(Евангелие от Марка, зачало 40, глава IX, стихи 17-32) Сейчас мы слышали чтение из Евангелия от Марка. Евангелист Марк очень кратко, короче всех евангелистов, рассказывает о том, что происходило с момента выхода Спасителя на проповедь до Воскресения Его из мертвых. Но те события, на которых он останавливает свое внимание, он, наоборот, передает гораздо более подробно. В этом отношении не уступает ему, пожалуй, только Иоанн Богослов. И вот как описывает евангелист Марк — очень живо, правдоподобно — исцеление Господом Иисусом Христом бесноватого юноши. Когда Господь вместе с Петром, Иаковом и Иоанном сошел с Фавора, о чем в Евангелии говорилось ранее, Он увидел, что книжники в толпе спорят с Его учениками. Книжники, как мы поймем из дальнейшего повествования, воспользовались неудачей учеников Спасителя и стали упрекать их в бессилии и в том, что их учение сомнительно, а Учитель их недостоин такого доверия, какое они к Нему испытывают. Ученики эти, может быть, находились в некотором смятении, толпа же, безусловно, следила за спором с интересом и жадностью. Господь наш Иисус Христос спросил книжников: <i>«О чем вы спорите с ними?»</i> (ст. 16). Но спросил так не потому, что не знал причины спора, не знал, что вообще здесь сейчас происходит, а потому, что хотел сделать эту причину очевидной для всех. И тогда отвечать вызвался не кто-либо из книжников, но сам тот человек, из-за которого началось это смятение: <i>«Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого. И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли»</i> (ст. 17–18). Конечно, этот человек повел своего сына к Господу Иисусу Христу потому, что слышал о многих сотворенных Им чудесах, в том числе об изгнании бесов из душевнобольных. Но случилось так, что в то время Его не было с учениками, и тогда человек тот обратился с просьбой к ним, ибо они по благословению Спасителя также творили чудеса, проповедуя скорое наступление Царствия Небесного. Но здесь учеников постигла неудача. Произошло нечто такое, чего они не ожидали. И кто знает, может быть, в этом была совсем не их вина, ведь сам отец больного юноши не имел веры или она была нетвердой, малой. Однако не исключено, что и вера учеников была недостаточна, как рассуждают некоторые толкователи. Самые преданные, самые ревностные ученики Спасителя, апостолы Петр, Иаков и Иоанн, в то время были с Ним на Фаворе, а остальные, возможно, не имели той надежды на Бога, которая была необходима, чтобы сотворить такое великое чудо. В ответ на краткий рассказ отца отрока Спаситель сказал: <i>«О, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас?»</i> (ст. 19). Господь сразу указал на истинную причину того, что чудо не произошло, — неверие. Это касалось не только самого того человека, но и окружавших его. Может быть, сам он пришел туда с верой, но потом, услышав возражения и споры книжников, высказывавших свои сомнения, потерял твердую веру, которая необходима для совершения чуда. И потому Спаситель обращается не только к нему, но и ко всем присутствующим: «О, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас?» Здесь Он проявляет человеческое чувство негодования. Но негодование не такое, какое бывает у нас, то есть смешанное с неприязнью к ближнему, а негодование, происходящее от любви к этим самым заблуждающимся людям. Подобное негодование проявляет, например, человек по отношению к своему больному близкому родственнику, который почему-то не бережет свое здоровье, не уделяет ему достаточного внимания. Можно было бы привести и другие похожие примеры. <i>«Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему»</i> (ст. 19–20). Этот юноша даже не мог самостоятельно передвигаться, потому что испытывал непреодолимую слабость, или же, как мы и сами замечали за бесноватыми и слышали из рассказов о них, злой дух не допускал его к Спасителю, как бы противился тому, чтобы юношу привели к Нему. И потому, видимо, несколько человек были вынуждены тащить его силой. <i>«И увидев Его, дух тотчас свел его сильной судорогой; и упав на землю, он катался, испуская пену»</i> (ст. 20). Близость к Источнику благодати, Источнику Божественной славы и святости заставила демона, находившегося в юноше, прийти в смятение и напасть на страдальца с большей силой. Демон либо имел намерение показать, что здесь уже ничто не в силах помочь — болезнь слишком серьезна, либо, сам мучаясь, он мучал и того, в ком находился. <i>«И Иисус спросил отца его: сколько времени, как это случилось с ним? Он же сказал: с детства»</i> (ст. 21). В этих словах, хотя и кратких, очень много смысла. Что значит «с детства»? Это значит, что тот отрок не был виноват в своем бесновании, но вина его ужасной болезни и страданий лежала на родителях. За грехи родителей ребенок, будучи сам еще невинным, оказался в такой страшной беде. Далее это подтвердится из уже более откровенных и потому более понятных и ясных слов отца юноши: <i>«И часто в огонь бросал его дух и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами»</i> (ст. 22). Здесь сомнение этого человека обнаруживается еще больше. Сначала он упрекает учеников Спасителя в том, что они не смогли этого сделать, а своей вины не видит. Потом показывает, что сомневается уже и в том, что Сам Спаситель может что-либо сделать, обращается к Господу с такими словами: «Но, если что можешь...». Говорит не так: «Если можешь, исцели его», но так: «Если что можешь», иными словами «помоги нам хоть в чем-нибудь; если Ты что-то можешь, так в этом (даже малом) помоги нам». Отец отрока не доверяет Спасителю, не надеется, что Он может сотворить это чудо — полностью исцелить его сына. <i>«Иисус же сказал ему: ты сказал — “если что можешь”. Всё возможно верующему»</i> (ст. 23). Этот перевод Евангелия для нас несколько непривычен, но он, как мне кажется, является наиболее точным. «Ты сказал — “если что можешь”. Всё возможно верующему», то есть: «Ты сомневаешься в том, что Я могу что-то, но на самом деле все зависит от тебя; если бы ты был истинно верующим, тогда для тебя все было бы возможно». Вдруг до глубины сердца этого человека дошло осознание того, что вина в болезни сына на нем, что у него самого не хватает веры и что, может быть, за его неверие или маловерие с детских лет страдает его сын. И тут он вскричал: <i>«Верую, помоги моему неверию»</i> (ст. 24). Эти слова противоречивы с точки зрения логики: «Верую, помоги моему неверию», но они глубоко жизненны и искренни. Здесь отец отрока уже признался в своей немощи, в своем страшном душевном недуге, который был причиной болезни ребенка и воспрепятствовал тому, чтобы ученики Спасителя его исцелили. Возможно, кто-то возразит, что нам точно неизвестно, неверие или какой-либо другой порок был причиной душевной болезни сына этого человека. Однако мы точно знаем, что грехи по большей части происходят от неверия и маловерия. И если даже из-за какого-нибудь другого греха, какой-либо другой страсти родители были наказаны через их ребенка, то это не является опровержением нашей мысли: если бы была истинная вера, то была бы и праведная жизнь. Где маловерие, там и жизнь нерадивая или греховная. <i>«И тотчас вскричал отец ребенка: верую, помоги моему неверию. Иисус же, увидев, что сбегается толпа, возбранил духу нечистому, говоря ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него»</i> (ст. 24–25). Странные вопросы, которые задавал Спаситель в ходе этого необыкновенного разговора, а также Его упрек, что Он находится среди рода неверного, уже вызвали интерес у людей. Затем внимание было еще более привлечено тем, что отрок упал и стал биться в судорогах, истекая пеной. И, наконец, откровенное признание, крик души этого человека: «Верую, помоги моему неверию» — заставил людей сбегаться к тому месту, так что образовалась толпа. И думали они: «Что же, сможет Иисус сотворить это чудо или нет? Справедливо ли сомневался отец болящего в том, что Спаситель может исцелить его, или все же из-за неверия самого этого человека ученики не в силах были совершить чудо?» И Спаситель сказал, обращаясь не к отроку, а к находящемуся в нем духу нечистому: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него». Под «глухотой» и «немотой» духа нужно понимать не то, что он на самом деле был немым и глухим, но то, что он своим бесовским действием сделал отрока не только подверженным таким страшным припадкам, которые могли его погубить и в воде, и в огне, но и лишил его дара речи и слуха. «Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него». Обратите внимание: Спаситель не только повелевает демону выйти из отрока, но и более не входить в него. Потому что бывает так, что бесы выходят из человека, но если он продолжает грешить, ведет нерадивый образ жизни и не исправляется, тогда они вновь входят и еще более его мучают. Сам Спаситель говорил об этом: «Когда нечистый дух исходит из человека, скитается по безводным местам, не находя себе покоя, возвращается, видит, что горница пуста и чиста (то есть в ней нет благодати. — Игум. А.) и тогда находит еще более злых семь духов и входит в человека, и бывает второе ему горше первого» (см. Мф. 12, 43–45; Лк. 11, 24–26). Потому здесь Спаситель запрещает духу злобы вновь входить в этого отрока. <i>«И вскрикнув и сильно сведя его судорогой, дух вышел; и сделался он, как мертвый, так что многие говорили: умер»</i> (ст. 26). Евангелист Марк описывает это событие очень живо, подробно. Только что отрок, истекая пеной, бился в судорогах — пусть это происходило на протяжении минут пяти или десяти. Может быть, его придерживали руками, чтобы он не поранился, как это обычно делают с людьми, находящимися в припадке. И вдруг, когда его сильно свела судорога и дух вышел, он сделался совершенно неподвижным, как мертвый, так что иные из находившихся в толпе подумали, что он на самом деле умер. Возможно, книжники уже приготовились к новым, более страшным упрекам, намеревались сказать Господу: «Лучше бы он был бесноватым, но живым». <i>«Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал»</i> (ст. 27). Конечно, это не было воскресением из мертвых. Мы должны обратить внимание, что евангелист не сам говорит, что отрок умер, а приписывает эти слова присутствовавшим там людям — тем самым маловерам, которые, может быть, и смутили отца отрока, говоря, что нельзя ожидать чуда от учеников Спасителя. «Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал». Таким образом Спаситель этому ослабленному юноше, изможденному многолетним пребыванием в нем нечистого духа, придал силы. И он поднялся здоровым и стал таким, как все обыкновенные люди. <i>«И когда вошел Иисус в дом, ученики Его отдельно от других спрашивали Его: почему мы не смогли изгнать его? И Он сказал им: этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой»</i> (ст. 28–29). Когда человек страдает из-за неверия, ему нельзя помочь ничем иным, кроме усиленной молитвы. Тем самым Спаситель упрекнул учеников в том, что они недостаточно уделяют внимания этой великой или даже величайшей, как называют ее некоторые отцы, добродетели. <i>«И выйдя оттуда, они проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет»</i> (ст. 30–31). Нас тоже на протяжении многих лет мучают нечистые духи — правда, слава Богу, не так, чтобы сделать нас душевнобольными. Они не пребывают в нас, но своим действием, своей силой заставляют нас совершать такие безумные поступки, которые можно сравнить с тем, что происходило с этим душевнобольным отроком. И часто в огонь страстей нас бросают, и в воду, чтобы погубить нас, и никто и ничто помочь нам не в силах. Мы теряем веру: нам кажется, что мы никогда не исцелимся, никогда не избавимся от этого страдания. Мы впадаем в маловерие и просим Господа Иисуса Христа, чтобы Он нам помог хоть в чем-то. Причем эта наша просьба может выражаться в Иисусовой молитве. Если Он хоть что-то может, то пусть поможет нам, пусть сжалится над нами — нам кажется, что Господь нас не жалеет. Но тот укор, который Спаситель адресовал отцу отрока, можно отнести и к нам: «Ты сказал: если что можешь, то есть упрекнул Меня. Но ты подумай о себе. Все возможно верующему». Значит, в нас нет истинной веры, в нас — постоянное сомнение и смятение, колебание души. Мы должны это осознать. Необходимо найти хотя бы какую-то крупицу веры, какую-то основу, опереться на нее и, подобно этому человеку, обратиться к Богу: «Верую, помоги моему неверию». Но как это сделать? Как изгнать из себя страсти, которые делают нас подчас еще более безобразными, чем самые настоящие бесноватые? Иногда человек, одержимый страстями, оказывается способным совершить такие страшные, злые дела, какие никогда не сможет сделать бесноватый. Поэтому люди страстные, порочные бывают более опасны и страшны, чем душевнобольные. И не будем относить это к другим, посмотрим на себя трезво: чего нам не хватает? Веры. Но как приобрести ее? Мы вполне искренне можем сказать Господу: «Верую, помоги моему неверию», потому что подчас в нас больше неверия, чем веры. Внутри нас постоянно происходит борьба между верой и неверием. Господь Иисус Христос дал ясный ответ Своим ученикам, когда они спросили: «Почему мы не смогли изгнать его?» Мы также могли бы спросить: «Почему мы не в силах изгнать из себя наши страсти?» Ответ Спасителя подходит и нам, хотя сейчас речь идет не о бесновании в собственном смысле слова, но о бесновании, связанном с действием страстей, о невольном повиновении демонам. «И Он сказал им: этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой». Итак, усердная, непрестанная покаянная молитва может изгнать самые укоренившиеся страсти, которые действуют в нас на протяжении многих и многих лет, возможно с детства, и стали нашим естеством. Казалось бы, никто и ничто помочь нам не в силах, но если мы будем упражняться в непрестанной молитве — мы должны верить словам Спасителя, — то стяжаем достаточную веру для того, чтобы страсти эти нас покинули, чтобы демоны перестали нас унижать и мы освободились от их гибельной власти. 9 апреля 2000 года