Ст. 1—3. <b>Пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у овечьих ворот купалъня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды</b>. Овечьи врата, при которых находилась купальня, так назывались оттого, что перед ними была площадь, на которую для продажи пригоняли овец, назначаемых для жертвоприношения во храме; в купальне же самой омывали внутренности сих животных. Купальня эта называлась по-еврейски Вифезда, что значит дом милосердия, потому что при ней было пять крытых галерей, в которых давалось безмездное помещение для страдавших тяжкими и разнообразными болезнями. Лечение больных производилось в овчей купальне и зависело от движения в ней воды. Ст. 4. <b>Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью</b>. Не вода сама по себе излечивала болезни, но Ангел, по временам сходивший в купальню и возмущавший воду, сообщал ей целительную силу; потому что вода оказывала целебное действие только по возмущении ее, и исцелялся только тот больной, который первый входил в купальню, пока была мутна вода, и притом исцелялся от всякой болезни, какою бы он ни был одержим. В сей чудной купили был показан иудеям образ новозаветного таинства святого крещения, в котором верующие, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Отца, и Сына, и Святого Духа, очищаются от всех недугов душевных, т.е. от грехов. Ст. 5. <b>Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет</b>. Удивительное было терпение у расслабленного: тридцать восемь лет он был болен и страдал расслаблением рук и ног, видел как исцелялись другие, а сам не получал исцеления, — и между тем не падал духом, не отчаивался, оставался тут и не отходил от купели. Потому и Господь, оставив других больных, обратился к нему одному с вопросом: хочет ли он быть здоровым? Ст. 6. <b>Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: Хочешь ли быть здоров</b>? Иисус Христос узнал, что расслабленный болен 38 лет по своему Божественному всеведению, знал он равно и желание больного получить исцеление, но спросил его о сем желании для того, чтобы яснее было чудо исцеления и сильнее возбудилась в больном надежда на выздоровление. Ст. 7. <b>Больной отвечал Ему: Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня</b>. В ответе своем больной не высказывает никакой хулы, не оскорбляется вопросом о исцелении; но с кротостью и покорностью высказывает Господу свое горе, что ему никто не поможет идти поскорее к купальне; а когда дойдет до нее с великим трудом, то некому было опустить его в нее; между тем в это время целительное возмущение оканчивалось, и он возвращался опять больным. Ст. 8. <b>Иисус говорит ему: Встань, возьми постель твою и ходи</b>. Для Господа достаточна была вера расслабленного и покорность его; почему Он умилосердился над ним и сказал ему всемощное Свое слово исцеления. Не встать только повелевает Он расслабленному, но взять с собою постель и ходить, для того, конечно, чтобы чудо было яснее, и все видели, как укрепились его больные руки и ноги. Ст. 9. <b>И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел</b>. Не посмеялся, говорит Златоуст, расслабленный словам Господа. Он ожидал исцеления от воды, а теперь слышит исцеление от одного слова; и вот, как только услышал слово Господа, не раздумывая много, тотчас встал и, получив здоровье, принялся за то, что велено ему: «взял постель и пошел». Ст. 10. <b>Посему иудеи говорили исцеленному: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели</b>. Иудеи считали нарушением закона, если кто в субботу пройдет в пути более 1000 шагов или пронесет ношу, которая могла утомить; почему они в стороне оставили чудо исцеления, и указали исцеленному на одно кажущееся нарушение закона, и воспрещали делать по слову Господню. Исцеленный не обратил внимания на их слова; но среди собрания народа провозгласил своего Благодетеля, по слову Которого он теперь действует. Ст. 11. <b>Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: Возьми постель твою и ходи</b>. В ответе исцеленного заключается такой смысл: «Ваша речь, иудеи, хороша, законна, я и сам прежде стоял за покой субботы; но повелел мне взять постель и ходить Тот, Кто одним словом исцелил меня, тридцать восемь лет страдавшего, — могу ли я не послушаться Его — судите сами? Если Он исцелил меня, то Он — Чудотворец, посланник Божий, и лучше всех нас понимает, что должно делать в день субботний: велел Он взять постель и ходить, значит так должно быть, — и надобно делать то, что Он велит». Ст. 12. <b>Его спросили: Кто Тот Человек, Который сказал тебе: Возъми постель твою и ходи?</b> Иудеи не спрашивают расслабленного о исцелении, а обращают его внимание только на мнимое преступление, чтобы обвинить в нем Исцелившего. Ст. 13. <b>Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте</b>. Исцеленный не мог отвечать на вопрос фарисеев, потому что с радости от исцеления позабыл даже спросить имя своего Благодетеля. Иисус же скрылся в народе — и это для того, говорит святой Златоуст, чтобы еще более не возжечь гнева иудеев и чтобы чудо исцеления было свободно от всякого подозрения и было более убедительно для всех. Иудеи, истязая исцеленного при народе, тем самым распространяли славу о чуде. Ст. 14. <b>Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: Вот, ты выздоровел; не греши болъше, чтобы не случилось с тобою чего хуже</b>. Расслабленный, получив исцеление, говорит Златоуст, не пошел с радости на торжигца и увеселения, — но пошел во храм благодарить Бога и принести там жертву. Иисус Христос, встретив его во храме, был доволен настоящим его благочестием; но, желая предохранить его от грехов на будущее время, выставляет на вид оказанное ему благодеяние и угрожает ему, что если он не воздержится и опять станет грешить, то болезнь возвратится к нему с большею силою, а по смерти своей будет подвергнуть вечным мучениям. Из речи Господа можно заключать, что причиною болезни расслабленного был какой-нибудь особенный грех, совершенный им в юности. Ст. 15. <b>Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус</b>. Исцеленный, узнавши имя своего Благодетеля, пожелал. торжественно прославить Его; почему сам, без всякой боязни, пришел к фарисеям и открыл им великого Чудотворца, желая, замечает Златоуст, и их привлечь и приблизить к Нему.