<i>Содержание</i> В сию последнюю (приготовительную к посту) неделю церковь положила читать евангелие, содержащее учение о прогцении обид, как непременном условии прощения грехов наших (ст. 14—15), о нелицемерном посте (ст. 16—18) и попечении о небесных сокровищах (ст. 19—21). <i>Изъяснение</i> Ст. 14—15. <b>Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших</b>. Иисус Христос непременным условием прощения грехов наших и получения милостей от Отца небесного поставляет добровольное искреннее с нашей стороны прощение обид и оскорблений, причиненных нам ближними нашими, потому что в сердце, питающем злобу на ближнего, не прощающем его, не видно уважения к закону Господню, заповедующему любовь к ближним, не видно подражания Богу, сияющему солнце Свое на злых и добрых, — почему не прощающие ближних оказываются злыми, неблагодарными пред Богом и чрез то лишаются благости и милосердия Его. Ст. 16. <b>Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою</b>. Здесь Господь обличаете лицемерие в посте. У евреев были посты в воспоминание общественных бедствий, например, взятия Иерусалима и сожжения храма. Фарисеи, кроме сего, постились два раза в неделю — в понедельник и четверг в память вхождения Моисея на гору Синай (в четверг) и схождения с нее (в понедельник). Во время постов они нарочно принимали унылые лица, чтобы казаться пред лицом других постящимися, и за этот наружный подвиг благочестия они получали награду в этой жизни в том, что пользовались уважением народа и считались постниками. Спаситель, обличив лицемеров, предостерегает нас от такого поста и наставляет, что пост, предпринимаемый из тщеславия и совершаемый без внутреннего очищения сердца и обуздания страстей, бывает неугоден Богу. Ст. 17—18. <b>А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебe явно</b>. Обличив лицемерный пост, Спаситель указывает на свойства истинного поста, угодного Богу. «А ты, — говорит Он, — когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, как в праздник, будь весел, а не уныл, чтобы никто не заметил твоих подвигов, постись для Бога, а не для людей, не телесно только, но и духовно». Под главою Отцы церкви разумеют разум и другие способности души, а под лицом — самую жизнь и действия человека. Смысл сих стихов в этом значений будет следующий: «Чтобы пост твой не пропал, даром, а был делом, угодным Господу, для сего ты, при внешнем пощении, помажь разум твой послушанием вере, а сердце — елеем сострадания и милосердия к своим ближним, омой слезами покаяния твою жизнь и все греховные нечистоты, — тогда Отец небесный за эти искренние тайные подвиги душевные воздаст тебе в день судный достойную награду яве, пред лицом Ангелов и всей вселенной». Ст. 19—20. <b>Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут</b>. Обличивши тщеславие и показавши свойства истинного поста, Господь учит нас не привязываться к земным сокровищам, не собирать их только для своих удовольствий, но употреблять их на дела милосердия, — и, таким образом, чрез доброе употребление благ земных приобретать себе сокровища небесные. Земные сокровища, когда собираются только для удовольствий временной жизни, непостоянны и тленны: их моль точит, ржа портит и воры крадут. Когда же они употребляются на дела благотворительные, тогда снискиваются ими сокровища духовные: укрепляется вера в Бога, и жизнь, согласная с законом Божиим, и сами по себе дела милосердия привлекут благоволение и милость Божию на страшном суде Христовом. Это — истинные сокровища, ибо не подлежат порче и тлению, их никто не может похитить у нас, ими достигается царство небесное. Ст. 21. <b>Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше</b>. Сердце наше стремится к тому, что для него дорого, к чему оно привязано; и так как истинное сокровище для нас, христиан, заключается в вере в Господа и добрых делах, то, убеждает нас Господь, стремитесь к приобретению сих небесных сокровищ, к ним направляйте способности души вашей и стремления вашего сердца.