<i>Содержание</i> Излагаются обстоятельства обращения Закхея и спасения всего дома его. <i>Изъяснение</i> Ст. 1—4. <b>Пришел Иисус в Иерихон. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потомy что мал был ростом. И, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее</b>. Слово «мытарь» происходить от «мыто», что значит «пошлина». Это название давалось у иудеев откупщикам, которых римляне определяли для сбора общественных податей, преимущественно в городах, славившихся промышленностью и торговлею. К таким городам принадлежал и Иерихон, славившийся торговлею бальзамом. Закхей был начальником мытарей, человек богатый, ибо, по тогдашним узаконениям, начальник мытарей, в случае несостоятельности подвластных ему откупщиков, должен был вознаградить казну своим имением. Слыша о славе и чудесах Иисуса Христа, Закхей пожелал видеть столь великого Чудотворца, и не для того, чтобы получить что-нибудь от Него (ибо сам был человек богатый — ст. 2), не из праздного любопытства, но из чистого и пламенного желания знать Того, Кто пришел спасти Израиля (искал видеть Иисуса — ст. 3), и потому забежал вперед и, как мал был ростом, взлез на смоковницу (ст. 4), чтобы лучше наглядеться на чаяние и утеху Израиля. Ст. 5. <b>Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме</b>. Усердие Закхея удостоилось милости Божией: Господь, взглянув, увидел искреннее желание его сердца и, как Всеведущий, назвал его по имени и изъявил желание посетить дом его в нынешний же день. Ст. 6. <b>И он поспешно сошел и принял Его с радостью</b>. Едва только Господь изъявил желание быть у Закхея в доме, как он тотчас же с поспешностью сходит со смоковницы и с радостью принимает нежданного, вожделенного Гостя. Ст. 7. <b>И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку</b>. При сборе податей мытари делали народу обиды и притеснения, почему иудеи считали их явными грешниками. Народу иудейскому было неприятно, что великий Чудотворец пришел в дом грешного мужа, презираемого общественным мнением, — почему и возник ропот против Иисуса Христа. Ст. 8. <b>Закхей же, опав, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо</b>. Сердце Закхея не обратило внимания на ропот и пересуды народа, оно все было отдано высокому посетителю, Господу. В душевном восторге он, вместо внешнего угощения, дает Господу лучшее — отдает Ему свое сердце, — глубоко сознает свои грехи и искренно раскаивается в них и высказывает решимость загладить свои неправды делами благотворения: тогда как по закону требовалось возвратить украденное с придачею пятой части к нему, Закхей обещается половину своего имения отдать нищим, а из другой половины вчетверо удовлетворить того, если у кого что-нибудь он отнял неправедно. Ст. 9. <b>Иисус сказал ему: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама</b>. Т.е. ныне душе Закхея и всему семейству его пришло спасение — отпущение грехов и наследие вечного спасения на лоне Авраамовом, так как он с своим семейством по истинной вере и правде оказался истинным сыном Авраама, Отца верующих. Ст. 10. <b>Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее</b>. Сими словами Господь обличает негодовавших против Него за посещение грешного дома Закхея и указывает главную цель Своего пришествия на землю. «Я, — как бы так говорит Господь, — для того и сошел с неба на землю, для того и принял естество человеческое и явился среди людей, чтобы спасти погибших, потерявших надежду на спасение, но кающихся грешников; зачем же вы ропщете на Меня, что Я пришел в дом грешного человека, который ради Меня творит добрые дела и оказывается верным сыном Авраама?»