... <i> «Всякое отступление от Православия есть повреждение ясного духовного зрения, а также ослабление духовных сил» «Те, которые хулят церковные законы, те хулят Самого Христа, Который есть Глава Церкви»</i> ... <b>В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово</b> На литургии в день Светлого Воскресения читается начало Евангелия от Иоанна о Божественном Слове. Когда все исполняется Светом Воскресения Христова и небеса соединяются с землей в прославлении Победителя смерти, Евангелием возвещается Кто Он: «<i>В начале</i> (по древнему переводу – искони) <i>было Слово</i>». О Слове говорилось еще в Ветхом Завете: «<i>Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-32/?verse=32:6">Пс. 32:6</a>), «<i>Посла Слово Свое, и исцели я</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-106/?verse=106:20">Пс. 106:20</a>). Особенно ярко и выразительно о могущественном действии Слова Божиего сказано в книге Премудрости Соломона. Однако ветхозаветные люди под Словом Божиим подразумевали лишь проявление воли и действия Божьего. Ныне же благовествует Иоанн, что Слово Божие есть Сам Сын Божий Единородный, Второе Лицо Святой Троицы. Почему Сын Божий именуется также Словом? Потому что через него Отец выражает Свою волю. Слово Божие не таково, как слово человеческое. Человек выражает словом свои мысли и желания. Но слово, сказанное человеком, умолкает и исчезает. Выраженное им желание иногда исполняется, а часто остается невыполненным. Слово Божие вечно и всемогуще. Оно всегда у Бога. Слово человеческое есть его служебная сила. Слово Божие есть Второе Лицо Святой Троицы. Оно Само Бог. Бог Слово есть Сын Божий и любит Отца, и все добровольно творит по Его воле. Точнее – у них одна воля. Бог Отец любит Своего Сына и все творит через Него. Ничего не создано Отцом помимо Сына. «Имже вся быша». Все через Него начало быть и без Него ничего не начало существовать, что существует: <b>«Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:3">Ин. 1:3</a>) (Как об этом говорит 2-й член Символа Веры). Когда в книге Бытия говорится, что при творении мирa Бог «рече да будет Свет, рече да будет твердь», то это значит, что Бог Отец захотел сотворить свет, твердь и прочее и что Слово, Сын Его, привело это в исполнение. Слово Божие дает жизнь. Оно есть источник жизни: <b>«В Том живот бе и живот бе свет человеков».</b> Слово Божие есть Свет, через Него являет Себя Бог Отец и возвещает Свою божественную волю: <b>«Бе свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущего в мир»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:9">Ин. 1:9</a>). Тот Свет не может сокрыть никакая тьма: «Свет во тьме светит и тьма его не объят». Мрак греха овладел человечеством после грехопадения, но не мог сокрыть Божественного Света. Согласно воле Отчей, Сын Божий освятил мир, сошед на землю и воплотившись. <b>«Слово плоть бысть и вселися в ны»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:16">Ин. 1:16</a>). Приготовить путь Ему в сердцах людских послан был Богом Иоанн Предтеча. Он проповедовал о Христе и призывал веровать в Него, ибо Он Сын Божий. Задолго до того через Моисея был дан Закон. Но Закон, ограничивая зло, не мог спасти людей. Внешне исполняя Закон, люди оставались полными зла внутри себя. Посему мир не узнал пришедшего на землю Своего Творца, Сына Божия: <b>«В мирe бе, мир Тем бысть, и мир Его не позна: во своя прииде, и свои Его не прияша»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:10–11">Ин. 1:10–11</a>). Блюстители Закона не прияли воплотившееся Слово, ибо нестерпим был для них Свет Его. Но преданный ими на смерть Источник Жизни, сошед во ад, Разрушил его, разогнал мрак Своим Божественным Светом. Воскресши из мертвых, Христос отверз врата Царства Славы Своей всем верующим в Него. Уверовавшие в воплотившегося Сына Божия и приявшие Его в свою душу и сердцем становятся чадами Божиими. Благодать Божия духовно возрождает их, вселяясь в них и давая силы любить Истину и творить волю Господню. <b>«Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:12">Ин. 1:12</a>). Возрожденные благодатию, если до конца земной жизни пребудут в ней и будут идти путем, указанным Христом, Светом истинным, удостоятся приять от Него новый дар: они вечно будут наслаждаться в Царстве Отца Небесного зрением Славы Сына Его Единородного, Славы, превосходящей все в мирe, испытывая при том радость и блаженство невыразимые. То же превечное Божие Слово, которым сотворен мир, спасло и возродило к новой радостной жизни род человеческий Своим воплощением и Воскресением. Светлое Воскресение есть торжество Бога Слова, день победы Его над адом и смертью, начало новой жизни и вечного веселия, Им даруемого. Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии, и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим. Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Бог есть огнь <i>Бог есть огнь поядаяй</i>. Когда предмет прикасается к огню, то меняется: или сгорает, или закаляется. Так человек, прикасаясь к Богу или гибнет, или спасается. Огонь – всегда огонь! Но вот от прикосновения к нему получается и пепел, и сталь, в зависимости от того, что прикасается. Так происходит и с человеком, и все зависит от того, что принесет он к огню Божественному – в каком состоянии он прикоснется к Богу. Если держит себя как железо, то железная сила станет стальной. Если распускается до слабости соломы – сгорит. Каждый человек, рано или поздно, неизбежно прикоснется к Богу, и горе ему, если не приготовится к той встрече. Толстой небрежно, самоуверенно, а не в страхе Божием, приблизился к Богу, недостойно причастился и сделался богоотступником. Настанет час, когда будет прикосновение с Божией силой, хотим мы того или нет. Лопата в руке Господней. Лопатой подбрасывается зерно и солома, и последнюю относит ветер, а зерно падает у ног Хозяина и его собирают в житницы, солома оставляется или сжигается. Неминуема встреча с Господом и надо к ней готовиться. Наши грехи – это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху. Надо знать о Страшном суде и отнестись к тому дню и событию как должно. Надо очистить свою душу, надо молиться. К тому событию надо отнестись ясно и сознательно, а не как животное, которое прячет голову, чтобы не видеть опасности.