Неделя сия называется крестопоклонною, потому что в это воскресенье, на утрени, совершается поклонение кресту Господню. Поклонение святому кресту среди поста установлено для того, чтобы, взирая на крест Господа, мы размышляли о крестных страданиях, подъятых ради спасения нашего, и охотно текли по пути самоотвержения, распинали плоть свою со страстями и мужественно встречали препятствия на сем пути. <i>Содержание</i> Излагается учение Иисуса Христа о кресте, необходимости его для спасения души и свойствах истинного последователя Христова. <i>Изъяснение</i> Ст. 34. <b>Сказал Господь: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест сбой, и следуй за Мною</b>. Господь всем желает спасения, но насильно никого не принуждает к тому и хочет, чтобы в нас самих было свободное желание своего спасения, почему и сказал: <i>Иже хощет по Мне ити</i>. Но так как одни добрые желания еще недостаточны для добродетельной жизни, то Господь показывает свойства истинного последователя Своего. Истинный последователь Христов, по слову Господа, должен, во-первых, отвергнуться себя. Это значит не думать о себе, не заботиться о своих выгодах и удовольствиях, отвергнуть порочные мысли и чувствования, дела и привычки, хотя бы и приятные для плоти и выгодные для жизни временной, жить не по своей води греховной, но по воле Божией, и поступать во всем так, как Бог повелевает. Во-вторых, последователь Христов должен взять крест свой. Это значит бороться с своими греховными привязанностями и привычками, без ропота и негодования, но с полною преданностью воле Божией и благодушием, переносить неприятности, огорчения, скорби, страдания и бедствия, посылаемые ему. В-тертьих, последователь Христов должен следовать за Христом. Это значит следовать по пути, указанному Христом в евангелии. В этом откровенном слове он должен искать разрешения своих сомнений в вере; в нем должен находить утешения в своих скорбях и бедствиях; им должен отражать смущающие его соблазны и искушения; по сему пути должен располагать всю свою жизнь. Далее Господь показывает, что без этих свойств, без этого самоотвержения, крестоношения и последования за Господом, нельзя быть истинным последователем Его и быть наследником истинной христианской жизни. Сберегать душу сбою значит жить по своей воле и в свое удовольствие, заботиться о выгодах и удобствах только временной жизни, избегать всех стеснений плоти и духа и отказываться от подвигов самоумерщвления и крестоношения. Кто так живет, тот погубляет свою душу, т.е. и здесь, на земле, лишает ее наслаждения добрыми благоговейными чувствами, миром совести, радостями о Духе Святом, и делает ее неспособною к вечной жизни на небе. Потерять свою душу ради Господа и евангелия значит из любви к Иисусу Христу охотно расстаться с выгодами внешней, временной жизни, отказаться от угождения своим чувственным желаниям и влечениям греховной плоти, стремиться к исполнению заповедей, указанных в святом евангелии. Кто так живет, тот сберегает свою душу и для временной, и для вечной жизни, ибо она и здесь, на земле, наслаждается благодатным миром и чистыми радостями совести, и в будущей жизни будет удостоена вечного блаженства. Ст. 36—37. <b>Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? </b> Т.е. пусть соберешь ты богатство со всего мира, будешь наслаждаться всеми возможными удовольствиями земными, — что пользы от того душе, когда она не живет по воле Божией и не идет во след Господа? Все блага мира сего останутся здесь, на земле, а душа с своими делами предстанет на суд Божий, чтобы выслушать приговор, определяющий или на вечное блаженство, или на вечные мучения. И если она будет осуждена на вечные мучения, то - какой выкуп даст человек за душу свою? Т.е. может ли он искупить ее какими-нибудь сокровищами от вечной погибели? Изложив учение о самоотвержении и крестоношении и его необходимости для спасения души, Господь обращает внимание на тех людей, которые из угождения миру и ложного стыда уклоняются от тесного и скорбного пути благочестивой жизни и от исповедания Господа. Ст. 38. <b>Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами</b>. Кто из подобострастия и угождения мирским людям стыдится быть последователем Моим, исполнять Мои заповеди и уставы церкви Моей, чтобы не встретить насмешек от мирского общества, не прослыть в нем отсталым человеком и не лишиться его благоволения, того и Я постыжусь, т.е. сочту недостойным Своего благоволения, отвергну от лица Своего и лишу участия в Своем царстве, когда опять приду с небес на землю во славе со святыми Ангелами судить живых и мертвых. Ст. 1. <b>И сказал им: Истинно говорю вам: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие, пришедшее в силе</b>. Сказав такой строгий приговор удаляющимся от самоотвержения и крестоношения, Господь в доказательство истинности его сказал: «Истинно говорю вам: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие, пришедшее в силе». Под царством Божием, пришедшим в силе, отцы и учители церкви одни разумеют преображение Господа на Фаворе, а под здесь стоящими — Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями Его преображения; а другие — церковь Христову, тогда еще состоящую из немногого числа христиан, но вскоре, именно по сошествии на Апостолов Святого Духа, имеющую укрепиться и распространиться по всей земле. Смысл сего стиха в связи с предыдущим будет следующий: «Не смущайтесь тем, что Я сказал о будущем пришествии Моем во славе Отца Моего, и не сомневайтесь в том. Образ Божественной славы Я явлю еще здесь, на земле, — в Моем славном преображении, и некоторые из стоящих здесь Апостолов Моих увидят эту славу и доживут до того времени, когда церковь укрепится в своей силе и распространится по вселенной.