<i>И шед прилепися единому от житель тоя страны; и посла его на села своя пасти свиния. И желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния; и никтоже даяше ему</i> (Лк. 15:15. 16). Вот до чего дошел, наконец, младший блудный сын, упоминаемый в евангельской притче, не захотевший, по непонятному своенравию, оставаться в доме отца своего, у котораго, как он сам потом сознался, даже наемником избывают хлебы (Лк. 15:17). Вместо роднаго, истинно-дружескаго сообщества со старшим, умным и благонравным братом своим, теперь он прилепляется к одному безчеловечному жителю той несчастной стороны, в которую удалился от отца своего и в которой расточил имение свое, живя блудно. Жестокий житель посылает его на села своя пасти свиния. Вместо совершеннаго довольства и изобилия, какое находил прежде в отеческом доме, он вдруг теперь терпит крайнюю и позорную бедность — плод распутной жизни, так что желает насытить чрево свое от рожец, или жолудей, яже ядяху свиния. Так бедственно было, братия, для блуднаго сына удаление из дома родительскаго, с доставшимся по разделу имением, на страну далекую и чуждую! Нужно ли говорить, что упоминаемый в святом Евангелии блудный сын изображает нас грешных? Точно, наши способности: ум, воля и сердце, наше тело с его здоровьем, с его премудрым, прекрасным устройством; наши звания, в какия кто призван, наше богатство, все наше благосостояние, даже клочек земли, на котором мы живем — все это — доставшееся нам по разделу имение Отца небеснаго, Который единственно по Своей благости, незаслуженно с нашей стороны, выделил каждому из нас часть благ из Своей богатой сокровищницы и дал нам волю идти на все четыре стороны. Редко кто из нас остается со своим имением под отеческою кровлею; многие, взявши свою часть, как бы уходят от всеблагаго Отца на сторону далече — в мир грешный и живут там распутно в плену страстей, пока наконец жестокость и явная гибельность их не убедят их вернуться к Отцу своему. Да, наши страсти, наши грехи — сущие тираны для нас. Побеседуем об этом. Господь Бог наш есть существо всесовершеннейшее, так что до полнаго представления Его совершенств мысль наша и возвыситься никогда не может. Так как Он всесовершен, то по тому самому Он вседоволен и всеблажен. Всесовершенный и вечно-блаженный Бог создал и нас не с тем, чтобы нас кто-нибудь мучил и тиранил, а с тем, чтобы нам было вечно хорошо, чтобы мы вечно блаженствовали; но, как блаженствовать может только тот, кто старается быть совершенным и святым, подобно Богу, то Творец и одарил нас свободною волею и заповедал нам быть святыми, как Он свят: святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш (1 Пет. 1:16; Лев. 19:2). Старайся подражать Ему в святости своим умом, волею и чувством; познавай Его совершенства, люби Его и в Нем всех людей, делай дела Божии: и ты будешь свят, и ты будешь блажен. Если не будешь стараться знать Его, любить Его и делать то, что Он заповедал, ты будешь несчастным грешником, всегдашним пленником, мучеником страстей; потому что блаженство в Боге и от Бога; вне Его не может быть блаженства: там только тиранническое владычество страстей. Что, кажется, за труд человеку знать и любить Бога от всей души и от всего сердца своего! Пусть бы душа его была для Бога какое-нибудь чуждое творение, а то она — Его творение, дыхание уст Его, образ Его; как же не полюбить ей своего Творца, своего Благодетеля приснаго и вечнаго всецело, нераздельно! Наше тело — дело Его премудраго ума, Его зиждительных рук, наше звание, богатство, все, что у нас есть, кроме греха, — Его собственность; как не знать и не любить от всей души такого Благодетеля, Который дает нам живот и дыхание и вся; Которым мы живем, движемся и существуем (Деян. 17:25, 28)! Как не любить вместе с Ним, как собратов, как чад одного и того же Отца, ближних наших! Надобно бы, кажется, по справедливости удивляться, как мы знаем и любим что-нибудь другое, кроме Его! Как мы можем удаляться от Него — Источника живота и блаженства, как можем враждовать противу закона и уставов Его, делать что-нибудь неугодное Ему! Однако-ж мы любим многое другое, кроме Его, делаем не то, что Ему угодно, и удаляемся от Него. За то посмотрите, что с нами делается, на кого мы иногда походим. Вот дерзкий вольнодумец, который говорит не в сердце, а уже в слух провозглашает: несть Бог (Пс. 13:1), или: несть Богочеловек Искупитель; нет Церкви и даров небесных, преподаваемых в таинствах для нашей духовной жизни, совершенства и спасения! Что же? Ты отвергнул все духовное, священное и небесное? Так ты плоть, земля, в тебе нет души, тебе не знать неба, ад твой вечный удел. Где твоя душа, скажи мне? Всякая душа от Бога и знает Его, стремится к Нему, а для твоей души нет Бога, она не знает Его; легче же поверить, что нет твоей души, чем Бога, Творца всего существующаго. О, я вижу, как жалко в тебе то, что ты называешь своею душою. В недоведомой дали от Отца духов и всякой плоти, она томится, бедная, в области плоти, мрака и погибели неотразимою тоскою по какой-то потере, по чем-то родном; какую пустоту и мрак чувствует она в себе, каким безотрадным находит она свое положение! Быть духом, иметь духовныя потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души! Видеть, как другие прибегают в храмы Божии с усердными молитвами к Богу, как получают оттуда дары небесной благодати, и в то же время чувствовать в себе борьбу гордаго разума, непокоряющагося святой истине — с природными стремлениями своей души: — как это убийственно для души. Воротись домой, блудный сын: куда ты зашел? Зачем ты расточаешь имение Отца твоего небеснаго вдали от Него, живя блудно? Твой ум — не твой: он — дар Божий; зачем ты его употребляешь во зло? Тебя Бог одарил им с тем, чтобы ты познавал Его и старался уподобляться Ему; а между тем ты делаешь из него пагубное средство — подальше уйти от Него, забыть и не знать Его. Воротис к Отцу твоему, несчастный; далеко зашел ты; в этой дали нет ничего, кроме вечной смерти. Вот честолюбец, для котораго земныя почести — цель жизни. Вместо того, чтобы стремиться к вечной почести горняго звания о Христе Иисусе, он истощает все усилия добиться, сколь можно больше, чести от людей. Но на пути к своей цели он встречает множество соперников, которые восхищают достоинства, принадлежащия по его мнению ему! Какая досада, как тяжело не получать того, чего так усердно домогаешься и что иногда почитаешь уже своим! Сколько ночей проводит иногда честолюбец в безсоннице! Воротись и ты, разве ты не замечаешь, что идешь на страну далече; все дальше и дальше от Отца твоего небеснаго. Любовь мира сего, любовь к его почестям и отличиям, вражда на Бога есть (Иак. 4:4). Зачем тебе хочется быть выше других? Разве не знаешь, что слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде (1 Пет. 1:24; Ис. 40:6, 7), что нам предоставлена вечная слава на небе со Христом? Тебе дано сердце, в котором, между прочим, горит любовь к доброй славе — не с тем, чтобы ты вечно домогался скоропреходящих почестей, а чтобы ты любил духовное восхождение от славы в славу, отвращаясь всячески греха, как самаго сильнаго препятствия к твоему духовному совершенству. Воротись же в дом Отца своего, брось мелкое честолюбие. Вот сребролюбец, в руки котораго перешло уже множество светлых земляных блесток и который хочет скопить их, как можно больше. Серебро и золото — это его идол. И он удалился от Бога на страну далече: утомительныя заботы днем и ночью о приобретении и сбережении своего сокровища преследуют его; он слышит иногда слово Божие, но мысль о богатстве подавляет оное; о Боге, о своей душе, о ея загробной судьбе, ему некогда подумать. Сколько и каких средств не употребляет он иногда для того, чтобы красивой, блестящей земли набрать себе столько, сколько могут вместить его неограниченныя желания! Куда тебе, для чего тебе так много серебра и золота? На черный день, для обезпечения твоего семейства? Но в жизни истиннаго христианина не должно быть черных дней, т. е. дней несчастных, по понятиям мирским, разве уже назвать черными те дни, когда мы сильно согрешим и прогневаем всеблагаго Владыку нашей жизни. Мы живем в царстве любящаго и попечительнаго Отца нашего, вечнаго Ходатая Сына Божия и Утешителя Святаго Духа — Бога нашего, Троицы единосущной. Какие же черные дни в таком царстве? Для обезпечения семейства? Хорошо. Но для семейства надобно не в пример меньше того, чем сколько ты собрал. И ты хочешь совершенно один обезпечить свое семейство на будущее время! Что же ты Богу не предоставляешь устроить в будущем благо твоих детей, предоставляя их почти исключительно бездушному металлу? А если блестящий металл попадется в руки расточительных и распутных детей, если он испортит их? Тогда тебе двойная беда: от того, что, собравши, не употребил как должно своего богатства, и от того, что погубил своих детей. Воротись и ты в дом Отца своего. Тебе кажется, что ты приращаешь имение, доставшееся тебе от Отца небеснаго: нет, ты расточаешь его. Приращать имение — значит умножать его посредством употребления, сообразнаго с намерением Божиим. Как? умножать посредством употребления? Когда употребляешь, тогда не умножаешь, а расточаешь, говоришь ты. В мире это действительно бывает так, а у Бога не так. Но ты не употребляешь его, как должно, следовательно расточаешь, непременно расточаешь волею или неволею, иногда, может быть, незаметно для себя самого. Воротись же и ты в дом Отца небеснаго; узнай здесь, что всякое земное богатство есть Его имение, что мы приставники и раздаятели этого имения; убедись, что, уделив по возможности из своего богатства нищим, мы его не расточаем, а приобретаем. Но вот и раб неги и сладострастия. Сей же что? Думает ли он воротиться к Отцу небесному? Или еще мучения души и телесныя страдания у него не достигли своего последняго предела? Но зачем ждать того времени, когда уже и душа совершенно разслабеет от студных дел сладострастия, и тело изнеможет от постоянных, убивающих его напряжений. Забыл ты, любезный собрат, что душа и тело не твои, а Божии: потому что, принадлежа Богу всецело, как дело рук Его, мы, кроме того, искуплены от грехов ценою крови Сына Божия; забыл, что мы должны прославлять Бога в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия (1 Кор. 6:20)? Далеко ушел ты от Бога; в церковь редко ты заходишь, стыдно тебе являться со своими нечистотами пред всесвятаго Бога. Очистись и воротись к Отцу небесному: худо тебе на стране далекой у жестокаго хозяина — твоей позорной страсти. Поди ко Мне, говорит тебе Отец небесный и Сын Его возлюбленный: у Меня хорошо. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11:28, 30). Верно тебе твоя страсть не дает ничего в пищу, кроме рожец, яже ядят свиния; твое удовольствие болезненное, мнимое, поди ко Мне: у Меня всего довольно, у Меня и наемником избывают хлебы (Лк. 15:17). А вот и жалкая жертва ненасытнаго чрева: человек, от чрезмерной любви к разгорячающим питиям и вкусным яствам, употребляемым в излишестве, вечно больной и душею и телом. Поди и ты. Отец небесный давно ищет тебя. Он не хочет, чтобы ты погиб безвозвратно, но спасся, истрезвился и стал вместо человека плотскаго, богопротивнаго, человеком духовным, богоугодным. Возненавидь служение чреву, полюби златую умеренность, будь духовен и не расточай имения Отца своего небеснаго, твоих сил душевных и телесных, живя распутно. Посмотри на себя: ты почти только ешь и пьешь, постоянно утопаешь в удовольствиях чувственности; а Отец небесный все терпит тебя на земле Своей; все солнце Свое сияет на тебя; все не отнимает еще у тебя совершенно Своих благ. Как безплодную смоковницу давно бы тебя надобно было срубит и бросить в огонь; между тем ты все еще стоишь. Воротись: и святая Церковь ждет тебя. Ты давно забыл ее, мать свою. А между тем она болит о тебе, как о чаде своем, заботясь о том, как бы тебя спасти непокорнаго. Всех Господь призывает ныне голосом Своей святой Церкви в обятия Своей отеческой любви, всех хочет спасти. Вот скоро настанут дни поста и покаяния; все поспешим очиститься от своих грехов и страстей, чтобы стать людьми новыми и духовными. Почти все мы живем блудно — в стране далекой — на земле грешной, забывая вовсе о вожделенном и истинном нашем отечестве на небе. О, вера святая! Приди на помощь нам заблудшим, скажи, что несомненно есть для нас другая жизнь по ту сторону гроба, жизнь безконечная, блаженная или мучительная — смотря по тому, кто как живет здесь; так ли, как верный сын Отца небеснаго — в постоянном общении с Богом, в чистоте, святости и любви, или как блудный сын вдали от Бога, в похотях и нечистоте? Скажи, что плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15:50). Братие, помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем! Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже представляйте уды вашя оружия неправды греху, но представляйте себе Богови яко от мертвых живых, и уды вашя оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию. Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду (Рим. 6:11-14, 16). Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию; но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13:12-13). Аминь. <i>Источник</i>: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Т. 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). — Издание второе, исправленное автором. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. — С. 16-25.