Ст. 22-23 <b>Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?</b> Господь научает, как христианин должен поступать в отношении к своим нуждам вещественным, и обращает для того внимание его на светильник души его — ум, не помраченный страстями, сравнивая его для большей убедительности с оком телесным или зрением. Чистое и острое зрение, усматривая и мельчайшие предметы в надлежащем их виде, сохраняет все тело, осматриваемое им, в чистоте и безопасности. Зрение же нездоровое, поврежденное видит слабо и неправильно и не может ни содержать тела в чистоте и опрятности, ни предохранять его от опасностей повреждения. Что для тела око или зрение, то ум и совесть для души: если они будут чисты и не заражены страстями, то будут просвещать всю душу и все ее действия; если же будут помрачены страстями, то ослепят душу и не дадут ей правильного развития и действия: она будет считать ложь истиною, истину ложью, порок добродетелью и добродетель слабостью, не будет способна к высокому, утомится, падет, и отвратится от добродетели. Итак, каждый смотри за собою, не сделался ли этот внутренний свет тьмою; не о слепился ли ум страстями? Не привязался ли он к одному чувственному? «Если, — говорит святой Златоуст, — ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем? Загради источник — иссушишь и реку; когда вождь будет пленен, то какая надежда останется для подчиненных?» Далее Господь присоединяет другие, более грозные побуждения удаляться пристрастия к земным благам. Ст. 24. <b>Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне</b>. Невозможно служить в одно и тоже время двум господам: Богу и богатству, ибо любить и ненавидеть в одно и то же время нельзя. Кто привязан к богатству, тот делается рабом его, хлопочет о собирании и сохранении его, надеется на него, забывая и отвращаясь от Бога. С такою привязанностью не возможно всецелое служение Богу. Маммона — сирское божество, которое почитали покровителем земных сокровищ. Ст. 25. <b>Посему говорю вам: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?</b> Сими словами Господь внушает нам, чтобы мы не имели излишней заботливости даже по отношению к пищи и одежде. «Кто дал, — говорит Златоуст, — большее, не даст ли меньшее? Кто образовал плоть, имеющую нужду в пище, не даст ли ей пищи?» «Не беззаботности научает нас Господь, — говорит Феофилакт, — но запрещает совершенно предаваться заботам, прекращая дело духовное и пренебрегая Бога». Ст. 26. <b>Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?</b> Чтобы побудить нас отстать от излишней заботливости и малодушия, Господь указывает на могущественный и благий промысл Отца небесного, питающий птиц. Птицы не готовят себе пищи, но с голоду не умирают, ибо Отец небесный дает им пищу. Человек же драгоценнее в очах Божиих, чем птицы: душа человека назначена для вечной бессмертной жизни, а жизнь птиц ограничивается только временною жизнью; посему не согласно с премудростью и благостью Божией оставить человека без удовлетворения в земных потребностях, когда Бог питает птиц. Ст. 27. <b>Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?</b> Чтобы показать, как бесполезна и тщетна наша заботливость о земном, Господь указывает на наше бессилие по отношение к тому, что, по-видимому, совершается в нас само собою, например, возрастание тела. Какой рост Бог даст кому, такой и бывает, — и человек, как бы ни старался, не в силах ни прибавить его, если он мал, ни уменьшить его, если он велик. «Если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботы, ни труды — ничто не поможет нам, но все будет тщетно» (Златоуст). Локтем называлась еврейская мера в 12 вершков. Ст. 28—30. <b>И об одежде что заботитесь ? Посмотрите на полевые лилии, как. они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!</b> Доказавши суетность наших попечений по отношению к пищи и питию, Господь показывает суетность наших попечений и по отношению к одежде. «Не одними неразумными птицами стыдит нас Господь, но и увядающими полевыми лилиями, коих назначение так ничтожно. Ибо если Бог так украсил их, хотя, быть может, завтра же их не будет, сорвут и бросят в печь, то оставит ли человека без попечения? Не удовлетворит ли Он его нужде?» (Феофилакт). Ст. 31—32. <b>Итак, не заботьтесь и не говорите: Что нам есть? или Что пить? или Во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом</b>. В ст. 31 делается общий вывод из предыдущих стихов, что мы не должны иметь беспокойных забот о земных предметах, каковы, например, пища, питие, одежда; а в ст. 32 представляется нам два новых побуждения не иметь этой суетной заботливости, а именно: 1) что она свойственна язычникам, не знающим ни благости и любви истинного Бога, ни вечной жизни, а не последователям Христовым, для которых открыто все богатство любви и милостей Бога и которые потому должны заботиться, главным образом, о небесных сокровищах; 2) что Отец небесный Сам знает все наши нужды, знает, кому, и когда, и чем помочь. Ст. 33. <b>Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам</b>. Под царством Божиим разумеется благодатное владычество Иисуса Христа над человеками; <i>искать прежде</i> царства Божия значит прежде всякой заботы о житейском и временном желать быть членом этого царства. Ищет царства Божия тот, кто право и искренно верует в Иисуса Христа, надеется на Него и живет по учению Его. <i>Искать правды Его</i>, или оправдания, значит то же, что исполнять закон Христов, быть праведным и благочестивым. И <i>это все</i>, т.е. блага земные, как-то: пища, питие, одежда, <i>приложится вам</i>, т.е. дастся как бы в придачу. Приложатся блага земные, как прямое следствие благочестивой и добродетельной жизни, ибо <i>благочестие полезно и для настоящей и будущей жизни</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-4/?verse=4:8">1 Тим. 4:8</a>), и как награда за верное и добросовестное исполнение возложенных на нас обязанностей, и как дар и благословение Божие, ибо <i>любящим Бога все содействует ко благу</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:28">Рим. 8:28</a>).