Приятно мне говорить вам, хотя несколько, о песнопениях, которые мы поем, чтобы вы наслаждались не (одними) звуками, но и сам ум ваш равномерно воспламенялся силою слов. И так что мы пели ныне? “Воскресения день! да принесем самих себя (в жертву)”. Древле сыны Израилевы в праздники или торжества приносили Богу дары по Закону; т.е. жертвы всесожжения, начатки и т.п. Потому святый Григорий учит и нас подобно им праздновать Господу и возбуждает нас, говоря: “<b>Воскресения день</b>” <span class="is-important">Слово 1-е св. Григория Богослова на Пасху</span>, вместо: день святого праздника! день Божественного торжества! день Пасхи Христовой! Что же значит “Пасха Христова”? Пасху совершили сыны Израилевы, когда выходили из Египта; ныне же Пасху, к празднованию которой побуждает нас святой Григорий, совершает душа, исходящая из мысленного Египта, т.е. греха. Ибо когда душа переходит от греха к добродетели, тогда совершает она Фасех Господу, как сказал Евагрий: Пасха Господня есть переход от зла к добру. И так ныне Пасха Господня, день светлого праздника, День Воскресения Христа, распявшего грех, за нас умершего и воскресшего. Принесем же и мы Господу дары, жертвы, всесожжения, не бессловесных животных, которых Христос не хочет, ибо «<i>жертвы и приношения</i>» бессловесных «<i>не восхотел еси</i>», и о «<i>всесожжении</i>» тельцов и овнов «<i>не благоволил</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-39/?verse=39:7">Пс. 39:7</a>), и Исаия говорит: «<i>что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь</i>», и проч. (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-1/?verse=1:11">Ис. 1:11</a>). Но так как Агнец Божий заклан был за нас, по словам Апостола, сказавшего: «<i>Пасха наша, Христос, заклан за нас</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-5/?verse=5:7">1 Кор. 5:7</a>), «<i>Который берет на Себя грех мира</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:29">Ин. 1:29</a>), «<i>сделавшись за нас клятвою</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:13">Гал. 3:13</a>), как написано «<i>проклят пред Богом всякий повешенный на дереве</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-21/?verse=21:23">Втор. 21:23</a>), да искупит «<i>нас от клятвы закона, дабы нам получить усыновление</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:13">Гал. 3:13</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:5">Гал. 4:5</a>); то и мы должны принести Ему некий благоугодный дар. Какой же дар или какую жертву должны мы принести Христу в день Воскресения, чтобы это было Ему благоугодно, поскольку он не хочет жертвы бессловесных животных? Тот же Святой научает нас опять и сему, ибо сказав: “<b>Воскресения день</b>”, он прибавляет: “<b>да принесем самих себя</b>.” Так и Апостол говорит: «<i>представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-12/?verse=12:1">Рим. 12:1</a>). А как должны мы принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов (наших) (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:3">Еф. 2:3</a>), но поступая по духу, и похотей плотских не исполняя (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:16">Гал. 5:16</a>); ибо сие значит: «<i>умерщвлять земные члены нашы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:5">Кол. 3:5</a>). Это и называется жертвою живою, святою и угодною Богу. Почему же это называется жертвою живою? Потому что бессловесное (животное), приводимое на жертву, когда закалается, умирает; а Святые, принося себя в жертву Богу, живые закалаются ежедневно, как говорит Давид: «<i>за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-43/?verse=43:23">Пс. 43:23</a>). Вот что значат слова Святого Григория: “<b>принесем самих себя</b>”, т.е. принесем в жертву самих себя; будем умерщвлять себя «<i>всякий день</i>», как и все Святые (умерщвляли себя), ради Христа Бога нашего, умершего за нас. Как же они умерщвляли себя? – «<i>Не любя мира, ни того, что в мире</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-2/?verse=2:15">1 Ин. 2:15</a>), как сказано в соборных посланиях, но отвергшись <i>похоти плотской и похоти очей и гордости житейской</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-2/?verse=2:1">1 Ин. 2:1</a>), т.е. сластолюбия, сребролюбия и тщеславия, и взяв крест, последовали Христу и распяли мир себе и себя миру (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-6/?verse=6:14">Гал. 6:14</a>). О сем-то говорит Апостол: «<i>Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:24">Гал. 5:24</a>). Вот как умерщвляли себя Святые. Как же они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божиим и оставив свои пожелания, ради заповеди и любви к Богу и ближнему, как сказал святой Петр: «<i>вот, мы оставили все и последовали за Тобою</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/?verse=19:27">Мф. 19:27</a>). Что Он оставил? Разве у него были деньги или имения, золото или серебро? У него была сеть, да и та ветхая, как сказал святой Иоанн Златоуст; но он оставил, как упомянуто все, то есть: все свои пожелания, всякое пристрастие к миру сему, так что если бы он имел имения или богатство, то он очевидно презрел бы и их и взяв крест, последовал бы Христу, по сказанному: «<i>уже не я живу, но живет во мне Христос</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:20">Гал. 2:20</a>). Вот как Святые приносили себя в жертву! Они умерщвляли в себе, как мы сказали, всякое пристрастие и собственную волю, и жили для одного Христа и Его заповедей. Так и мы принесем в жертву самих себя, как учит святой Григорий; ибо нас хочет (Бог), мы – “<b>стяжание самое драгоценное пред Богом</b>”. Поистине, человек драгоценнее всех видимых тварей, ибо Создатель привел их в бытие словом Своим, сказав: – «<i>да будет</i>» сие, «<i>и бысть</i>»; и опять: «<i>да произрастит земля</i>» то и то, «<i>и бысть; да изведут воды</i>» и т. п. (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-1/?verse=1:3, 11, 20">Быт. 1:3, 11, 20</a>), Человека же Бог создал своими руками и украсил его, а все другое устроил для служения ему и успокоения его, поставленного царем над всем этим; и даровал ему в наслаждение сладость рая, а что еще удивительнее, – когда человек лишился всего этого через грех свой, Бог опять призвал его кровью Единородного Сына Своего. Человек есть стяжание самое драгоценное, как сказал Святой, и не только самое драгоценное но и самое свойственное Богу, ибо Он сказал: «<i>сотворим человека по образу и по подобию Нашему</i>». И еще: «<i>сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его; и вдуну в лице его дыхание жизни</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-1/?verse=1:26, 27">Быт. 1:26, 27</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-2/?verse=2:7">Быт. 2:7</a>). И Сам Господь наш, пришедши к нам, воспринял образ человека, тело и душу человеческие, и одним словом, по всему кроме греха, сделался человеком, так сказать, усвоив Себе этим человека и сделав его Своим. И так хорошо и прилично сказал Святой, что “<b>человек есть стяжание самое драгоценное</b>”. Потом, говоря еще яснее, прибавляет “<b>воздадим образу сотворенное по образу</b>”. Как же это? – Научимся сему от Апостола, который говорит: «<i>Очистим себя от всякой скверны плоти и духа</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-7/?verse=7:1">2 Кор. 7:1</a>). Соделаем образ наш чистым, каким мы и приняли его, омоем его от скверны греха, чтобы обнаружилась красота его, происходящая от добродетелей. О сей-то красоте молился и Давид, говоря: «<i>Господи, волею Твоей подаждь доброте моей силу</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-29/?verse=29:8">Пс. 29:8</a>). И так очистим в себе образ Божий, ибо Бог требует его от нас таким, каким даровал его, – не имеющим ни пятна, ни порока, ни чего-либо такого (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:27">Еф. 5:27</a>). Воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство; познаем, каких великих благ мы сподобились; вспомним, по чьему образу мы сотворены, не забудем великих благ, дарованных нам от Бога, единственно по благости Его, а не по нашему достоинству; уразумеем, что мы сотворены по образу создавшего нас Бога. “<b>Почтим Первообраз</b>”. Не будем оскорблять образа Божия, по которому мы созданы. Кто, желая написать изображение царя, осмелится употребить на это дурную краску? Не обесчестит ли он этим царя и не подвергнется ли наказанию? Напротив, он употребляет для сего дорогие и блестящие краски, достойные царского изображения; иногда же прилагает и само золото к изображению царя и старается все одежды царские, если возможно, представить на изображении так, чтобы, видя изображение, объемлющее все отличительные черты царя, думали, что смотрят на самого царя, на сам подлинник, ибо изображение величественно и изящно. Так и мы, созданные по образу Божию, не будем бесчестить своего Первообраза, но сделаем образ свой чистым и славным, достойным Первообраза. Ибо если обесчестивший изображение царя видимого и подобострастного нам, бывает наказан, то что должны потерять мы, пренебрегающие в себе Божественный образ и возвращающие, как сказал Святой, образ нечистым. “<b>Итак почтим Первообраз, уразумеем силу таинства и то, за кого Христос умер</b>”. Сила таинства смерти Христовой такова: поскольку мы грехом утратили в себе образ Божий, и потому через падение и грехи соделались мертвыми, как говорит Апостол (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:1">Еф. 2:1</a>), то и Бог, сотворивший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием и Своим образом, ради нас сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас умерщвленных возвести к жизни, которую мы потеряли за свое преслушание; ибо Он восшел на святой крест и распял грех, за который мы изгнаны были из рая, и «<i>пленил плен</i>», как сказано в Писании (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-67/?verse=67:19">Пс. 67:19</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:8">Еф. 4:8</a>). Что значит: «<i>пленил плен</i>»? – То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили в ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос восшел на высоту святого и животворящего креста; то Он Своею кровью избавил нас из плена, которым пленил нас враг за преступление, т.е. опять избавил нас из рук врага и, так сказать, обратно пленил нас, победив и низложив пленившего нас, потому и говорится (в Писании), что Он «пленил плен». Такова сила таинства; для того умер за нас Христос, чтобы, как сказал Святой, нас умерщвленных возвести к жизни. Итак мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и от нас зависит идти в рай, ибо враг уже не насилует нас, как прежде, и не содержит нас в рабстве; только позаботимся о себе, братия и сохраним себя от действительного греха. Ибо я и прежде много раз говорил вам, что всякий грех, исполненный на деле, опять порабощает нас врагу, поскольку мы сами добровольно низлагаем себя и порабощаем ему. Не стыд ли это, и не великое ли бедствие, если мы после того, как Христос избавил нас от ада Своею кровью, и после того, как мы все это слышим, опять пойдем и ввергнем себя в ад? Не достойны ли мы в таком случае еще сильнейшего и жесточайшего мучения? Человеколюбец Бог да помилует нас и подаст нам внимание, чтобы мы могли разуметь все это и помогать самим себе, дабы обрести нам хотя малую милость. <i>Душеполезные поучения и послания. Поучение 20-е. Изъяснение некоторых изречений святого Григория, которые поются с тропарями на Святую Пасху</i>.