Четвертая неделя по Пасхе посвящается воспоминанию о об исцелении Христом расслабленного. Евангелие от Иоанна так свидетельствует о событии праздника: <b>“...Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнию. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел...” </b> Не есть ли народ, собравшийся вокруг Овчей купели, образ мира, не просвещенного Христом, но алчущего благодати и чуда? Воля этого мира к преодолению своего греховного начала расслаблена и парализована, его населяют слепые - ибо не имеют способности различать между добром и злом; хромые - ибо не находят в себе сил следовать путем правды Божией; иссохшие - ибо закоснели во грехе, унынии или отчаянии. Телесные страдания в их земной жизни ниспосланы им во исцеление душевных язв. Ведь, по слову святого Феофилакта Болгарского, “здешние страдания суть вразумления, а тамошние - наказания”. Этот страждущий мир вожделеет к “купели слезного покаяния”, в которой только и может совершиться чудо преображения нашей немощи в силу Божию. Но даже здесь каждый занят лишь собой, помышляет лишь о собственном благе и не снисходит к нужде другого. <b>“Не имею человека!” </b>- вот горестный вопль этого мира, погибающего в эгоизме и себялюбии. Поразительны при этом кротость и вера, с которыми долгих тридцать восемь лет ожидал расслабленный милости Божией. Он не извергал хулу на небеса, не проклинал день и час своего рождения, не впадал в отчаяние, подобно иным из нас при несравненно меньших испытаниях. Он терпеливо ждал Человека, Который однажды явился ему, - не раньше и не позже, чем это было необходимо для его спасения. Ибо никому из нас не дается ноша сверх сил. И все же Спаситель считает нужным вопросить расслабленного: точно ли тот желает исцеления? Вопрос только на поверхностный взгляд кажется излишним, потому что Вопрошающий побуждает им каждого из нас исследовать природу своей немощи, укорененной в греховной жизни. Готов ли ты отречься себя, чтобы, облекшись в нового человека, возродиться душою и телом? Тогда <b>встань и ходи</b>, говорит Христос. Расслабленный грешник ни на мгновение не усомнился в божественной власти Иисуса сотворить над ним чудо, воздвигнув от одра болезни. И был вознагражден исцелением. <b>“Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже”,</b> - читаем мы далее у евангелиста Иоанна. Эти слова не только изъясняют нам, хотя и косвенно, что истинную причину недуга следует искать в прежде совершенном грехе; и не только отеческое предостережение на будущее заключено в них. Явственно звучит в этих словах Господа призыв к ответственности человека за свою жизнь и за спасение души. Ибо умерев за род человеческий, Христос возложил на нас единственный долг: жить по закону Его.