<b>Беседа о христианском совершенстве</b> История нынешнего Евангелия не токмо Богоглаголивым Лукою, но еще прежде, как Богодухновенным Матфеем, так и Божественным Марком, в различные времена была написана. Един и тот же смысл есть Писания, кроме только того, что малые некоторые обстоятельства, одним Евангелистом не упомянутые, другим подробнее описаны. Поелику же во вторуюнадесять неделю, в толковании Евангелия от Матфея, сию историю мы уже объяснили, не нужно убо паки то же самое повторять (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/?verse=19:16-26">Мф. 19:16-26</a>)<sup>1</sup>. Чего для по толковании, которое предложено в помянутой неделе, побеседуем о христианском совершенстве, упоминаемом в сей истории, написанной тремя святыми Евангелистами. Очистите убо, братие, ум и сердце от всякого земного пристрастия, да разботеет небесное семя сего высочайшего учения. Возведите мысленные ваши очеса на те горы, на которые возводил очи свои Давид, да приидет к вам, якоже и к оному, «<i>помощь от Господа, сотворшаго небо и землю</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-120/?verse=120:2">Пс. 120:2</a>). Князю, говорившему, яко от юности своей сохранял заповеди Божия: «<b>вся сия сохраних от юности моея</b>», таким образом ответствовал Богочеловек: «<b>еще единаго не докончал еси</b>» (Лк. 18:22). Сим же показал Господь, что кто сохраняет только десять заповедей, есть хотя Богу любезен и приятен, и наследник Его царствия, но не есть совершенный, остается же еще ему едино, да взойдет на самый высочайший степень совершенства: то есть, нужно ему продать все имение свое и, раздав оное нищим, последовать Иисусу Христу: ревновать, то есть, добродетелям Его. «<b>Еще единаго не докончал еси: вся елика имаши, продаждь и раздай нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и гряди во след Мене</b>». Раздаяние имения нищим и последование Иисусу Христу кажутся не единое дело, но два; Богочеловек же оба назвал единым: «<b>еще единаго не докончал еси</b>». Какая же сему причина? Ибо неотлучны суть и неразделимы от преуспеяния в совершенстве добродетели. Кто хощет быть совершенным, если одно от другого отделит, не может достигнуть конца своего. Богатый князь, упоминаемый в нынешнем Евангелии, желал быть совершенным в добродетели (Лк. 18:23). Он хотя от юности своей все сохранил Божеские заповеди, почему и возлюбил его Иисус, по свидетельству священного Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-10/?verse=10:21">Мк. 10:21</a>), однако со многим благоговением и смирением приступив ко Христу и преклонив колена пред Ним, вопрошал Его, говоря: «<b>Учителю благий! что сотворив живот вечный наследствую?</b>» (Лк. 18:18) Хотел и намеревался быть совершенным, последуя и ревнуя Иисусу Христу, но любил купно и богатство свое и ни под каким видом не соглашался того оставить; возжелал единого, то есть, последовать Иисусу Христу, но другого, то есть, совершенного раздаяния богатства своего, не возлюбил. Сего же не возлюбив, и того, чего желал, не мог удостоиться, — ученичества, то есть, Иисуса Христа. «<i>Он же, дряхл быв о словеси, отъиде скорбя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-10/?verse=10:22">Мк. 10:22</a>), — то есть, услышав сей ответ Иисуса Христа: «<i>вся елика имаши, продаждь и даждь нищим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-10/?verse=10:22">Мк. 10:22</a>). Равным образом и тот, кто если оставит все имение свое не ради любви Божией, ниже да последует Иисусу Христу, но ради других предположений и причин, не только не восходит на высочайший степень добродетели, но и падает во глубину нечестия и неразумия. Крат Лаэрций, философ, оставил свое имение и сребро свое бросил в море; но чрез таковой поступок не только никакой не сотворил добродетели, но еще явился и неправедным, и тщеславным, и неразумным. Неправедным, ибо обидел всех тех, которым мог чрез раздаяние имения своего благодетельствовать, и не благодетельствовал. Тщеславным, ибо ввергнув имение свое в море, напыщался и превозносился поступком сим, вопия: освобождается от порабощения Фивейский Крат. Неразумным и глупым, — ибо, не имея духовного и Божественного упования, хотя освободил себя от заботы и попечения о имении своем, но сам подпал под иго убожества и принужденным остался заботиться о насущном своем хлебе и о прочих касающихся до жизни необходимостях. Виждь же, како стечение сих двух дел возводит человека на высоту совершенства в добродетели. «<i>Любы</i>» есть всего «<i>закона исполнение</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:10">Рим. 13:10</a>). И иной любит мало, а другой много, по слову Господню, реченному Симону Фарисею о жене грешнице: «<i>егоже ради глаголю ти: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много; а емуже мало оставляется, меньше любит</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-7/?verse=7:47">Лк. 7:47</a>). Из чего явствует, что степень совершенства бывает по мере любви, так как и степень многоучености — по множеству учений. Чем превосходнее любовь, тем вящее совершенство: так, как чем более предметов учения, тем вящее просвещение. Кто ради любви Божией раздает малую часть имения своего нищим, таковый мало любит Бога и своего ближнего; кто раздает много, тот много любит. А кто все то, что только имеет, не щадит: таковый по всему любит, таковый любит совершенно и Бога и ближнего своего. И сие составляет великую и высочайшую добродетель: «<i>расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-111/?verse=111:9">Пс. 111:9</a>). Еще же есть сие едино из тех крил, каковых требуя Пророк Давид, да полетит и почиет в покое совершенства, взывал: «<i>кто даст ми криле яко голубине, и полещу, и почию?</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-54/?verse=54:7">Пс. 54:7</a>) Другое же голубиное крило есть подражание жизни Иисуса Христа. Почему кто желает быть совершенным ищет и другого крила, да возлетит на горы совершенства и тамо почиет. И как искусный живописец, изображая икону, полагает пред собою образец и, вперив очеса в оный, всячески старается изобразить лице, наружность, свойство и все черты того образца, также показать изображение изображением живым и по всему сходным с изображаемым: тако и любитель совершенства полагает пред собою пресовершеннейший всяких добродетелей образ — Спасителя, говорю, мира — Иисуса и, прилепився к Нему мыслию и сердцем, старается при помощи благодати, сколько можно, поревновать поступкам, словам и деяниям, последовать всем стопам, и представить самого себя совершенным подобием изображаемого Иисуса Христа. Почему бывает кроток и смирен сердцем, последуя учению Учителя своего, бывает покорным заповеданию Божию, яко поборник веры Иисуса, в клеветах незлобив, в поношениях долготерпелив, в гонениях неустрашим, в бранех противу козней диавольских силен. Душа его бывает украшена простотою и незлобием, мысль непорочностию и Божественною ревностию, сердце же исполнено тою любовию, о которой говорил Господь: «<i>больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-15/?verse=15:13">Ин. 15:13</a>). От чего всегда он готов бывает пожертвовать жизнию своею ради Возлюбльшего ны и предавшего Самого Себя на смерть для спасения нашего; таковой любви сладостнейший жар беспрестанно воспламеняет его сердце. Сего же последствием бывают непрестанные моления, благоговейные коленопреклонения, всенощные бдения, внимательные чтения Священных книг, умственное попечение о небесном, беспрестанное прилепление мысли к Богу. Не могу, братие, описать все деятельные и умственные добродетели того человека, который, будучи подражателем Иисуса Христа, достиг до меры совершенства. Усладившийся токмо сею манною, и видя и уразумев, может свой высочайший возвести разум, узнать и объяснить сие превосходство, множество, изрядство и знаменитость добродетелей, каковые имеет совершенный человек. «<i>Вкусите</i>», рече Бог, «<i>и видите, яко благ Господь</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-33/?verse=33:9">Пс. 33:9</a>). Но душа моя, поколику нимало не причастилась сему, но есть алчна, нага и обнаженна всякой добродетели: убо я ни видел, ни познал, ниже могу по достоинству возглаголать о сем. Посему нисхожу долу: касаюсь, то есть, той трудности, с каковою сие небесное преуспеяние в Христианском совершенстве сопряжено. Богочеловек Иисус, когда научал сему, чтобы раздавать все имение и быть Его последователем, и когда видел богатого князя весьма опечалившегося, тако изрек и утвердил, что поставил таковое совершенство для богатых весьма трудным делом. «Удобее есть», сказал, <b>«вельбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити»</b> (Лк. 18:25). И самые ученицы Его, не уразумев, что Учитель их не вообще о спасении беседовал, но частно — о совершенстве, ниже о сохранении заповедей, но о совершенной святости, подумали, что дело спасения есть дело невозможное, почему говорили: и <b>«кто может спасен быти?»</b> (Лк. 18:26) Что же убо рекут о сем ученые люди нынешнего века? Что скажут ныне, услышав сей Евангельский глас: <b>«еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди во след Мене»</b>? (Лк. 18:22) Поелику ныне охладела вера, оскудело ревнование, попрана добродетель, угасла любовь: какого же ответа можно ожидать от уст нынешних человеков, кроме сего, что таковое дело превышает естественные силы и есть совершенно невозможно? И кто может быть, говорят, столько великодушным, что будучи богатым и славным, во всяком уважении и удовольствии живущим, согласится в одну минуту соделаться убогим, скудным и обстоятельствами нищеты угнетаемым? Кто имеет столько силы, сколько нужно есть для подражания и исправления вышеестественных добродетелей Господа Иисуса Сына Божия? Людие! почто неразумием омрачаемся? Нет сомнения, что дело совершенства есть дело трудное, так как все важные, великие и чудные дела бывают трудны. Ибо какое величайшее здание, всенаилучшее и всеизящное, бывает без трудности? Какая победа многих мужественных и храбрых неприятелей не заключает многого поту? Какое бы было мудрое, истинное и совершенное знание без неудобопреуспеяния? Всякое дело сопряжено с трудностию, соответствующею его превосходству, изяществу, пользе и его употреблению. Без сомнения, трудное есть дело — Христианское совершенство; ибо есть высочайшее, превосходнейшее, Божественное и небесное. Претрудно есть, так как высочайшее, превосходнейшее, Божественное и небесное. Претрудно есть, так как Сам Спаситель наш подтвердил; однако Сей же Спаситель противное сему сказал, и решил недоумение, когда ученицы Его, почитая сие невозможным, говорили: и <b>«кто может спасен быти?»</b> (Лк. 18:26) Он тогда, да не возмнят быти сие неудобным или невозможным, отдалил справедливое сомнение Своих учеников, почитавших сие невозможным, и реша их сомнительность, таким образом ответствовал им, яко невозможная силе человеческой возможна суть всемогуществу Божию. <b>«Он же рече: невозможная от человек, возможна суть от Бога»</b> (Лк. 18:27). Пусть так, говорил, что человек своею силою не может совершить сего великого дела: но только бы человек захотел, — Бог, вся могий, может сие совершить, укрепляя его Своею благодатию, утверждая Божественною Своею силою и подая довольство ему к преуспеянию в сем деле. «<i>И разделения действ суть, а Тойжде есть Бог действуяй вся во всех</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:6">1 Кор. 12:6</a>). Ответ Господа Иисуса, данный Его ученикам, есть довольное доказательство к подтверждению сего, хотя бы и никакого мы не имели на сие примера; однако при сем, по содействию благодати Вседержителя Бога, тысячи тысяч и тьмы тем имеем примеров таковых людей, которые оставив все, что только ни имели, последовав Иисусу Христу и подражателями быв Божественным Его добродеяниям, на самом опыте невозможное показали возможным. Первые из таковых, которые показали сие возможным и удобоисполнительным, были те же самые, которые прежде сие дело почитали за невозможное. Тако Петр не обинуясь предлагал Иисусу Христу: «<i>се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/?verse=19:27">Мф. 19:27</a>). И не мни, будто бы они оставили потому, что были убогие, и следственно малостоющие свои вещи удобно могли презреть: ибо убогий столько же печется и заботится о своей хижине, сколько богатый о своих палатах; столько старается о рубищах, сколько тот о светлообразных своих одеждах; столько о деревянных и глиняных посудах, сколько тот о златых и серебряных; столько хранит малые свои динарии, сколько и тот тысячи и тьмы своих пенязей, и никто не поверит сему, чтобы убогий любил своего отца или матерь, или братию, или сродников, или друзей своих менее, нежели богатый: сия любовь в равной степени бывает и в убогих и в богатых. Следует убо, что Апостолы столько же возлюбили Иисуса Христа, оставив ради Его сети, ладию, убогий дом, малое имущество, родителей, сродников, друзей, сколько и пребогатейший Ксенофонт, который ради любви ко Христу презрел многоценные сосуды, драгоценные вещи, палаты и все имение, раздав оное нищим, отшел в Палестинские обители, и тамо преподобно скончал жизнь свою, — сколько и великая Римская матерь, преподобнейшая Мелания, раздавшая нищим двадесять тысяч злата и сообитавшая с собранными ею девятьюдесять девицами, нищетствуя, раболепствуя им и всякий образ принимая пустыннической добродетели. По Апостолах следует бесчисленное множество святых Мучеников. Между сими были люди всякого чина, возраста и поколения: военачальники, богачи, правители, почтенные мудрецы, благородные вельможи, министры царских дворцов, дети царские и самые цари: Логгин сотник, Феодор мудрец и изрядный воевода, Евстафий военачальник и богатством преизобиловавший, Артемий Дукс и Августалий, Сергий и Вакх знаменитые, Димитрий веры наставник, Григорий паче прочих благороднейший и воинскими почтенный достоинствами, Арефа правитель Нигра града во Ефиопии, Иаков знатный и славный министр Персидского царства, которого самый царь Исдигерд уважал, Гавдела сын Савория Персидского царя и наследник его престола. Не токмо же были мужеского полу, но и жены, и юные девицы, и обрученные в замужество; из числа таковых суть благородная и знатная первомученица Фекла, Екатерина царская дщерь и велемудрая Евфимия многославная, Василисса и Александра, царицы и супруги Римских царей, первая — Максентия, а вторая Диоклитианова, — и другие бесчисленные тысячи, яко песок морской и яко звезды небесные. Все сии ради любви Иисус Христовой не только оставили богатство, славу, честь, венцы, престолы, родителей, сродников и друзей и все свое имущество, но лютейшим себя самих предали мукам, излияли свою кровь и жизнию своею Ему пожертвовали. Возведите теперь еще мысленные ваши очеса на Египетские пустыни, на Ливийские, Фиваидские, Пилуссийские, Понтийские и Иорданские: тамо узрите Павла Фивейского, Антония Великого, Харитона, Пахомия; узрите блаженных, Римского и Египетского, Арсения и Исидора, узрите Савву, Феодосия, Евфимия, Ефрема, и многочисленные лики пустынножителей. Тамо узрите и жен: Феодору, Иулитту, Марию, Пелагию, Евфросинию; тамо бесчисленное множество встретится очам вашим всякого чина людей. Все сии, слыша Евангельский Господний глас: «<i>аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение свое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/?verse=19:21">Мф. 19:21</a>), раздали все свое имущество нищим, оставили отечество, друзей, сродников, весь мир и вся яже в мире, и, да ничто воспрепятствует прилеплять им свою мысль единственно к Богу, отдалились в пустыни, в горы, в пещеры, в монастыри, в обители и, совершенно прилепившись к Богу, окончили жизнь свою в душевном и телесном целомудрии, в пощениях, в молитвах, в рыданиях, поживши на земли так, как живут на небеси Ангелы. И хотя ныне немногие и малые таковые являются примеры; но поколику «<i>Иисус Христос вчера и днесь Тойже и во веки</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:8">Евр. 13:8</a>): видим доныне таковых мужей, которые ради любви Иисус Христовой и ради истинной веры вся, яже суть в мире, презрев, не приняв злочестивого учения, изливают свою кровь, предают свою жизнь на смерть, и венчаются мученическими венцами. Видим доныне таковых мужей, которые, желая Христианского совершенства, оставляют вся и причисляются в число пустыннических ратоборцев, древним подражая святым пустынножителям. Подтверждают сие доныне Богоспасаемые обители, сущие на горах Афонской и Синайской и в пустыне Палестинской. Толикий убо имуще облежащий облак примеров истинных, неложных, видимых, кто сказать может, что дело совершенства есть дело невозможное? Но скажешь: есть весьма трудное. Так; истинно трудное. Для того-то премудрейший и человеколюбивейший Бог положился в сем на произволение каждого: «аще хощеши», сказал, «<i>совершен быти</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/?verse=19:21">Мф. 19:21</a>). Великий Богослов Григорий весьма разумно о сем так написал, что Божеские заповеди всякий непременно должен исполнять: ибо если кто нарушит оные, подвергается крайней опасности касательно спасения своего; но совершенство есть дело самопроизвольное и не необходимое для спасения, и кто восходит на высоту оного, имеет особенную честь и воздаяние, а кто не восходит, не лишается своего спасения. «Яже суть, — говорит, — нашего законоположения, потребна добровольне вчиняющимся, обаче ниже подлежат опасности. Не принуждения, но изволения требуют, яже хранят честь и воздаяние, а не опасность»<sup>2</sup>. Без сомнения, есть сие трудное дело; но для того, что трудное, имеет и многократные воздаяния. Виждь же, как Бог чрез Пророка Исаию отличил совершенных от несовершенных, и воздаяние совершенных от мзды несовершенных. «<i>Сия глаголет Господь кажеником, елицы сохранят субботы Моя, и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-56/?verse=56:4">Ис. 56:4</a>). Се характеры совершенных! Они суть каженики, то есть, девственники; они сохраняют субботы Господни, то есть, чуждыми пребывают от всякой злой вещи; они содержат завет Господень, то есть, со всякою ревностию всегда хранят заповеди и оправдания Господня. Они также самопроизвольно избирают то, что хощет Бог: «и изберут яже Аз хощу». Чего же требует от нас Бог? «<i>Будите убо</i>», говорит, «<i>совершени, якоже Отец ваш совершен есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-5/?verse=5:48">Мф. 5:48</a>). Внемли же и характерам несовершенных: «<i>и вся снабдящия субботы Моя не оскверняти, и держащия завет Мой</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-56/?verse=56:6">Ис. 56:6</a>). Чуждыми бывают и сии всякого греха, и не замарывают себя нечистыми делами; содержат и сии завет Господень, то есть, охотно исполняют все Божеские заповеди, так как и совершенные; но чужды суть добродетели целомудрия, недостает в них произвольного избрания быть совершенными. Описывая же мзду совершенных и несовершенных явственно показывает преизбыточество первых, хотя и последних сынами и дщерями называет Своими. «<i>И дам</i>», говорит о совершенных, «<i>им в дому Моем, и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-56/?verse=56:5">Ис. 56:5</a>). О несовершенных же тако глаголет: «<i>введу я в гору святую Мою, и возвеселю я в дому молитвы Моея</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-56/?verse=56:7">Ис. 56:7</a>). И так, о вы, блаженные и преблаженные человецы, избранные сосуды, обиталища Божественной благодати, живые изображения Божеского совершенства, велегласные трубы Божеской святости, вы, говорю, которые возвели ум ваш от земли и земных, вся в тщету вменив, которые взяв Крест Господа Иисуса и Ему усердно последовав, ходили по земле яко бесплотнии и яко Ангелы во плоти сущие, жительствовали не сами, но Христос в вас; вы, которые, имуществом, кровию, жизнию и всем Христу пожертвовав сподобились мученической смерти, которые, избрав уединенную жизнь, преподобно и праведно совершили течение своей жизни: блажени есте и паче всех преславнии! Для вас в дому Божием, во ограде небесного Иерусалима, в селениях Господних, возлюбленных и вожделенных, изготовлено есть место именито, то есть, наслаждение Божественной славы, паче прочих чад Божиих, и имя ваше есть имя преславное: мученицы, то есть, Христовы и преподобнии; и таковое имя есть имя вечное, никогда неувядающее, но пребывающее в нескончаемые веки веков. «<i>И дам им</i>», — тако вещает Бог, — «<i>в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-56/?verse=56:5">Ис. 56:5</a>). Но и вы блажени есте, братие, которые уклонились от всякой неправды, и не окаляли душу вашу нечистотою греховною, — вы, которые всячески храните заповеди Господни; для вас отверста дверь неба, приуготовлена гора Божия святая, святой Сион: внидите ту, и возрадуетесь радостию вечною. Тамо, в дому Господни, идеже непрестанно приносятся моления святых, Ангельские славословия, вселит вас Господь: «<i>введу я в гору святую Мою, и возвеселю я в дому молитвы Моея</i>». О коль же, напротив, те будут несчастливы и скорбны, кои исполнены суть лукавства, беззакония, греха, нераскаяния! Чужды они будут радости, чужды Божественной славы, прогнаны от лица Божия: «<i>отступите от Мене</i>», скажет Бог, «<i>вси делающии беззаконие!</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-6/?verse=6:9">Пс. 6:9</a>) Господи милости! щедротами единородного Сына Твоего избави ны от сего страшного и горестного отвержения! Аминь. <li>1   Том I, двенадцатая неделя.</li> <li>2   В 1 слове о столп.</li> <i>"Беседа о христианском совершенстве (в неделю тридцатую)"</i>