<i>Во время оно, пріиде Іисусъ во Іерихонъ. И се мужъ нарицаемый Закхей: и сей бѣ старѣй мытаремъ, и той бѣ богатъ. И искаше видѣти Іисуса, кто есть? и не можаше отъ народа, яко возрастомъ малъ бѣ</i> (Лук. 19, 1-3). Описываемое евангелистомъ событіе происходило въ то время, какъ Іисусъ Христосъ былъ въ Іерихонѣ, по исцѣленіи слѣпого при входѣ въ городъ. Въ Іерихонѣ Іисусъ проповѣдывалъ, проходя по городу. «<i>Тутъ нѣкто именемъ Закхей, старшій между мытарями, человѣкъ богатый, желалъ увидѣть Іисуса, чтобы узнать Его; но не могъ за народомъ, потому что малъ былъ ростомъ</i>». Не безъ намѣренія евангелистъ упоминаетъ о томъ, что Закхей былъ старшимъ между мытарями, то есть сборщиками податей, или начальникомъ мытарей, и что онъ былъ богатъ. Сими обстоятельствами возвышается достоинство поступка Закхеева. Ни богатство, ни почесть старѣйшинства надъ мытарями не воспрепятствовали ему заочно воспитать въ своей душѣ уваженіе къ Іисусу. Безъ сомнѣнія, слышалъ онъ, что Іисусъ не обыкновенный Учитель; что Іисусъ совершаетъ многія чудеса, что Іисусъ недавно, проходя къ Іерихону, однимъ словомъ даровалъ зрѣніе слѣпому. Закхей былъ внимателенъ къ тому, чтó говорили объ Іисусѣ. Слава Господа Іисуса возбудила въ Закхеѣ сильное желаніе видѣть сего Учителя; онъ теперь хочетъ увидѣть Іисуса, но затрудняется тѣмъ, что тѣснота народа, окружавшаго Іисуса, не дозволяла ему подойти къ Нему, а малый ростъ его препятствовалъ ему и издали видѣть Божественнаго Учителя. Искаше видѣти Іисуса, кто есть? и не можаше отъ народа, яко возрастомъ малъ бѣ. Что же сдѣлалъ Закхей, богатый старѣйшина мытарей? И предитекъ, возлѣзе на ягодичину, да видитъ, яко хотяше мимо ея проити. «<i>И забѣжавъ впередъ, взлѣзъ на смоковницу, чтобы видѣть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо ея</i>». Опять смотрите, какое усердіе показываетъ Закхей. Онъ былъ богатъ и въ почести между своими, и, между тѣмъ, показываетъ себя во всей простотѣ; забѣгаетъ впереди народа и спѣшитъ подняться на дерево, какъ бы одинъ изъ бѣдныхъ дѣтей, бѣгающихъ по улицѣ. Желаніе Іисуса видѣть побѣдило въ немъ всѣ мелочные разсчеты. И сила здраваго чувства подняла и приблизила его къ высотѣ небесной истины. Не низко и богатому подниматься на дерево, чтобы увидѣть Владыку неба и земли; не неприлично и старѣйшинѣ уподобиться рѣзвому дитяти, чтобы познать Старѣйшаго всѣхъ тварей, прежде вѣковъ отъ Отца Рожденнаго. Усердіе Закхея удостоилось великой милости отъ Господа. И яко пріиде на мѣсто, воззрѣвъ Іисусъ, видѣ его, и рече къ нему: Закхее, потщався слѣзи: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти. И потщався слѣзе, и пріятъ Его радуяся. Сердцевѣдецъ видѣлъ, чтó происходило передъ Нимъ; зналъ, кто желалъ видѣть Его, и не могъ видѣть по причинѣ окружавшаго Его народа; кто, поэтому, презрѣвъ всякое опасеніе пересудовъ и насмѣшекъ, какъ дитя, забѣжавъ впередъ, поднялся на дерево, чтобы только увидѣть Спасителя міра. Невидимая благодать Божія уже дѣйствовала въ сердцѣ Закхея и приготовляла его къ обращенію, потому что Закхей покорялся ея внушеніямъ. «<i>Іисусъ, когда пришелъ на то мѣсто, гдѣ стояло дерево, на которомъ былъ Закхей, взглянувъ, увидѣлъ его, и сказалъ ему: Закхей, слѣзь скорѣе; сегодня надобно Мнѣ быть у тебя въ домѣ</i>». Іисусъ повелѣваетъ Закхею, потому что видѣлъ его готовность повиноваться. Іисусъ хочетъ быть въ домѣ Закхея, потому что Закхей сердечнымъ расположеніемъ къ Іисусу уже приготовился принять Его. Іисусъ идетъ къ Закхею, потому что Закхей стремился душею къ Іисусу. Закхей не могъ и думать о такой милости, а искалъ издали посмотрѣть на Іисуса; но Господь смиреннымъ даетъ благодать. — Съ какимъ усердіемъ Закхей искалъ видѣть Іисуса, съ такимъ же теперь повинуется слову Господа. Услышавъ голосъ Господа: Закхее, потщався слѣзи: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти, Закхей слѣзъ съ дерева поспѣшно, и принялъ Іисуса въ домъ свой съ радостію. Смотрите, какая покорность словамъ Божественнаго Учителя! Можно подумать, будто Закхей уже давно принадлежалъ къ числу вѣрныхъ учениковъ Господа, хотя до сего времени онъ никогда не видалъ Іисуса; ничто не воспрепятствовало ему изъявить готовность принять Господа, ни сознаніе собственнаго недостоинства, ни опасеніе ропота книжниковъ и фарисеевъ, ни толки народа. Онъ съ радостію спѣшитъ принять нежданнаго, но вожделѣннаго Гостя, Посѣтителя душъ, стремящихся къ Нему. И видѣвше вси роптаху, глаголюще, яко ко грѣшну мужу вниде витати. «<i>И всѣ, видя то, роптали, говоря, что Онъ вошелъ въ домъ къ грѣшному человѣку</i>». Закхея почитали грѣшнымъ человѣкомъ по народному понятію о мытаряхъ. Мытари или сборщики податей почитались грѣшными потому, что самая обязанность легко пріучала ихъ къ несправедливымъ или излишнимъ поборамъ; а при томъ, и законный сборъ, производимый по законамъ языческой римской власти, казался неправеднымъ; такъ какъ, по мнѣнію ревностныхъ іудеевъ, народъ Божій долженъ былъ платить дань только Богу. А Закхей болѣе другихъ могъ казаться грѣшнымъ человѣкомъ; потому что онъ былъ старѣйшиною мытарей. — Іудеи, видя, что Іисусъ пошелъ въ домъ старѣйшины мытарей, Закхея, роптали, говоря, что Онъ пошелъ въ домъ къ грѣшному человѣку. Этотъ ропотъ ясно показывалъ, что роптавшіе на Іисуса были люди преданные чувственнымъ понятіямъ, и не понимали дѣлъ Духа Божія, потому что, какъ говоритъ апостолъ, душевенъ человѣкъ не пріемлетъ, яже Духа Божія (1 Кор. 2, 14); они судили, какъ обыкновенно судятъ люди, привязанные только ко внѣшней жизни. А если здраво разсуждать, то кто не пойметъ, что іудеи роптали на врача за то, что пошелъ въ домъ больного? Кто не видитъ, что такой ропотъ противенъ здравому смыслу? И вотъ этотъ ропотъ не здраво разсуждающихъ обличается самымъ дѣломъ, показавшимъ, какой плодъ принесло посѣщеніе Господомъ дома Закхеева. Ставъ же Закхей рече ко Господу: се полъ имѣнія моего, Господи, дамъ нищимъ: и аще кого чимъ обидѣхъ, возвращу четверицею. Роптавшимъ на Іисуса іудеямъ отвѣчаетъ сперва не Самъ Іисусъ, а тотъ грѣшный человѣкъ, котораго считали недостойнымъ Его посѣщенія. За врача говоритъ больной, котораго врачъ чудно врачуетъ. Чтó же говоритъ онъ? «<i>Закхей, ставъ, сказалъ Іисусу: Господи, половину имѣнія моего я отдамъ нищимъ, и если кого чѣмъ обидѣлъ, возвращу ему вчетверо</i>». Вотъ свидѣтельство объ исцѣленіи отъ болѣзни. Закхей былъ богатъ и своимъ имуществомъ; но не чуждъ и неправедныхъ прибытковъ. Предъ великимъ Гостемъ онъ не оправдывается въ томъ, будто, напрасно не хорошо думали о немъ роптавшіе, но предъ Господомъ полагаетъ твердое намѣреніе исправиться. Какъ бы такъ говорилъ Закхей: «Господи! точно, я недостоинъ Твоего посѣщенія: я грѣшникъ, я грѣшенъ и пристрастіемъ къ богатству, которымъ владѣю безъ обиды другихъ; грѣшенъ и въ неправедномъ пріобрѣтеніи богатства; есть у меня часть такого богатства. Но отнынѣ не буду я такимъ: не буду пристрастенъ къ богатству, и не позволю себѣ неправдою пріобрѣтать богатство. А чтобы загладить мнѣ прежніе свои грѣхи, вотъ я половину своего имѣнія раздамъ нищимъ; а изъ другой половины вчетверо отдамъ, тому, кого какъ нибудь обидѣлъ». Закхей рѣшается сдѣлать болѣе, нежели сколько предписывалъ законъ Моисеевъ; по закону вчетверо долженъ былъ отдать только тотъ, кто укралъ тельца или овцу и, заколовъ, съѣлъ ее, и потомъ обличенъ на судѣ (Исх. 22, 1). А кто самъ признавался въ своемъ грѣхѣ, тотъ къ украденному обязывался присовокупить только пятую часть, за грѣхъ свой (Числ. 5, 7). Закхей же и половину собственнаго имѣнія раздалъ нищимъ, и необличенный во грѣхѣ, а по усердію, желая загладить свои грѣхи, обѣщается вчетверо уплатить чѣмъ-либо обиженнымъ отъ него. Такимъ дѣлается теперь Закхей, на котораго, какъ старѣйшину мытарей, съ презрѣніемъ смотрѣли іудеи. Обѣщаніе Закхея не было только обѣщаніемъ; но это былъ истинный плодъ обращенія Закхея къ вѣрѣ во Іисуса Христа; это былъ плодъ благодати Христовой, осѣнившей Закхея. Объ истинѣ обращенія Закхеева Господь засвидѣтельствахъ вслухъ всѣхъ присутствовашихъ въ домѣ. Рече же къ нему Іисусъ: яко днесь спасеніе дому сему бысть, зане и сей сынъ Авраамль есть. Слова Господа также служатъ отвѣтомъ роптавшимъ на Него Іудеямъ. «<i>Іисусъ сказалъ ему: нынѣ пришло спасеніе дому сему; ибо и онъ сынъ Авраамовъ</i>». Нынѣ пришло спасеніе дому сему, т. е. нынѣ сей домъ позналъ путь ко спасенію, или позналъ своего Спасителя, спасительно вѣруетъ въ Него. Отселѣ видно, что вмѣстѣ съ Закхеемъ увѣровало во Іисуса и семейство его. Тѣмъ очевиднѣе былъ плодъ посѣщенія Господомъ дома Закхеева. Тѣмъ болѣе должны были іудеи сознавать несправедливость своего ропота на Іисуса за посѣщеніе дома Закхеева. И еще присовокупляетъ Господь: зане и сей сынъ Авраамль есть. Это опять оправданіе снисхожденія къ Закхею. Смыслъ такой: «и онъ потомокъ Авраама, которому, вмѣстѣ съ потомствомъ его, обѣщано было спасеніе; и онъ, подобно Аврааму, съ смиреніемъ и усердіемъ принялъ Меня въ домъ свой, какъ тотъ нѣкогда принялъ Меня съ двумя Ангелами у дубравы Мамре; и Закхей, подобно Аврааму, какъ достойный его потомокъ, является милостивымъ и половину имѣнія своего раздаетъ нищимъ. Днесь спасеніе дому сему бысть, зане и сей сынъ Авраамль есть. И присовокупляетъ: Пріиде бо Сынъ человѣчь взыскати и спасти погибшаго. Новое объясненіе того, почему Іисусъ посѣтилъ домъ Закхея, — самое ясное и общепонятное: «ибо Сынъ Человѣческій пришелъ взыскать и спасти погибшаго». Какъ бы такъ говорилъ Господь: Я для того и воспринялъ естество человѣческое, для того и явился между человѣками, какъ человѣкъ, чтобы призвать на путь истины и спасти погибающихъ въ невѣдѣніи и порокахъ; какъ же вы ропщете на Меня за то, что вошелъ Я въ домъ грѣшнаго человѣка? Евангельское повѣствовадіе о Закхеѣ многому учитъ. Кто богатъ, кто въ почести между своими, какъ старшій, какъ предпочтенный другимъ, или какъ управляющій другими по порядку дѣлъ человѣческихъ: тотъ, среди своихъ обстоятельствъ, учись у Закхея внимательности къ ученію истины и къ своему спасенію. Среди роскоши и удовольствій богатства, или среди заботъ общественной службы, поставившей тебя выше другихъ, въ почтеніи у другихъ, не забывай, что и для тебя также важно и нужно знать Спасителя, приближаться къ Спасителю, слушать Спасителя и послѣдовать Его ученію, такъ же необходимо, какъ и стоящему на низшей или на послѣдней ступени общественной жизни. Кто, предаваясь разсѣянности и нерадѣнію, думаетъ, что онъ далеко отъ Христа, трудно ему пріити ко Христу, и такими мыслями удерживается въ своемъ нерадѣніи и безпечности; тотъ смотри на примѣръ Закхеева обращенія, и учись вѣрѣ и упованііо на милосердіе Господа Спасителя. Господь близокъ ко всѣмъ, призывающимъ Его, Онъ хочетъ прійти къ каждому, только бы дверь души отверзлась для принятія Его съ вѣрою и любовію. Если помыслъ говоритъ кому: ты погибшій человѣкъ, отвѣчай помыслу: пріиде Господь взискати и спасти погибшаго, — и будь непоколебимъ въ упованіи на безпредѣльное милосердіе Господа Спасителя. Кто рѣшается идти путемъ спасенія и хочетъ быть угоднымъ Спасителю, чтобы удостоиться его благодатнаго посѣщенія, и поселиться въ Его вѣчныя обители на небесахъ; тотъ поучись у Закхея исправлять и заглаживать свои прежніе грѣхи. Прежнимъ грѣхамъ противопоставь добродѣтели, какъ Закхей любостяжанію и неправдѣ противопоставилъ милосердіе и вознагражденіе обиженныхъ съ избыткомъ. Кто богатъ и привязанъ къ богатству; тотъ подражай примѣру богатаго старѣйшины мытарей, который, при помощи благодати, познавъ истину, немедленно рѣшился свергнуть съ себя узы грѣховнаго пристрастія къ богатству и богатство употребить на умилостивленіе Бога. Кто былъ донынѣ неправдивъ и притязателенъ въ общеніи съ другими, подобно мытарямъ: тотъ познай превосходное богатство: быть довольнымъ своимъ, и бояться чужаго. Кто любилъ проводить время въ лѣности и безпечности: тотъ познай свой долгъ — дѣлать и трудиться на томъ мѣстѣ, гдѣ кого Промыслъ поставилъ, и честными трудами прославляй Того, Кто далъ намъ силы и крѣпость для дѣланія. Дѣлай каждый усердно и съ благоговѣніемъ къ Богу, исполняя заповѣди Божіи, ко спасенію своей души. Господь всегда близъ насъ и всѣхъ призываетъ ко спасенію, подавая просящимъ благодать Духа Своего, да ею вспомоществуемые достигнемъ спасенія, во славу имени Его, со Отцемъ и Святымъ Духомъ. Аминь. <h4></h4> Бесѣда въ недѣлю 32-ю, Евсевія, архіепископа Могилевскаго. / Проповѣдническая Хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія, составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трухъ томахъ: Томъ первый. Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 528-533.