Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! В настоящий день читается Евангелие о самарянке. И мы, когда рассуждаем об этом Евангельском чтении, то необходимо должны ответить на вопрос: «Почему Церковь, в пятую неделю после Пасхи, предлагает нам это Евангельское чтение»? И мы видим, что в первые три недели Святая Церковь не может оторваться от Евангельского повествования о Воскресении Христа. Сам день Пасхи и первая пасхальная седмица, посвящаются ликованию, радости о Воскресшем Господе Иисусе. Второе воскресенье и с ним вся вторая седмица посвящаются уверению Фомы в Воскресении Иисуса Христа. В третью неделю мы вспоминаем Иосифа Аримафейского, Никодима и святых жен-мироносиц, которые спешили ко гробу, но уже не нашли Господа, Он уже воскрес. Затем, следуют еще три недели, втечение которых вспоминаются события о слепом, о расслабленном и сегодняшнее событие – беседа Христа с самарянкой. Хронологически эти события произошли до Крестных страданий и Воскресения Господа Иисуса Христа, но Святая Церковь предлагает их нам в период празднования Пасхи. Это происходит от того, братья и сестры, что здесь есть своя связь, даже несколько связей. Эти события: исцеление слепорожденного, исцеление расслабленного и беседа с самарянкой, празднуются как проявление силы Божией, так же, как и само празднование Воскресения Господа Иисуса Христа есть тоже проявление силы Божией. Повторю, здесь есть еще и другая связь. Мы знаем, что дословный перевод слова «Пасха» - это «переход». И во время празднования Пасхи мы, как и сказано в первом ирмосе Пасхального канона: «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...», празднуем переход от смерти к жизни – то, что дал нам Христос своим Воскресением. Но в житейском смысле переход может быть переходом человека из состояния болезни тела или души к его выздоровлению. И в сегодняшнем Евангельском чтении, мы наблюдаем несколько таких переходов, которые произошли с самарянкой. Первый переход – тот, который она совершала очень часто, когда шла от своего дома на колодец Иакова. Этот колодец – святыня, которой во времена жизни Иисуса Христа было две тысячи лет. Его выкопал внук Авраама, Иаков, для своего сына Иосифа. И она приходила туда за водой. Этот переход означает, что человек открывается, оставляет земную суету и идет к святому месту, к святому колодцу за водой. И это дает возможность для умозрительного делания. И у нас, братья и сестры, в Святой обители есть источник, который так и называется «Кладезь самарянки». Есть и другой источник – «Силуанская купель». Всем полезно ходить на эти святые источники, чтобы немного отойти от суеты, совершить небольшое паломничество к святому месту, где можно помолиться, попить освященной воды и подумать о вещах душеполезных и спасительных. Так однажды случилось и с самарянкой: она пришла на кладезь Иакова, и встретила там Христа, который попросил у нее воды. Она спросила Его: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9) И Господь помогает ей совершить следующие переходы от неведения к вере. Он говорит ей: «если бы ты знала, кто просит у тебя воды, то сама просила бы у Него воды, и он Дал бы тебе воду, которая станет в тебе источником воды живой». И, действительно, братья и сестры, с самарянкой это произошло. Она получила от Господа живую воду – веру, и сама стала источником этой воды для своих сограждан, так как пошла и проповедовала о Христе Спасителе другим самарянам. И они тоже пришли, увидели Господа, побеседовали и уверовали в Него. Этот переход от неведения к вере, случившийся с самарянкой, не единственный. Дальше мы видим другой переход, - моральный, касающийся исправления её жизни, переход к нравственной жизни. Когда Господь увидел, что она не воспринимает Его слова о воде живой, то есть, - о вере, Он сказал: «пойди, позови мужа твоего» (Ин. 4:16). Самарянка слукавила, сказав, что нет у нее мужа. Казалось бы, Господь - сердцеведец, мог её сразу обличить. Но Господь - прекрасный Педагог, Наставник и вместо того, чтобы обличать за этот обман, Он похвалил ее, сказав: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17). И этот прием Божий возымел действие, потому что она с этим согласилась и через это согласие исцелилась от своего нравственного недуга, так произошло очищение ее души. Далее - следующий переход. В ней возникает любопытство, интерес, она говорит: «Вы, иудеи, говорите, что поклоняться надо только в Иерусалиме, а мы, самаряне, считаем, то надо молиться на этой горе Гаризим…» И Господь открывает ей великую тайну. Причем, обратите внимание, Он называет Бога Своим Отцом, говоря, что истинные поклонники, поклоняющиеся Отцу Небесному, «будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). В этих словах Божиих мы видим прикровенное учение Иисуса Христа о Святой Троице. Так Господь научает нас, что поклоняться Богу - Первому Лицу Святой Троицы надо в Духе - Третьем Лице Святой Троицы и в Истине, - во Втором Лице Святой Троицы. Далее, в Евангелии от Иоанна, (14 глава, 6 стих), Господь говорит: «Я есть… Истина» и открывает нам, как надо поклоняться Богу Отцу в Духе и Истине. В этих словах - откровение Святой Троицы. Слушая обо всех изменениях, которые произошли с самарянкой, мы с вами прославляем Воскресение Христово, которому и подобает слава. Аминь. Христос Воскресе!