Ст. 1. <b>После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя</b>. Господь Иисус Христос начинает молитву к Богу Отцу возведением очей на небо, где находится особенное присутствие Божие, являемое блаженным духам, научая и нас выражать внутреннюю молитву в наружных действиях. Пришел час, т.е. наступило время принесения Себя в жертву за грехи мира, для вступления в небесную славу, которую Он имел прежде сложения мира. Прославь Сына Твоего, т.е. открой Сына Твоего тем, кои не знают и не понимают цели страданий, чтобы они познали, какое важное значение имеют они для вселенной и какою славою должен быть почтен Сын Твой, приносящий Себя в жертву из любви к людям. Да и Сын Твой прославит Тебя. Прославит страданиями Своими, которые совершаются по воле Отца и в которых прославляется благость в любовь Отца небесного к роду человеческому. Ст. 2. <b>Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную</b>. Здесь говорится о самом образе славы, каким Сын прославит Отца. Прославление эти состоит в искуплении всякой плоти, т.е. всего рода человеческого, в даровании ему вечной жизни жертвою Сына Божия, страдавшего по воле Отца. Слова да всему, что Ты дал Ему... указывают на то, что не всякая плоть, не все люди наследуют вечную жизнь, но только те, которых Отец дал Сыну; это верующие в Иисуса Христа Сына Божия. Ст. 3. <b>Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа</b>. Господь яснее показывает, в чем состоит вечная жизнь, прославляющая Бога Отца. Жизнь вечная или вечное спасение состоит в познании живою верою единого истинного Бога Отца и посланного от Него Иисуса Христа Сына Божия. Кто несомненно верует в Бога Отца и Сына Его, Господа Иисуса Христа, как Искупителя, и веру сию оправдывает добрыми делами, тот поставляет себя в духовное единение с источником вечной жизни Иисусом Христом: ум того просвещается истинами слова Божия; сердце его, еще здесь на земле, исполняется сладкими надеждами на своего Творца и Искупителя и в будущем делается способным участвовать в вечной славе, в обителях Отца небесного. Ст. 4. <b>Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить</b>. Господь объясняет, что Он все, что необходимо было совершить на земле для прославления Отца, совершил. Это прославление особенно состоит в искуплении человечества, которое Господь совершил учением Своим, жизнью, смертью на кресте и воскресением. Пред взорами Господа, готового принести Себя в жертву, все это дело искупления представляется уже совершившимся. Ст. 5. <b>И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого слабою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира</b>. Прежде просил Господь о прославлении Себя на земле; здесь просит о прославлении Себя по человечеству вечною славою на небе: «И ныне, — молится Он к Отцу, — из уничиженного состояния возведи Меня в славное, и Мое человечество, находящееся в состоянии истощения, да облечется на небеси тою славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира, как единосущный с тобою Бог». Ст. 6—8. <b>Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня</b>. С ст. 6 начинается молитва Иисуса Христа о спасении Своих учеников, коих Он избрал и особенно отделил от неверующего мира для распространения и утверждения на земле нового царства Своего. Прежде всего, Он представляет взору Отца небесного их веру в Его учение, которое они приняли и сохранили в душах и сердцах своих. Далее (ст. <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-17/?verse=17:7—8">Ин. 17:7—8</a>), Он яснее раскрывает, чему именно они научились и во что уверовали: «Они, — говорил Господь, — узнали и уверовали, что все дело искупления, совершаемое Мною, совершается по премудрой воле Твоей, и учение, возвещаемое Мною, есть Твое учение, и Меня приняли, как Мессию, Христа — Сына Божия, посланного Тобою в мир для спасения людей». Ст. 9-10. <b>Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них</b>. Христос приходил на землю для спасения всего мира; все люди дороги Ему; но в настоящий раз преимущественно молится Он о Своих учениках, потому, во-первых, что они ученики Сына Божия, единосущного с Отцом, и, следовательно, также близки Отцу, как и Его Сыну, потому, во-вторых, что они первые по слову Спасителя оставили все земное, последовали в след Господа, приняли Его учение и прославили Его, исповедав Мессиею Христом, Сыном Божиим. Ст. 11—13. <b>Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется писание</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-108/?verse=108:17">Пс. 108:17</a>). <b>Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную</b>. Продолжая Свою молитву, Господь высказывает новые побуждения к тому, почему Он теперь особенно молится об учениках Своих, чтоб Отец небесный взял их под Свое особенное покровительство. Это потому, во-первых, что Ему немного времени остается быть с ними (видимым образом) на земле, а они остаются в этом греховном мире и после Его отшествия, при всех соблазнах, гонениях и ненависти со стороны его, во-вторых (ст. <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-17/?verse=17:12">Ин. 17:12</a>), потому, что только при Его видимом охранении и руководстве они пребыли верными в чистом исповедании веры и любви к Богу и никто из них не погиб, кроме сына погибели — Иуды, который погиб по собственной вине и о погибели которого предсказано в писании (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-108/?verse=108:17">Пс. 108:17</a>), и, следовательно, без Его видимого охранения необходимо для них невидимое особенное Божественное попечение о них; наконец, в-третьих (ст. <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-17/?verse=17:13">Ин. 17:13</a>), потому Он молится при них самих, при Своем отшествии из мира, чтобы они теперь же были уверены в особенной к ним помощи Божественной и чтобы предстоящая разлука их с Ним не опечалила их, не возбудила в них сомнений касательно их безопасности, но исполнила бы сердца их радостною уверенностью в особенном к ним благоволении Отца небесного.