<i>Егда поститеся, не будите, якоже лицемѣри, сѣтующе: помрачаютъ бо лица своя яко да явятся человѣкомъ постящеся: аминь глаголю вамъ яко воспріемлютъ мзду свою</i> (Мф. 6:16). Слово о постѣ предлагаетъ намъ нынѣ, братіе, Церковь, вводя насъ въ подвигъ святыя четыредесятницы, — подвигъ воистинну для насъ спасительный, который самъ начальникъ и совершитель вѣры нашея Господь Іисусъ Христосъ освятилъ своимъ божественнымъ примѣромъ, постився дней четыредесять въ пустыни, — и постомъ побѣдивъ всѣ искушенія врага спасенія нашего. Конечно не для себя постился Господь и Богъ во плоти; безгрѣшный не имѣлъ нужды въ постѣ, яко въ оружіи противу грѣха; источникъ и податель чистоты не требовалъ очищенія себя постомъ. — Всемогущій могъ и безъ поста побѣдить искусителя, но Онъ для насъ благоволилъ принять на себя сорокодневный постъ, дабы загладить невоздержаніе Праотцевъ нашихь въ раю сладости, во влекшее ихъ въ преступленіе заповѣди Божіей, — постился для насъ, дабы собою освятить нашъ бѣдный и недостойный постъ, и содѣлать его очистительнымъ для грѣшныхъ душъ нашихъ врачевствомъ; для насъ побѣдилъ искусителя постомъ, дабы нашему безсильному посту сообщить свою божественную силу, и содѣлать его сильнымъ оружіемъ противу искушеній грѣха и духа злобы; дабы насъ слабыхъ своимъ примѣромъ ободрить къ побѣжденію постомъ врага спасенія нашего. Когда Началовождь нашъ началъ постомъ совершать дѣло спасенія рода человѣческаго, — ктожъ изъ вѣрныхъ Ему возмечтаетъ, что и безъ поста можно обойтись въ дѣлѣ спасенія своего? — Воинъ безъ оружія есть непріятелю добыча: такъ и Христіанинъ безъ поста есть плѣнникъ страстей и грѣха. По сему то нѣтъ ни одного праведника, который бы сохранилъ свою праведность безъ сего спасительнаго оружія, и всѣ грѣшники, обратившіеся ко Господу истиннымъ покаяніемъ, и послѣ грѣховъ просіявшіе святостію жизни, начинали обращеніе свое постомъ. Спаситель Христосъ, вооружая вѣрующихъ въ духовный постный подвигъ, яко премудрый началовождь, остерегаетъ ихъ отъ хитростей самолюбія, умѣющаго вкрадываться въ самыя святыя дѣла и показываетъ свойства и плоды поста истиннаго: когда поститесь, говоритъ Онъ, не будьте унылы, какъ лицемѣры; ибо они принимаютъ на себя мрачныя лица, чтобы показаться постящимися. — Уныніе въ постѣ есть чувство сластолюбцевъ и плотоугодниковъ, которые встрѣчаютъ оный какъ непріятеля своего сластолюбія, и спасительное время поста считаютъ для себя самымъ скучнымъ. Лицемѣрные постники, имѣя сердце сластолюбивое, и питая въ душѣ своей ненависть къ посту, подъ личиною онаго стараются скрыть сіе злое чувство, и ежели постятся, то не для того, чтобъ очистить душу и тѣло свое отъ страстей, а для того только, чтобъ предъ взорами людей показаться постниками и восхитить у нихъ славу поста. — Спаситель на таковыхъ лицемѣрныхъ постниковъ произноситъ праведный судъ свой: аминь глаголю вамъ, яко воспріемлютъ мзду свою. Они получаютъ то, чего желали. Удовлетворяютъ тщеславію своему, но сердце ихъ и послѣ поста остается такимъ же, какимъ было прежде — нечистымъ вертепомъ страстей и грѣховъ. <i>Ты же постяся,</i> говоритъ Іисусъ Христосъ, <i>помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человѣкомъ постяся, но Отцу твоему, Иже въ тайнѣ, и Отецъ твой видяй въ тайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ.</i> Древніе жители востока имѣли обычаи, во дни радости и веселія помазывать главы свои благовонными веществами и съ особеннымъ тщаніемъ умывать лица свои, а во дни печали и сѣтованія посыпали главы свои пепломъ, и лицъ неумывали. — Спаситель не то намъ заповѣдуетъ здѣсь, чтобъ мы, во время пощенія, въ самомъ дѣлѣ умащали главы свои благовоніемъ и заботились о умовеніи лицъ своихъ; — излишнія попеченія о украшеніи тѣла и всегда не приличны Христіанину, кольми паче во время поста; — но Онъ хощетъ, чтобъ мы сіе время, какъ дни очищенія и спасенія для душъ нашихъ, встрѣчали съ радостнымъ сердцемъ, и вступали въ поприще поста не съ унылымъ, но съ бодрымъ духомъ, подобно какъ мужественный воинъ вступаетъ въ подвигъ брани съ душею твердою; хощетъ, чтобъ постъ нашъ былъ истинный, котораго отличительное свойство состоитъ въ томъ, что онъ и начинается и продолжается предъ очами отца небеснаго. Истинный постникъ начинаетъ постъ свой воздержаніемъ отъ всякаго излишества въ пищѣ и питіи, для того, чтобъ всею душею своею обратиться ко Господу; ибо когда тѣло съ насыщеніемъ упитано, тогда душа не способна заниматься богомысліемъ. Но воздержаніе тѣла отъ брашенъ останется безплоднымъ, ежели не будетъ при постѣ воздержанія ума отъ суетныхъ и мірскихъ помышленій, и воздержанія сердца отъ грѣховныхъ пожеланій и похотей. Очи Господа видятъ вся тайная сердецъ нашихъ; Онъ не благоволитъ къ воздержанію тѣла отъ брашенъ, когда душа, открытая предъ взорами Его, не воздерживается отъ злыхъ дѣяній; а для сего внутренняго поста души нѣтъ другаго спасительнѣйшаго средства, какъ безпрестанная сердечная къ Господу молитва, которая всегда есть неразлучная спутница истиннаго поста. Молитва и постъ, по словамъ св. Отцевъ, самымъ опытомъ прошедшихъ путь спасенія, суть два крила, которыми души наши возносятся отъ земли на небо, къ Богу. — Какъ птицѣ безъ крилъ не можно подняться отъ земли на воздухъ: такъ и душѣ нашей, безъ молитвы и поста, не можно перейти изъ жизни плотской, земной грѣховной, въ жизнь духовную святую, небесную. Одно крило птицѣ недостаточно для свободнаго лѣтанія по тверди небесной; такъ ни молитва безъ поста, ни постъ безъ молитвы, недостаточны Христіанину для житія по духу Евангелія. Но чтобъ молитва сердца нашего была благопріятна предъ Отцемъ небеснымъ, Спаситель заповѣдуетъ: Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отецъ вашъ небесный отпуститъ вамъ согрешенія ваши; аще ли же вы не отпущаете, ни Отецъ вашъ, Иже есть на небесѣхъ, отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Мк. 11:25). — И въ самомъ дѣлѣ, какъ можно грѣшнику приступить къ Богу любви и милосердія съ сердцемъ, исполненнымъ мщенія и гнѣва на ближняго своего? — На сей-то заповѣди Евангелія основанъ благочестивый обычай вѣрующихъ, при вступленіи въ подвигъ поста, просить взаимнаго прощенія во всѣхъ причиненныхъ другъ другу оскорбленіяхъ. — Кто съ такимъ Евангельскимъ расположеніемъ начинаетъ и продолжаетъ постъ свой предъ очами Господа, тому Отецъ небесный, видяй въ тайнѣ, воздастъ явѣ. — Онъ на самомъ дѣлѣ дастъ сердцу постящагося вкусить плодъ истиннаго поста въ началѣ горькій, но въ послѣдствіи сладостію своею превосходящій всѣ сладости міра, въ темную храмину сердца кающагося грѣшника послетъ свыше лучу свѣта своего, и грѣшникъ съ сокрушеніемъ сердечнымъ узритъ — всю свою грѣховность и бѣдность, узрить душу свою исполненную нечистотами грѣховъ и содержимую узами духа злобы; слезы раскаянія въ оскорбленіи Господа любви и милосердія истекутъ отъ сокрушеннаго его сердца; когда онъ повергнется предъ Богомъ и предъ распятымъ Спасителемъ своимъ, при свидѣтельствѣ служителя Алтаря Господня, онъ уже не станетъ скрывать въ сердцѣ своемъ грѣховныхъ своихъ дѣяній, — подобно какъ хозяинъ дома при свѣтѣ солнца, проникающаго сквозь окно, увидѣвъ соръ и грязь въ храминѣ своей, старается выбрасывать его вонъ весь безъ остатка. И съ какою радостію ошутитъ онъ въ сердцѣ своемъ спасительную перемѣну, которую Отецъ небесный дастъ ему ощутить ясно, удостовѣривъ, что всѣ грѣхи его отпущены! Самый вѣрный знакъ, по которому всякой кающійся грѣшникъ, можетъ узнавать дѣйствительно ли грѣхи его прощены отъ Бога, есть тотъ по словамъ св. Василія Великаго, когда мы чувствуемъ такую ненависть и отвращеніе отъ всѣхъ грѣховъ, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрѣшать предъ Господомъ: и сіе есть весьма естественное чувство истинно любящихъ Господа, и отъ всего сердца обратившихся къ Нему, что они изъ любви къ Нему паче всего страшатся оскорбить Его божественную любовь какимъ либо грѣхомъ. — Ежели кто изъ грѣшниковъ, ни въ постѣ, ни въ покаяніи, еще не ощущалъ въ сердцѣ своемъ такой святой перемѣны, это есть вѣрный знакъ, что онъ еще никогда истинно не постился, и постъ его еще не благопріятенъ предъ Отцемъ небеснымъ. Такъ жаловались нѣкогда Господу Іудеи на безуспѣшность поста своего: что яко постихомся, и не увидѣлъ еси, смирихомъ души наши, и не позналъ еси? Во дни пощеній вашихъ отвѣтствуетъ имъ Господь, обрѣтаете воли ваша, и вся подручныя ваши томите; аще въ судѣхъ и сварѣхъ поститеся, якоже днесь, не будетъ услышанъ съ воплемъ гласъ вашъ. Не таковаго поста Азъ избрахъ, и дне, еже смирити человѣку душу свою, ниже аще слячеши яко серпъ выю твою, и вретище и пепелъ постелеши, ниже тако наречете постъ пріятенъ, но разрѣшай всякъ союзъ неправды, разрушай обдолженія насильныхъ писаній, отпусти сокрушенныя въ свободу, и всякое писаніе неправедное раздери, раздробляй алчущимъ хлѣбъ твой, и нищія и безкровныя введи въ домъ твой; аще видишь нага, одѣй и отъ свойственныхъ племене твоего не презри: тогда разверзется рано свѣтъ твой, и исцѣленія твоя скоро возсіяютъ, и предъидетъ предъ тобою правда твоя, и слава Божія объиметъ тя; — тогда воззовеши и Богъ услышитъ тя, и еще глаголющу тебѣ речетъ: се пріидохъ (Ис. 58:3-9). Такъ, братіе, Господь всегда готовъ пріять въ отеческія объятія всякаго кающагося грѣшника, — ибо нѣсть грѣхъ побѣждающь милосердіе Его; точію мы да притецемъ къ Нему, и обратимся отъ путей лукавыхъ на спасительный путь заповѣдей Его, да ходя во свѣтѣ ихъ, въ кротости и смиреніи сердца, сподобимся въ радости святыхъ срѣтить всерадостный и всеспасительный день преславнаго воскресенія Его. Аминь. <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span><i>Бесѣда 6. О постѣ. Слова и рѣчи говоренныя въ разныя времена Сѵнодальнымъ Членомъ Филаретомъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ и Священно-архимандритомъ Кіево-Печерскія Лавры. Томъ III. — Кіевъ: Въ типографіи Кіевопечерскія Лавры, <span class="is-important">1857</span>. — С. 41-48.</i></span></div>