Ст. 11—12. <b>У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: Отче! Дам мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение</b>. Под человеком, имеющим двух сыновей — старшего и младшего — разумеется Бог, Отец небесный. Под младшим сыном разумеются грешники, а под старшим (см. ст. 25) — мнимые праведники — книжники и фарисеи, гордящиеся строгим исполнением закона, немилостивые и несострадательные. Они называются старшими братьями, ибо к ним прежде других было обращено слово спасения. Под имением разумеются естественные и благодатные дары Божии, сообщаемые каждому человеку, и, в особенности, христианину. Что отец разделил имение согласно желанию сына — это значит, что Господь не стесняет свободы человека, а предоставляет его воле — употреблять дары Божии во славу Божию и спасение души или в бесчестие себе и погибель. Младший сын захотел отделиться от отца и жить по своей воле. Это своеволие и эта самонадеянность были началом его греховного состояния. Ст. 13. <b>По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно</b>. В удалении из отеческого дома младший сын недолго пользовался счастьем и скоро расточил имение свое. И грешник, пренебрегая благим игом заповедей Божиих и учением церкви Христовой, глубже и глубже падает нравственно, дальше и дальше отчуждается от любви Отца небесного и, живя по воле своих страстей, погубляет и утрачивает дарования, какими Бог наградил его. Ст. 14. <b>Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться</b>. К лишениям и нуждам распутного сына присоединяется новое бедствие — голод. К духовным нуждам и терзаниям совести грешника Господь посылает на него внешние беды, скорби и лишения, чтобы вразумить его и возбудить от сна греховного. Ст. 15. <b>И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней</b>. Чувство голода заставило распутного сына искать себе помощи у одного жителя чужой страны, — но напрасно: он назначил ему пасти нечистых животных. Так и грешник, разрушивши в себе самом нравственный порядок души, делается рабом греховной страсти, как бы она ни была срамна; причем теряет стыд совести и более и более унижает высокое достоинство человека христианина, уподобляясь скотам бессмысленным. Ст. 16. <b>И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему</b>. Пася свиней, распутный сын желал наполнить чрево свое кормом их, но и того не давали ему. И грешник, погрузившись в грязные пороки и беззакония, не получает от них желаемого удовлетворения, они самому ему, наконец, наскучивают, и каждое удовлетворение привычной страсти вносит в его душу новый губительный яд. Ст. 17. <b>Придя же в себя, сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода</b>. Гибельное состояние распутного сына заставляет его одуматься, сознать тяжесть своего положения, вспомнить об отеческом доме, в котором чужие живут в довольстве и не нуждаются. Это образ обращения каждого грешника на путь правый. Он, прежде всего, сознает свое гибельное греховное состояние, одумывается и вспоминает о родном своем призвании на путь добродетельный, на который он создан и который указала ему любовь Божия. Под наемниками разумеются, главным образом, книжники и фарисеи, которые делали добрые дела из корыстных видов и целей, — да видимы будут пред человеки. Под ними же разумеются и те из христиан, которые исполняют заповеди или из страха вечных наказаний за грех, или только из ожидания вечных наград за добро, — и потому не пользуются полнотою любви Отца небесного. Ст. 18—19. <b>Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему</b>. Решимость сына возвратиться в дом отца означает решимость грешника оставить путь беззакония и стать на путь покаяния. Слова кающегося сына, которые он решился высказать пред отцом, представляют образ истинного покаяния пред Богом. Оно состоит в исповедании своих грехов (Отче! Я согрешил против неба и пред тобою), в смирении и осуждении себя (недостоин назваться сыном твоим) и в действительном обращении на путь правый (встал и пошел к отцу своему). Ст. 20. <b>И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его</b>. Еще далеко был в пути кающийся блудный сын, как отец, несмотря на преклонные свои лета, бежит к нему навстречу, обнимает его и целует. Так и предваряющая благодать Божия простирает свою любовь к человеку грешнику, хотя он еще далек от пути добродетели, но только сознает свою греховность, — в таком грешнике она хранит жизнь его, часто ущедряет его благами земными, поддерживает добрые движения сердца его, целует благочестивые намерения его и ободряет в подвигах добродетели. Ст. 21. <b>Сын же сказал ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим</b>. Кающийся сын вслух произносит пред лицом отца покаянные слова, которые он прежде произнес сам в себе. Это указывает нам на необходимость устного исповедания грехов пред духовным отцом, хотя бы мы и сознавали их сами в себе. Ст. 22—24. <b>А отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться</b>. Добрый отец не только милостиво принимает к себе кающегося сына, но и осыпает его знаками отеческой любви к нему: одевает его в лучшую одежду, возлагает на руку его перстень, обувает босые ноги его, закалает лучшего теленка и устрояет по случаю возвращения его богатое пиршество. В духовном смысле облечение сына в первую одежду указывает на благодатное обновление души грешника и возвращение ему первобытного состояния невинности. Возложение перстня означает обручение Духа Святого с обратившимся на путь спасения грешником. Обувь означает способность кающегося грешника ходить по заповедям Божиим. Под тельцом упитанным разумеется Агнец Божий, закланный от сложения мира (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-13/?verse=13:8">Откр. 13:8</a>) и предлагаемый очистившим свою совесть покаянием в таинстве святого причащения. Радость на пиру означает радость Ангелов и избранных Божиих о каждом кающемся грешнике, когда он чрез прощение грехов возвращается от смерти греховной к жизни благодатной, спасительной. Покаявшийся грешник назван ожившим и воскресшим из мертвых, ибо как в мертвом нет жизни, так и в грешнике, отчужденном от Бога, нет жизни благодатной, спасительной. Ст. 25. <b>Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование</b>. Под старшим сыном разумеются книжники и фарисеи. Он представляется работающим в поле, ибо книжники и фарисеи строго и точно исполняли букву закона и казались трудящимися на ниве Божией. Ст. 26—28. <b>И, призвав одного из слуг, спросил: Что это такое? Он сказал ему: Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.</b> Старший сын, узнав об устроенном радостном пире по случаю возвращения младшего сына его, разгневался на отца и не хотел войти в дом. Так и фарисеи не хотели иметь общения с мытарями и грешниками и восставали на Господа Иисуса Христа за то, что Он разделял трапезу с ними. Ст. 29—30. <b>Но он сказал в ответ отцу: Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка</b>. Милостивый отец звал на пиршество разгневавшегося сына, но он не хотел идти, а стал высчитывать только свои заслуги, упрекать отца и поносить своего брата. Так и милосердый Господь много раз обращался с словом любви к фарисеям и книжникам, приглашая их вступить в благодатное царство Свое, на эту великую и обильную вечерю, -— но они не отозвались на зов Его, пренебрегли Его откровенным словом, поносили, оскорбляли Его и высчитывали пред Ним свои заслуги, называя себя, например, чадами Авраама, учениками Моисеевыми. Ст. 31—32. <b>Он же сказал ему: Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся</b>. Снова обращается отец к сыну с убеждением, говоря ему, что он всегда был с ним и пользовался полнотою любви его, ни в чем не имел нужды, никогда не терпел лишения; что и теперь он наследник всего имения; что брат его расточил только свою часть, а не его;