Ст. 5—6. <b>Когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает</b>. Упоминаемый здесь сотник был язычник, но понимал суетность идолов, уважал веру иудеев, выстроил на свой счет в Капернауме синагогу (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-7/?verse=7:5">Лк. 7:5</a>) и, считая Иисуса Христа Мессиею — чудотворцем, обратился к Нему с прошением о исцелении верного слуги своего. У евангелиста Луки (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-7/?verse=7:3, 6">Лк. 7:3, 6</a>) говорится, что сотник не сам приходил просить, но просили от лица его сперва старейшины иудейские, а потом друзья его. «Дело было, вероятно, так: сначала он послал старейшин и друзей воих, а потом, когда увеличилась опасность смерти, пошел сам» (Феофилакт <sup>1</sup>). Суп. 7. <b>Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его</b>. Господь видел веру сотника, хотя она и неясно была высказана им; почему так скоро и выразил Свое намерение исцелить любимого слугу его. Ст. 8—9. <b>Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой,; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: Пойди, и идет; и другому: Приди, и приходит; и слуге моему: Сделай то, и делает</b>. Сотник, — объясняет Златоуст, — опасаясь, дабы Господь по смирению Своему не отказался от подания помощи, с сознанием своего недостоинства и живою верою в Его всемогущество просил Его не беспокоиться идти в дом, но произнести одно слово, чтобы совершилось исцеление; потом примером собственной власти над подчиненными он еще более утверждает свою веру в исцеление от одного слова Господа. Ст. 10. <b>Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры</b>. Слова Иисуса Христа имеют такой смысл: «С самого начала Моей проповеди Я не нашел примера такой живой веры в Мое всемогущество в израильтянах, какую обрел в сем сотнике язычнике». Так это и было на самом деле. Иудеи желали видеть в Иисусе Христе не только великого пророка, но и Царя земного царства; сотник видел в Нем Господа, Царя неба и земли. Ст. 11. <b>Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном</b>. Пример обращения сотника дал случай Иисусу Христу высказать народу ту мысль, что язычники с готовностью примут веру Мессии и со всех концов мира поспешат в царство Его, а иудеи останутся вне царства. «Не сказал (Христос), что многие язычники возлягут, дабы не оскорбить иудеев; но сказал прикровенно: многие с востока и запада, т.е. из отдаленных стран всего мира» (Феофилакт). Царствие Божие Иисус Христос уподобляет возлежанию за трапезою, выражая тем то великое спокойствие, ту радость и веселье духовное, какое ожидает там праведников в общении с патриархами и святыми из народа израильского. Ст. 12. <b>А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов</b>. Под сынами царствия разумеются иудеи, так как им даны были обетования и права на наследие царства небесного. Под именем тьмы внешней собственно разумеется тьма вне комнаты пира. В духовном смысле под образом тьмы, плача и скрежета зубов разумеются страшные вечные мучения грешников в аде. Образ сей взят с образа вечернего пира, как он совершался на востоке в холодные вечера. Гостей провинившихся выводили из светлой и теплой комнаты на волю, где и оставались они в темноте и на холоде, плача и скрежеща зубами от досады и холода. Ст. 13. <b>И сказал Иисус сотнику: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час</b>. Сотник веровал, что Господу довольно сказать одно слово, чтобы исцелел его любимый слуга. По великой вере его Господь так и сделал — сказал: «Да будет тебе, как ты веровал», — и выздоровел слуга его в тот час от заочно произнесенного слова Господа. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Некоторые из толкователей разноречие повествования евангелиста Матфея с повествованием о сем предмете евангелиста Луки объясняют тем, что евангелист Матфей употребил в этом случае довольно обыкновенный образ выражения, по которому сказанное кем-либо чрез других представляется сказанным как бы от него самого, и ответ, полученный чрез других, представляется как будто слышанным им самим из уст самого отвечающего (см. «Сравнительный обзор четвероевангелия», ч. II, стр. 33).</li> </ul></span></div>