Ст. 1. <b>В начале было Слово</b>. Под именем Слова разумеется второе лицо Пресвятой Троицы Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, как видно далее из <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:14">Ин. 1:14</a>. Как наши слова выражают мысли и желания: соответственно сему и Сын Божий называется Словом, потому что Он возвестил нам истинное учение о Боге и исполнил волю Бога Отца, т.е. спас род человеческий. Это Слово Сын Божий было в начале, т.е. прежде всего, до устроения мира, от вечности. <b>И Слово было у Бога</b>. Слово было вместе с Богом Отцом от вечности и имеет единое с Ним существо. <b>И Слово было Бог</b>. Бог Слово имеет с Богом Отцом единое существо, но есть лицо особое от Него, самостоятельное. Ст. 2. <b>Оно было в начале у Бога</b>. Евангелист здесь повторяет благовестие о вечном бытии Слова Сына купно с Отцом, чтобы глубже напечатлеть сию истину в душах верующих. У людей сын бывает моложе отца, но у Бога не так: Слово Сын Божий так же вечен, как сам Отец, так что Отец никогда не был без Сына, и Сын всегда был у Бога Отца. Ст. 3. <b>Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло</b>. Здесь говорится о всемогуществе Бога Слова, как Творца мира. Богом Словом сотворено все видимое и невидимое, и нет на небе и на земле ни одного творения, которое бы не получило бытия через Него. Ст. 4. <b>В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков</b>. Бог Слово не только творец мира, но есть источник жизни для всего живущего. Он дает бытие человеку и служит светом для духовной жизни его: просвещает ум и сердце его светом истины и указывает ему путь к оправданию и спасению. Ст. 5. <b>И свет во тьме светит, и тьма не объяла его</b>. Под тьмою разумеется то несчастное состояние рода человеческого, которое было до пришествия Спасителя в мир. Апостол Павел называет это время ночью (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:12">Рим. 13:12</a>), ибо человечество погружено было в мрак языческий. Слово освещало и эту тьму, и тьма не затмила Его, ибо освещало ее в избранном народе еврейском то законом Моисеевым, то обетованиями, пророчествами и преобразованиями, возвещавшими о Избавителе мира и Его спасительном царстве. С пришествием же на землю Бога Слова этот свет воссиял между людьми во всей полноте (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-4/?verse=4:16">Мф. 4:16</a>): вся земля исполнилась славы Божией, и мрак идолослужения и суемудрия мудрецов мира рассеялся пред чистым светом евангельского учения. Ст. 6. <b>Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн</b>. Возвестил о Боге Слове, евангелист переходит к повествованию о предтече Его Иоанне. Так как некоторые из современников считали Иоанна, за его чудную жизнь, Ангелом небесным, обетованным Мессиею: то евангелист свидетельствует, что Иоанн не был Мессиею, но был <i>человек</i>, только явившийся по особенному посланию Божию и с особенным назначением. Ст. 7. <b>Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез Него</b>. Здесь яснее показывается особенное назначение предтечи Иоанна — именно: он пришел к народу еврейскому, чтобы свидетельствовать о Свете — Боге Слове, явившемся в мир, и приготовить сердца людей к принятию Его, чтобы уверовали в Него, как в обетованного Мессию. Ст. 8. <b>Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете</b>. Показывая превосходство Бога Слова пред Иоанном, евангелист говорит, что он, предтеча, не был светом — Спасителем мира, — но только посланником Божиим, которому назначено было проповедовать о пришествии в мир истинного Света — Иисуса Христа Спасителя мира. Ст. 9. <b>Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир</b>. Истинный Свет, не заимствованный, есть один Иисус Христос. Он просвещает всякого человека, который с верою слушает учение Его и смиренно повинуется Ему, хотя бы он был еврей или язычник. Таким образом и предтеча Иоанн проповедовал не сам от себя, но от Него же получил озарение для своей проповеди. Ст. 10. <b>В мире был, и мир произошел чрез Него и мир Его не познал</b>. Слово было постоянно в мире, как Бог вездесущий. Он сотворил мир и сохраняет его и просвещает людей чрез откровенное слово Свое, чрез совесть и природу. Но, несмотря на обилие этого Света, люди по своему развращению не узнали в Нем своего Творца и Просветителя, не слушали пророческих глаголов, вещавших о Нем, и признавали вместо единого Бога многих ложных богов. Ст. 11. <b>Пришел к своим, и свои Его не приняли</b>. Под <i>своими</i> разумеются иудеи, народ еврейский, называемый в писании близким Богу, своим (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-9/?verse=9:26">Втор. 9:26</a>); и сам Господь Иисус Христос происходил по плоти от племени Авраама (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:16">Евр. 2:16</a>). Иудеи, и прежде слышавшие пророчества о Нем, уклонялись в язычество, и тогда, когда Он воплотился и жил на земле, не уверовали в Него, как в Мессию — Сына Божия, но неправедно осудили Его на смерть. Ст. 12. <b>А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими</b>. <i>Принять Его по вере во имя Его</i> значит всем сердцем уверовать в Него, как в Сына Божия, Спасителя мира. <i>Быть чадами Божиими</i> значит находиться под особенным попечением Божиим, быть в столь близком отношении к Богу, в каком бывают дети к отцу. Сn. 13. <b>Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родилисъ</b>. Здесь евангелист показывает, что высокая честь — быть чадами Божиими — дается людям не за происхождение их от Авраама, как гордились сим иудеи (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:39—41">Ин. 8:39—41</a>), не за внешние какие-либо отличия и заслуги (<i>не от крови</i>), не за рождение от славного отца и из славной фамилии (<i>ни от хотения плоти, ни от хотения мужа</i>), но за то, что духовно родились от Бога в таинстве крещения, и жили в повиновении закону Христову. Следовательно, чадами Божиими могут быть как потомки Авраама, так и язычники. Ст. 14. <b>И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца</b>. Сказав о великой чести христиан, евангелист показывает причину и основание ее, именно ту, что <i>Слово стало плотию</i>, т.е. что Сын Божий явился на земле и воспринял на Себя природу полного человека, состоящего из тела и души, кроме греха, не переставая быть Богом. Оно обитало на земле среди людей около тридцати трех с половиною лет, полное благодати и истины, т.е. полное благодатных даров Святого Духа, даров любви, милосердия и просвещения людей светом истинного учения о Боге. Вместе с сим евангелист свидетельствует, что как он сам, так и другие ученики видели славу Иисуса Христа в такой полноте, в какой могла блистать только в Единородном Сыне Бога Отца. Славу сию ученики созерцали в бесчисленных чудесах и знамениях Иисуса Христа, в коих показывалось Его владычество над природою, жизнью и смертью, и диаволом, в свидетельствах о Нем Бога Отца (например, при крещении, преображении и пред страданиями), в необычайной Его мудрости и святости, и, наконец, в славном воскресении и вознесении Его на небо. Ст. 15. <b>Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня</b>. Для большего убеждения в Божественности лица Иисуса Христа, евангелист приводит свидетельство о Нем предтечи Иоанна, которого сами иудеи уважали и почитали за посланника Божия. Предтеча смело и свободно свидетельствует о Иисусе Христе, что хотя Он и явился Израилю с проповедью после его (предтечи) проповеди, но Он выше, славнее и досточтимее, ибо был еще от вечности, прежде творения мира, как Бог безначальный. Ст. 16. <b>И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать</b>. В сем и следующем стихе евангелист говорит о плодах воплощения Сына Божия и вместе представляет новые доказательства преимущества Его пред Иоанном. Выражение «<i>и от полноты Его приняли благодать на благодать</i>» значит то, что от полноты Его Божественных совершенств все верующие во Христа получили сугубую благодать — обилие всяких духовных благ. От полноты этой благодати все верующие во Христа получили умилостивление за грехи, примирение с Богом, оправдание кровью Его, усыновление Богу, избавление от вечной смерти и наследие вечной жизни (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-2/?verse=2:2">1 Ин. 2:2</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:10">Рим. 5:10</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:31">Гал. 4:31</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:14-15">Евр. 2:14-15</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-3/?verse=3:15-16">Ин. 3:15-16</a>). Ст. 17. <b>Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа</b>. Здесь показывается превосходство Иисуса Христа пред Моисеем, благодати Христовой пред законом Моисеевым. Моисей получил закон, как служитель, и передал. другим только то, что сам принял: Иисус Христос Сам в Себе содержит источник благодатных даров и раздает оные Своею властью, кому хочет. В законе были только прообразы о Христе; с пришествием Христовым эти прообразы пришли в исполнение, и воцарилась истина. Закон предписывал заповеди неудобоисполнимые для человека и не оправдывал его: Иисус Христос дарует кающемуся грешнику силы к благочестивой жизни и благодать оправдания, освящения и усыновления его Богу.