Ст. 22. <b>Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ</b>. У евангелиста Иоанна (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-6/?verse=6:15">Ин. 6:15</a>) после чудесного насыщения народа говорится: Иисус, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, удалился... Слова сии объясняют, почему Он понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону. Господь, узнав о желании народа провозгласить Его царем и опасаясь, чтобы он по сему случаю не вошел в сношение с Его учениками и не поселил в них ту же мысль, столь несогласную с целью пришествия Его на землю (ибо царство Его не должно быть от мира сего), повелел ученикам Своим немедленно войти в лодку и отправиться вперед Его на другую сторону Геннисаретского моря или озера (к Вифсаиде, из которой происходили Апостолы Андрей и Петр), пока Он не отпустит народ и не успокоить его. Ст. 23. <b>И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один</b>. Проведши весь день в трудах евангельской проповеди, Господь и по окончании дня восходит на гору помолиться наедине, — и молится один в течение ночи до самого рассвета. Сим Он научает нас тому, во-первых, что пустыня и уединение особенно располагают к сосредоточенной молитве, тому, во-вторых, чтобы и мы после трудов и занятий своих молитвою благодарили Господа и просили помощи и благословения Его на успех в следующих делах. Ст. 24. <b>А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный</b>. Когда садились ученики в лодку, бури не было; она появилась тогда, когда они въехали на средину озера. «Господь попускает, — говорит блаженный Феофилакт, — ученикам бедствовать в море, да научатся мужественно переносить искушения и познают Его (Божественную) силу». Ст. 25. <b>В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю</b>. Иудеи были покорены римлянами; а римляне, в продолжение ночи, сменяли воинов, стоявших на страже, четыре раза. Это исчисление ночи употребил и евангелист. Каждая стража или смена происходила по прошествии трех часов. Первая, по нашему исчислению, начиналась с шести часов пополудни и продолжалась до девяти часов; вторая — от девяти до двенадцати; третья — от двенадцати до трех часов пополуночи; четвертая — от трех до шести часов утра. В четвертую стражу пришел Иисус Христос; следовательно, после трех часов пополуночи, на рассвете, пришел, идя по морю, как Господь и Владыка твари, побеждающий законы природы. Ст. 26. <b>И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: Это призрак; и от страха вскричали</b>. «Ученики не узнали Господа, идущего по бурным волнам моря, как по причине темноты ночной, так и по страху, видя столь необыкновенное и дивное дело» (Феофилакт). В испуге она приняли Его, по народному поверью, за призрак мертвеца. Ст. 27. <b>Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это Я, не бойтесь</b>. Так как ученики не узнали Иисуса Христа по виду, то Он тотчас дает им знать о Себе посредством голоса, успокаивающего их: Ободритесь, не бойтесь; это Я — Господь, Которому все повинуется. Ст. 28—29. <b>Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: Иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу</b>. Услышав знакомый голос своего Учителя, Апостол Петр для большего уверения в том себя и прочих Апостолов просит Его повелеть ему идти к Нему навстречу по воде. Вера Петра, что Сын Божий повелевает стихиями и поддержит его поверх воды, сделала то, что он беспрепятственно пошел по волнам моря. Ст. 30. <b>Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня</b>. Пока тверда была вера Петра в могущество Господа, он твердо держался на воде; но вот грозные волны и сильные порывы ветра испугали его, вера его стала колебаться, мысль, что поддерживает его сила Божия, затмевается, и он начинает тонуть. Ст. 31—32. <b>Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: Маловерный! Зачем ты усомнился? И, когда вогили они в лодку, ветер утих</b>. «Показывая, — говорит блаженный Феофилакт, — что не ветер был виною утопания Петра, а малодушие, Христос укрощает не ветер, а малодушие Петра, и говорит ему: Почто усумнелся ecи?» Посему, когда поднял Петра и поставил на воду, ветру позволял егце дуть; ветер утих, когда они уже вошли в лодку. Ст. 33. <b>Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: Истинно Ты Сын Божий</b>. Чудесное насыщение народа, бывшее пред сим, хождение Господа по водам и утешение бури вполне убедили учеников в Его Божественности, и они, подошедши, поклонились Ему и исповедали Его единородным Сыном Божиим — Мессиею. Ст. 34. <b>И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую</b>. Приплыли в землю Геннисаретскую, на юго-западную сторону Геннисаретского озера.