<b>О поклонении Богу Духом и Истиною</b> ... «<i>Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-4/?verse=4:23">Ин. 4:23</a>).    Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу-Отцу Духом и Истиною.    Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «<i>Аз есм путь и истина и живот</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:6">Ин. 14:6</a>). Истина есть Слово Божие: «<i>Слово Твое истина есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-17/?verse=17:17">Ин. 17:17</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:16">Кол. 1:16</a>). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог, это Слово – Творец всего существующего, видимого и невидимого (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:1, 3">Ин. 1:1, 3</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:16">Кол. 1:16</a>). Это «<i>Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:14">Ин. 1:14</a>). «<i>Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:18">Ин. 1:18</a>). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. «<i>От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:16-17">Ин. 1:16-17</a>). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-ap-petra/glava-1/?verse=1:4">2 Пет. 1:4</a>).    Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-15/?verse=15:26">Ин. 15:26</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-16/?verse=16:13">Ин. 16:13</a>). Он – Дух, от Отца исходящий (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-15/?verse=15:26">Ин. 15:26</a>). Он – Дух Святый Божий (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:26">Ин. 14:26</a>). Он – Дух Сына (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:6">Гал. 4:6</a>) как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: «<i>Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-16/?verse=16:13">Ин. 16:13</a>). Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: «<i>Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика имат Отец, Моя суть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-16/?verse=16:14-15">Ин. 16:14-15</a>). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына – Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:22">Еф. 2:22</a>); Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:16-17">Еф. 3:16-17</a>). Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:6">Ин. 14:6</a>). Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему, как к Отцу, потому что Дух Святый вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:16">Рим. 8:16</a>) о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. «<i>Понеже есте сынове</i>, – говорит апостол, – <i>посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:6">Гал. 4:6</a>). Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения. «<i>Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:6">Ин. 14:6</a>), сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: «<i>всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-ioanna/glava-2/?verse=2:23">1 Ин. 2:23</a>), «<i>иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-3/?verse=3:36">Ин. 3:36</a>). Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа! «<i>Никтоже может</i>, – сказал апостол, – <i>рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:3">1 Кор. 12:3</a>). «<i>Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть</i>» Христов (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:9">Рим. 8:9</a>). Вне христианства нет добродетели, достойной Неба! «Благое, – сказал преподобный Марк Подвижник, – не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе»<sup>1</sup>. Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как засвидетельствовал Сам Бог: «<i>Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-8/?verse=8:21">Быт. 8:21</a>). «<i>Вы зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-11/?verse=11:13">Лк. 11:13</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-7/?verse=7:11">Мф. 7:11</a>). Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения.    По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-10/?verse=10:39">Мф. 10:39</a>), отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых. «<i>Аще вы пребудете в словеси Моем</i>, – сказал Господь, – <i>воистину ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:31-32">Ин. 8:31-32</a>). Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло. «<i>Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:47">Ин. 8:47</a>), сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! Усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его святом Евангелии! Последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше – Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, «и путь неправды отставляет» от него (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:29">Пс. 118:29</a>). Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным пророком: «<i>Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:32-34">Пс. 118:32-34</a>). Такая душа непременно соделывается причастницей Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, Который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о себе так: «<i>Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:63">Пс. 118:63</a>)<sup>2</sup>.    Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:26">Рим. 8:26</a>), он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: «<i>Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:131">Пс. 118:131</a>). Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1   Марк Подвижник. О Законе Духовном. Доброт., ч. 1, гл 2</li> <li>2   По объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике</li> </ul></span></div> <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span><i>"Аскетическая проповедь" Т. 4</i></span></div>