальная жертва является началом вечной жизни. В самом деле, год есть символ вечности, потому что, делая круг, он всегда вращается в самом себе и не останавливается ни на каком конце. И Отец будущего века, Христос, жертва за нас принесенная, делая всю нашу прежнюю жизнь стоящею вне времени, дает через купель возрождения начало другой жизни, по подобию своей смерти и воскресения. Поэтому всякий, зная принесенную за него в жертву Пасху, должен считать началом своей жизни то время, с которого Христос сделался жертвой за грех. А жертвой становится Он за него тогда, когда он познает благодать и поймет начавшуюся через ту жертву жизнь. И познав это, должен стремиться получить начало новой жизни и более не возвращаться к прежней, конца которой достиг. "<i>Мы умерли</i>", сказано, "<i>для греха: как же нам жить в нем</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-6/?verse=6:2">Рим. 6:2</a>)? Таково символическое значение начала года. Далее, в десятый день месяца повелевает Господь взять по агнцу каждому дому и притом так, чтобы в каждом доме собралось столько человек, сколько нужно для того, чтобы съесть агнца всего без остатка; закалать же агнца нужно было в четырнадцатый день к вечеру. Итак, пять дней жертва находится вместе с теми, кому она должна доставить спасение, на исходе же пятого дня жертвенное животное закалывается, смерть проходит мимо, спасенный наслаждается непрестанным светом и луны, светящей всю ночь, и солнца, сменяющего луну; это именно бывает в пятнадцатый и притом полнолунный день. Пять этих промежутков указывают, что все время мира делится на пять периодов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до пришествия Христа и пятый – период самого пришествия. В это время спасение через блаженную жертву уготовлялось для всякого человека, но еще не совершалось. В пятом же периоде времени приносилась истинная жертва, и спасаемый ею первозданный человек достигал непрестанного света. И то, что пасха совершалась не в самый вечер, а к вечеру, показывало, что не в самом конце настоящего времени, но к концу пострадает Христос. Такое деление времени подтверждается и притчей, в которой день разбивается на пять частей, так как рассказывается, что в виноградник, т.е. на делание правды, одни званы были с первого часа, другие с третьего, иные с шестого, иные с девятого, а иные с одиннадцатого. И как различно было это призвание, так различно и оправдание: одно при Адаме, другое при Ное, иное при Аврааме, и иное при Моисее; последнее же и самое совершенное – во время пришествия Христа, когда по притче Спасителя последние получают награду первыми. Именно мы, за которых Христос сделался жертвой, первыми получаем возрождение в крещении, после того как Христос воскрес и Святого Духа послал для нашего обновления. Таково именно таинственно созерцаемое символическое значение жертвы, приносимой в четырнадцатый день, и следующей затем светоносной ночи и дня. То же, что жертвенное животное в каждом доме съедалось сполна и мясо не выносилось вон, показывает, что спасение во Христе получает один только дом: этот дом – церковь, сущая по всей вселенной, прежде чуждая Богу, а теперь одна только вступившая с Ним в родство, через принятие посланных Господом Иисусом, все равно как жилище Раави, бывшей блудницы, приняв к себе соглядатаев, посланных Иисусом, одно только и сохранилось при разрушении Иерихона. И как множество еврейских домов имеет значение одного, так и находящиеся по городам и странам церкви, будучи по счету многочисленными, составляют одну только церковь: один в них Христов повсюду, совершенный и неделимый. Потому что жертвенное животное в каждом доме должно было быть совершенным и не делилось на отдельные части. Ведь и Павел говорит, что все мы потому и составляем едино во Христе, что "<i>один Господь, одна вера</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:5">Еф. 4:5</a>). Итак, необходимо признать, что неделимым единством жертвенного животного закон прообразовал Христа, предъизображая им же вместе с тем и единство Церкви. Во Христе, в жертве Его, мы имеем спасение, и все, что было до Его пришествия, мы познаем как предуготовление к этому пришествию, и дело спасения всего человечества с самого начала поставлено было так, как будто перед глазами всех все время была совершаема жертва Христова, за всех приносимая. Но принадлежит это спасение, как нам известно, одной лишь Церкви, и никто не может вне Церкви и веры ни быть сообщником Христу, ни спасаться. Зная это, мы понимаем, что спасение всего мира совершается не от дел закона, но во Христе, и безбожным ересям не оставляем никакого основания для надежды, но полагаем их вне всякой надежды, так как они не имеют ни малейшего общения со Христом, но тщетно прикрываются спасительным именем ко вреду и обману тех, кто больше обращает внимания на название и внешность, чем на истину. Итак, пусть никто не отрывает от Христа того, что было издревле, пусть никто не думает, чтобы кто-либо из живших прежде мог спастись без Христа; а тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и истине, тех пусть никто не именует и христианами и не поддерживает общения с ними: да это и невозможно, потому что не выносится из священного дома жертва и не предлагается для общения находящимся вне его. Посмотрим теперь на прообразовавшего славу Господа агнца. Требовалось, чтобы Он был непорочен, мужского пола, и однолетен. Прежде всего он обладал непорочностью и совершенством, потому что один Христос исполнен всякого совершенства и всецело беспорочен, и ни с какой стороны, от начала и до конца не нуждается ни в каком оправдании, как и сам говорит: "<i>так надлежит нам исполнить всякую правду</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-3/?verse=3:15">Мф. 3:15</a>). Потому-то для всех жертв и употреблялись всегда животные совершенные и беспорочные, что они служили прообразом Христа. И жрецам Бог повелел быть вполне совершенными и неповрежденными телом, потому что они были прообразом истинного Жреца. Затем, пасхальный агнец должен быть мужского пола, потому что этому полу по природе принадлежит главенство и преимущество, как и у людей мужчина имеет телесное преимущество перед женщиной. И Христос по природе и в действительности есть Глава и Царь, так как, будучи небесным человеком, соединился с нами, как брат, по телесной природе, но стоит выше нас, как Господь, по духовной стороне, по Своей божественности. Поэтому и женихом является только Он один, если считать невестой все человечество; даже Иоанн, величайший из пророков, не был женихом, как видно и из его слов о Христе и о себе: о Христе он говорил: "<i>имеющий невесту есть жених</i>", а о себе: "<i>а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-3/?verse=3:29">Ин. 3:29</a>). И апостолы все – не женихи Церкви, хотя без сомнения они и приняли по благодати подобие Христу, сделавшись сынами Христа через Христова Духа. Но что говорит блаженный Павел? "<i>Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:2">2 Кор. 11:2</a>). Итак, Господь – поистине Глава, Владыка и Царь, не только потому, что был Богом среди людей, но и по предвечному божеству, потому что по природе Он – Царь всякого создания, не по благодати получивший царство, но имеющий его поистине и по рождению от Отца. Агнец, заметь, был однолетним; это означало, что Господь будет новым на земле и совершенно непричастным той ветхости, какая возобладала в людях. Поэтому, если кто называет Господа простым человеком и полагает, что Христос был нашей природы, для того Он уже не будет агнцем совершенным и непорочным, потому что никто из людей не беспорочен, не будет агнцем мужского пола, потому что никто из людей не имеет прирожденного и всецелого телесного превосходства в сравнении с одинаковыми по природе людьми. И кто причисляет Господа к твари и утверждает, что Он имел не истинное божество, а полученное по благодати, у того и агнец, приносившийся за него в жертву, не мужского пола, – тот не узнал Царя по природе, а обращает его в иного, различного и по природе и по существу. Точно также если кто-нибудь припишет Христу что-либо из свойственного ветхому человеку, например, осмелится утверждать, что Он причастен греху, или подлежит рабству закона, или подлежит по необходимости смерти, для такого однолетний агнец не может уже служить прообразом Христа, – для того незаметным прошло обновление, принесенное Христом. Остается уразуметь символическое значение агнца и козла. Именно, агнец, сообразно с Исаией, есть символ кротости Христа: "<i>как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-53/?verse=53:7">Ис. 53:7</a>); козел же по закону есть жертва за грех: "<i>козу</i>", сказано, "<i>за грех</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/levit/glava-5/?verse=5:6">Лев. 5:6</a>). Итак, кроткий, как агнец, Он дал привести Себя и, затем, был принесен в жертву за грех, как козел, отдав самого себя по смирению на спасение людей, – какового спасения и мы да достигнем по вере и любви к пострадавшему за нас Господу Иисусу Христу, через Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь. (Свт.Иоанн Златоуст, т.8, «На Пасху 1»). <li> * *</li> <li>2<i>Слово на Пасху 2-е.</i></li> Предполагаемое значение прообразов в законе подтверждается самой истиной. Так, например, агнец беспорочен, как и предсказал закон о пасхальной жертве, мужского пола, однолетний, взятый в десятый день месяца, приносится в жертву в четырнадцатый к вечеру, причем счет месяцев начинается с того времени, когда совершалась пасха. Именно, все это относится ко Христу и страданию Его, и в Нем получает оправдание своей истинности и необходимости; взятое же само по себе оно не может иметь никакого смысла. Те, которые не знают Христа, не нашли бы оправдания этим требованиям закона и не могли бы объяснить, зачем Бог дал такие повеления о ветхозаветной пасхе. И в самом деле, нет какого-либо иного основания для установления жертвы за спасение первенцев и для совершения помазания кровью при входах. Что, в самом деле, за сила в заклании жертвенных животных для спасения первородных? Что за необходимость в помазании кровью знака на домах? Без сомнения, Бог и без знаков знал дома евреев, так что и выражению: "<i>увижу кровь и пройду мимо вас</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:13">Исх. 12:13</a>) оставалось бы только удивляться. Но возводя и эти повеления к истине, ты узнаешь присущий им смысл, как и было уже показано выше на нескольких примерах. Когда, именно, беспорочная Жертва пострадала за нас, смерть, начавшаяся от первозданного человека, уничтожается, и первозданный человек, живущий во всех нас, спасается, оживотворяемый воскресением Христа. И, по справедливости, для всех причастников той жертвы жизнь, разрешающая узы греха и смерти, делается спасительным знаком. На нее-то взирая, Бог спасает спомазавшихся Ему верою, которые не иначе и могут избежать справедливо карающего ангела, как только ради пролитой за нас по человеколюбию крови. Видишь, какой смысл имеет прообраз, рассматриваемый согласно с истиной? Таким образом, если кто-нибудь из иудеев вздумает говорить: для чего Христос пострадал, чтобы спасти мир, как будто бы он не мог быть спасен и без этого? – На это должно ответить ему: зачем приносилась пасха для спасения иудейских первенцев, как будто бы они не могли бы быть спасены и без этого? И он не в силах будет ответить что-нибудь (потому что Бог, конечно, не нуждался ни в жертве, ни в знаке, чтобы узнать дома). В нашу пользу говорит это дело и лишний раз подтверждает истинность святой веры, показывая, как неправедность наша уничтожается праведностью Христа, – других средств к разрешению ее и не было (так точно тьма рассеивается только светом), – и как наша смерть уничтожается жизнью Христа, точно тьма светом. Потому-то и священна та жертва, что она была прообразом истинной. А эта истинная, – преданная по неведению нечестивых смерти и погребению, советом же Божиим принятая в качестве священной жертвы и сделавшаяся по собственной воле приношением для Отца, – священна по существу, как истинная жертва. Предал, говорит, Отец Сына за нас, и Христос "<i>предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:2">Еф. 5:2</a>). И для одних, искавших смерти Христа, совет этот принес пагубу, для других же, которые искали спасения, ради смерти Христовой, вера их послужила ко спасению. Мимо них проходят месть и смерть, потому что смерть теряет над ними свою пагубную власть, согласно со словами Спасителя: "<i>кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:51">Ин. 8:51</a>). Ради пролитой за нас крови мы получаем Духа Святого. Если же соединяются вместе и кровь и Дух, то для того, чтобы мы могли принять через однородную с нашею кровь неоднородного с нами Духа Святого и через это преградить доступ к нам смерти. Доступ же смерти двоякий, почему и знак крови делается тоже двоякий. "<i>На обоих</i>", сказано, "<i>косяках и на перекладине дверей</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:7">Исх. 12:7</a>). Входит смерть через грех, как говорит апостол. Грех же в нас бывает то следствием страсти (а она двоякая: или состоит в чувственном расположении души к изнеженности, или в жестокой грубости), то плодом мысли, когда она принимает направление неправильное и ненормальное. Рассудок, все равно как притолока или верхняя перекладина в дверях, лежит выше обоих столбов страсти, будучи главным и высшим по природе. Страсть может быть уподоблена столбам, находится ниже рассудка, как точно и столбы стоят под притолокою. Какие же страсти ведут к изнеженности? Объядение, пьянство и страсть к плотскому общению. Какие грубые страсти дущи? Гнев и разные виды себялюбия, перечисляя которые Павел говорил: "<i>будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:13, 14">Рим. 13:13, 14</a>). Древнее помазание и подобно этому самому облечению, когда мы, принимая образ страдания Христа, облекаемся святостью Христа, – не предаваясь удовольствиям, и не ожесточаясь гневом. А если говорить как следует и с рассуждением, то помазание есть именно сама одежда, в которую мы облекаемся, – мудрость не плотская, но Христова, так что по плотскому уму мы умерщвляемся, становимся как бы мертвыми, а умом украшаемся духовным. Когда мы таким образом облекаемся, тогда уже ни через неразумные страсти, ни через несмысленные помыслы грех не может подступить к нам и смерть не может возобладать над нами. Таков без сомнения тайный смысл помазания. Вслед за помазанием наступает ядение, вселяющее в нас божественное тело и приводящее к единению с ним. "<i>Съедят</i>" говорится, "<i>мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:8">Исх. 12:8</a>). Ночь – это настоящий век. "<i>Ночь прошла</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:12">Рим. 13:12</a>), говорит Павел. Вкушение святого тела при посредстве огня указывает на горячую и кипящую ревность. "<i>Духом</i>", говорится, "<i>пламенейте</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-12/?verse=12:11">Рим. 12:11</a>), и: "<i>огонь пришел Я низвести на землю</i>", говорит, "<i>и как желал бы, чтобы он уже возгорелся</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-12/?verse=12:49">Лк. 12:49</a>). Как огонь, когда говорится об употреблении мяса, указывает на горячую поспешность, так опресноки обозначают простоту, а горькие травы последующие мучения. "<i>С пресным хлебом</i>", сказано, "<i>с горькими травами пусть съедят его</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:8">Исх. 12:8</a>). Простым и незлобивым становится нрав человека, освободившись как бы от закваски, от всего ветхого и лукавого и восприняв новое и нехитростное, чтобы оно квасило. "<i>Пасха наша</i>", говорится, "<i>Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-5/?verse=5:7, 8">1 Кор. 5:7, 8</a>). А горькое – это скорби: "<i>но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:3-5">Рим. 5:3-5</a>). "<i>Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-14/?verse=14:22">Деян. 14:22</a>). Таким образом мы принимаем скорбь в качестве приправы, в надежде получить через это царство. Запрещено было есть мясо сырым. При буквальном, плотском понимании остается совершенно непонятным, почему это Бог запрещает то, чего никогда не бывает, потому что никто не станет есть сырого; по отношению же к нам – это запрещение имеет величайшее значение: не приступать к принятию божественного тела без подготовки, потому что невоспринятым оно остается у тех, которые нерадиво принимают его, не подготовляясь к такому общению добрыми делами. "<i>Вера</i>", говорится, "<i>без дел мертва</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/poslanie-ap-iakova/glava-2/?verse=2:20">Иак. 2:20</a>). И вследствие этого на нерадивых насылаются скорби для их пользы, – чтобы они были, как говорит Павел, участниками святости его. Любовь к плотским удовольствиям рождает бездеятельность относительно духовных дел. Поэтому, обозначая это другим символом, законодатель запрещает есть мясо вареным в воде, потому что варится мясо для того, чтобы оно было приятнее на вкус, при вкушении же божественной пищи нельзя думать об удовольствии: духовная сила не соединяется с плотским расположением. Поэтому, говорит, не вари священного мяса, с разными приправами, но ешь его просто печеным на огне, с напряженным старанием, чуждым удовольствия. Любовь к удовольствию несовместима с любовью к Богу, как говорит Павел: и для тех, "<i>их бог – чрево</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:19">Флп. 3:19</a>), Бог не есть Бог. И тех, которые превращают евхаристию в пышные пиры, обращая освящающее приобщение в повод к обильному питанию и разнообразному питью, апостол не одобряет. К ним Павел говорит: "<i>вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:20-23">1 Кор. 11:20-23</a>). Таким небрежным отношением к святой пище апостол и объясняет постигавшие их искушения, потому что в нечистоте приступали они к святыне. "<i>От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:30, 31">1 Кор. 11:30, 31</a>). Повинны мы в нечестии против Господа, когда без достаточной готовности тела приступаем к соединению с Его телом, которое Он дал нам для того, чтобы мы, соединившись с ним, могли бы соединиться с Духом Святым. Для того Слово Божие всецело и отдало самого себя телу и сделалось плотью, по евангельскому голосу, чтобы мы, не будучи в состоянии иметь общения с Ним, как Словом, приобщились бы Ему, принявшему плоть, сделав, по возможности, сродной свою плоть с духовной плотью и дух со Св.Духом, чтобы стать подобными Христу, сделавшись храмом Духа, как говорит апостол: "<i>вы храм Божий</i>", и еще: "<i>не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-3/?verse=3:16">1 Кор. 3:16</a> и <a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-6/?verse=6:19">1 Кор. 6:19</a>)? И через соединение с Духом касаемся и тела Христа, и, пребывая в святости, становимся членами Христа. "<i>Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:15">1 Кор. 11:15</a>). Вот какими подробностями обставил закон приготовление священной пищи, вот какими символами, к нашей пользе направляя тогдашние прообразы. "<i>Голову</i>", сказано, "<i>с ногами и внутренностями</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:9">Исх. 12:9</a>): голова указывает на начало явления к людям, на первое пришествие, а ноги указывают на конец, на второе пришествие, без которого первому нельзя верить, так как на нем не все, предсказанное пророками, исполнилось. Вот почему иудеи и не верят (пришествию Христову), думая, что пришедший так не есть Христос, потому что не исполнилось то, что относится к славному пришествию. Поэтому, вместе соединив, сказал: "<i>голову с ногами</i>", т.е. первое пришествие со вторым, чтобы и с позором приведенного на заклание Агнца ты принял, как Господа, и в нем мог увидеть Царя, являющегося со славою. И то, и другое предсказал пророк Исаия; и не требуй поэтому избавления Иерусалима теперь же, но ожидай его впоследствии: "<i>и придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-59/?verse=59:20">Ис. 59:20</a>), когда Он сам спасет остаток народа, который должен обратиться к Нему. При первом же пришествии Его исполнилось, как можешь видеть, противоположное: оставил дом мой, расточил наследство мое, и еще: "<i>Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого</i>" (Ис. 53:9). Итак, "<i>с ногами и внутренностями</i>" – это предостерегало иудеев, чтобы не отделяли бесславного пришествия Господа от славного и чтобы по неверию не были отделены от общения с ним. Но "<i>с и внутренностями</i>", – сказано. Что это значит? То, чтобы вы не соблазнились тем, что будет видимо, но и замечали сокровенное; не человеком считайте Его наравне с собою, потому что Он человек по телу, но познавайте Его духовно и вы узнаете в Нем Отца. Пока ты не видишь того, что находится внутри, и не имеешь с ним внутреннего общения, ты еще не увидел Христа, думая, что Он человек, а не Бог. А Он сам говорит: "<i>видевший Меня видел Отца</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:9">Ин. 14:9</a>). Нужно рассмотреть и это выражение: "<i>не оставляйте от него до утра</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:10">Исх. 12:10</a>). И его объясняет нам Павел, говоря, что воспоминание о страдании Господа будет совершаться, пока Он не придет (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:26">1 Кор. 11:26</a>). Оно совершается столько времени и спасает совершающих, пока не пройдет настоящая ночь и не настанет утро, и Христос живой воссияет нам с неба, спасая жизнью Своею, как ныне спасает смертью: "<i>ибо если</i>", говорится, "<i>будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:10">Рим. 5:10</a>). Итак, уже смертью Христа мы спасаемся, а тогда будем спасаться и жизнью Его. Таково символическое значение запрещения оставлять что-либо из жертвенного мяса до утра. И мы также будем тогда живыми, и наша теперешняя смерть проходит; между тем как теперь мы спасаемся не иначе, как через смерть, тогда будем иметь спасение жизненное. "<i>О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе</i>/" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:2-4">Кол. 2:2-4</a>). Поэтому, если остается что-либо из жертвенного мяса, оно сжигается огнем, чтобы мы знали, что в настоящем веке Христос умер за грех однажды, и смерть над Ним более не господствует, но уничтожена силою Духа, как будто огнем, когда жизнь овладела знамением смерти. "<i>Костей ее не сокрушайте</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:46">Исх. 12:46</a>). Блаженный Иоанн относит это к телу Христа, которое было сохранено, потому что голени Его не были переломлены; но это имеет также и духовное значение, – потому что твердость Его оставалась непобедимою, и поэтому тление не коснулось тела Его, так как оно имело самое прочное и несокрушимое основание, будучи устроено не телесным, но божественным способом, имея божественное происхождение, не подверженное человеческому тлению. "<i>Плоть Его не видела тления</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-2/?verse=2:31">Деян. 2:31</a>). После такого исследования о спасительном употреблении священной пищи, мы теперь прекратим слово, остановив прочее до другого раза, и попросим у Господа того, чего просил Давид: "<i>открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:18">Пс. 118:18</a>), – чтобы у нас чтение закона не было таким неразумным, как у иудеев, остановившихся на одних образах, но чтобы, мысля о божественных символах божественно, мы достигли самой святой истины во Христе Иисусе Господе нашем, через Которого и с Которым слава Отцу со Святым Духом во веки. Аминь. (Свт. Иоанн Златоуст, т.8, «На Пасху 2»). <li> * *</li> <li>3<i>Слово на Пасху 3-е.</i></li> Святость Христа предуказывалась пасхальной жертвой с беспорочным агнцем, спасение людей в страдании Христовом – спасением первенцев, данным через пасхальную жертву, на освящение же указывало ядение (жертвы). И об этом нами уже было раньше сказано. Теперь из остального, указанного в законе, следует рассмотреть то, как должно приготовлять себя тому, кто будет принимать освящение, как приступать к приобщению святыни, какую жизнь проводить после того, как сделаешься причастником и сообщником святого. И вот, каким образом должно приготовляться тому, кто намеревается быть сообщником Христу, законодатель образно указал нам в обрезании, говоря: "<i>вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:43, 44">Исх. 12:43, 44</a>). Обрезание же тогда было только частичным, не будучи полезным само по себе, потому что нисколько не лучше казался человек от обрезания сравнительно с необрезанным. Напротив, израильтяне даже порицались по этому поводу от Бога: "<i>ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ieremii/glava-9/?verse=9:26">Иер. 9:26</a>). Истинное обрезание есть обрезание всей плоти, делающее приятным и угодным Богу того, кто обрезан сердцем, у кого снято плотское покрывало, которое мы имеем по наследованию от родителей и которое должно быть снято у нас; закон, повелевая обрезывать детородные члены, наперед указал в этом символ рождения и покрова, сопровождающего нас от рождения. Итак, тот, кто не оставляет плотского образа жизни, тот не достигнет общения со Христом. "<i>Обрезание – мы, служащие Богу духом, и не на плоть надеющиеся</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:3">Флп. 3:3</a>). Только сердце, свободное от всего плотского, истинно может служить Богу и духом соединяться со Христом. Началом этого обрезания служит страдание за нас Господа, пренебрегшего Своею плотью и принявшего ради нас само обрезание; на нас же это таинство отпечатывается в крещении, а исполняется в жизни сообразно Христу. "<i>В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:11, 12">Кол. 2:11, 12</a>). Итак, пока ты не оставил плотских привычек, ты, как инородный и чужестранец, и не будешь участником и сообщником со святым, пришедшим с неба, Христом: тот сам должен быть небесным, кто хочет подойти к небесному, небесным же никто не может сделаться, не оставив земного. Таким образом, наперед умертвив в себе ветхого человека благодатью крещения, через усердие в духовных делах ты подойдешь ко Христу и приобщишься к Нему. Во-вторых, нужно видеть, каковыми были по закону все участвовавшие (в ядении) пасхи, для того чтобы узнать, какими должны быть и мы для участия со Христом. "<i>Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:11">Исх. 12:11</a>). Дорожная одежда, надетая и хорошо подпоясанная, указывает на скорую готовность идти навстречу обетованию Божию, как и Израиль тогда, готовый в путь, отправлялся в землю обетования. Обрати же внимание на духовного путешественника, какое он имеет перед тем преимущество. Он спешит не на эту дальнюю землю обетования, не временные блага преследует, не землю меняет на землю, не Иудею вместо Египта; но что говорит такой путешественник о своем путешествии? "<i>Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:13, 14">Флп. 3:13, 14</a>). Вот чресла, препоясанные истиною, по апостолу (Еф. 6:14)! Так именно ты будешь проворным в добром течении, если оставишь все теперешнее – пустое и ложное, по Давиду (Пс. 38:8), станешь искать будущей истины и по ней томиться. Ноги – обутые, говорит, готовностью благовестия мира, способные для всякого доброго бега, каким упрочивается для нас мир с Богом, как говорит апостол: "<i>мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:1">Рим. 5:1</a>), и еще: "с терпением", говорит, "<i>будем проходить предлежащее нам поприще</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-12/?verse=12:1">Евр. 12:1</a>), и еще: "<i>бегу, чтобы получить</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-9/?verse=9:24, 26">1 Кор. 9:24, 26</a>). Посохи у них в руках – это надежда или утверждение души в Боге, чтобы не поколебаться в скорбях, как и сказал Павел (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-fessalonikijcam-ap-pavla/glava-3/?verse=3:3">1 Фес. 3:3</a>), но быть твердым. "<i>Ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:11">Исх. 12:11</a>). Не для беспечных эта еда, не для удовольствия, не для тех, кто небрежен и склонен к бездеятельности, но для тех, кто имеет дух бодрый и напряженный, почему она и доставляет нам минование губительного мщения, когда посылает его Господь. Поэтому говорит: "<i>это – Пасха Господня</i>", что один переводчик прямо истолковал: "<i>перехождение Господу</i>". В-третьих, после такого принятия божественной пищи, мы посмотрим, какова должна быть и жизнь того, кто принял это святое питание. На это именно указывают опресноки и дни опресноков. Иудеи вот заботятся об опресноках и думают, что семь опресночных дней доставляют им что-то особенное, не едят квасного хлеба и не держат его у себя, не будучи в состоянии указать какую бы то ни было пользу от этого дела, потому что они образ выполняют, а не истину. Ты же понимай опреснок согласно слову апостола и как мы показали, именно, чтобы душа была чиста и не запятнана никаким злодеянием, чтобы был новый образ жизни без всяких прежних пороков. Очевидно, так нужно понимать эти слова: даже и следа чего-нибудь подобного "<i>не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:19">Исх. 12:19</a>). Возвращение к прежней порочности есть гибель для того, кто был переведен в новую жизнь. "<i>Если живете по плоти</i>", сказано, "<i>то умрете</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:13">Рим. 8:13</a>). Какое символическое значение имеют семь дней (опресночных)? Семь дней, говорит, ешьте опресноки. Семь дней, как это и есть на самом деле, обозначают все время, потому что после седьмого дня, который есть покой, начинается возвращение первого, и этот круг времени идет вперед, обращаясь через семь дней в самого себя. Во все, конечно, время следует тебе жить в простоте и чистоте, и это поистине спасительно. "<i>Если</i>", сказано, "<i>духом умерщвляете дела плотские, то живы будете</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:13">Рим. 8:13</a>). Характер того, кто не ищет плотского, прост, незлобив, не лукав, чужд всего худого и ненавистного. Почему же первый день и седьмой называет святыми, говоря: "<i>и в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:16">Исх. 12:16</a>)? Потому что как первый день показывает начало, в которое мы освящаемся через принятие Святого Духа, так седьмой день обозначает конец, когда именно мы, освободившись от тела, бываем со Христом и приходя к Господу, оставив странствование земное, всецело переносимся к святости. "<i>Водворяясь в теле, мы устранены от Господа</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-5/?verse=5:6">2 Кор. 5:6</a>). Закон требует, чтобы эти дни были свободны от работ. "<i>Никакой работы</i>", говорит, "<i>не должно делать в них</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:16">Исх. 12:16</a>). Это показывает, что душа не должна уклоняться в сторону земных попечений и оставаться в рабстве, несоответствующем служению Богу, но что только то одно с ревностью должно исполнять, только на то употреблять усилие, в чем для нее есть польза. На это же самое указывает и следующее выражение: "<i>только что есть каждому, одно то можно делать вам</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:16">Исх. 12:16</a>). Поэтому Господь, приводя к объяснению покоя по закону, так как покой искали в отдыхе от суетных дел, а не в том, что относится к пользе души, предложил фарисеям: "<i>должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-3/?verse=3:4">Мк. 3:4</a>)? Если правильно и сообразно Христу хочешь соблюдать субботу и праздничный покой, воздерживайся от мирских забот и занятий, а заботься о том и делай то, что относится к Богу и пользе души. И тогда будешь истинно и правильно проводить субботу и праздновать святой праздник, образ того, что у Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. (Свт. Иоанн Златоуст, т.8, «На Пасху 3»). <li> * *</li> <li>4<i>Слово на Пасху 4-е.</i></li> Пасху празднуют иудеи в воспоминание освобождения из Египта и избавления первенцев от смерти. Само название – "пасха" – означает прохождение смерти; такое значение оно имеет на языке еврейском. Пасху празднуем и мы, но не как избавление от временной смерти, подобно тем, и не как освобождение от временного рабства, но как совершенное избавление от смерти, как совершенное освобождение от рабства дьяволу. Смерть первенцев миновала тех, которые принесли в жертву прообразовательного агнца и помазали кровью части дверей, нас же смерть, начавшаяся от первозданного (человека), минует, не будучи в силах удержать тех, которые вкусили жертвы божественного Агнца и запечатлены верою в спасительную кровь. У тех земной агнец, у нас же с неба, – как у Авраама, когда он имел посланного Богом агнца для принесения вместо сына, – поистине посланный от Бога с неба Агнец, принесенный за нас, чтобы более мы не оставались во власти смерти через неодержимого ею Христа. Послал, сказано, Бог Сына Спасителем мира (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-3/?verse=3:17">Ин. 3:17</a>), и: "<i>сошел</i>", говорит "<i>с небес</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-6/?verse=6:42">Ин. 6:42</a>). И Креститель свидетельствует о Нем, говоря: "<i>вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:29">Ин. 1:29</a>). Бессловесный агнец не уничтожает греха, а вследствие этого и происходящей от греха смерти; разумнейший же Агнец освободил от греха, уничтожив вместе с ним и смерть. Выводит нас не из земли египетской в землю иудейскую, но в вечное владение от мира тленного. Он – Агнец и вместе Пастырь, ведущий овец. Впереди, говорит, пойду, ведя их к вечной жизни. Начало месяцев у иудеев – заклание в жертву агнца и выход из Египта; у нас же начало жизни – страдание Христа и удаление со Христом от мира, – потому что мы тогда живем, когда умираем для мира, тогда возрождаемся для Бога, когда оставляем земное рождение. Агнец неделимый, съедаемый в одном доме, в духовной Церкви, иначе же нигде не получаемый, как и плотским иудеям заповедано не выносит мяса агнца из дома. Хлеб пресный был у тех, кто ел пасху; у нас же общение со Христом при новом, юном и простейшем духе, как ново и просто тесто опреснока. Горькие травы, с которыми ели тогда пасху, указывали на наши скорби, через которые мы принимаем участие в страданиях Христа, потому что горько мучение, хотя бы плод от него был и сладок. Костей агнца не ломали, и это закон повелевал, предъизображая Христа, потому что, как повествует евангелие, никто не перебил святых голеней Господа: "<i>да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится</i>" (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-19/?verse=19:33, 36">Ин. 19:33, 36</a>). Мясо ели ночью, на день не оставляли, потому что и смерть Христова воспоминается в настоящем веке, в будущем же является жизнь. Внешний вид евших пасху – одежда подпоясанная на бедрах, сапоги на ногах, в руках палки: вся обстановка путешественников, приготовившихся к поспе