<i>Содержание</i> Сперва излагается родословие Иисуса Христа по плоти и исчисление предков Его от Авраама до Иосифа, которому обручена была Пресвятая Дева Мария (ст. 1-17), а потом повествуется об обстоятельствах рождества Иисуса Христа (ст. 18—25). <i>Изъяснение</i> I. Замечания о родословии Иисуса Христа. 1. Евангелист озаглавливает родословие Иисуса Христа, как Сына Давидова и Авраамова. Слово Сын он употребляет здесь в смысле потомка, происходящего от Давида и Авраама. Упоминает об этих двух патриархах по тому значению и уважению, какими они пользовались у иудеев, и потому, что им, главным образом, дано было обетование о Спасителе мира. Назван Иисус Христос сперва потомком Давида, хотя Давид жил после Авраама спустя более 800 лет, — это потому, что обетование, данное Давиду, как недавнее, лучше сохранялось и удерживалось в памяти иудеев и яснее могло представлять царственный образ Мессии, как потомка царя, особенно знаменитого и славного у иудеев. 2. В родословии записаны и означены только главные лица, от коих по обетованию должен был произойти Мессия, а не все члены семейств. Например, евангелист, сказав, что Авраам родил Исаака, Исаак Иакова, Иаков Иуду, не упомянул о детях Авраама, рожденных от Хеттуры, ибо им не дано было обетования о Спасителе мира. Не упомянут также другой сын Исаака — Исав, ибо он продал свое первородство, с которым было соединено обетование о Спасителе. Из детей Иакова упомянут один Иуда, так как ему пред прочими братьями отец изрек пророчество о Мессии. 3. В родословии нет полного списка преемственных лиц; некоторые роды совсем опущены. Так, от Фареса до Наассона прошло около 430 лет, а показано только три лица — Эсром, Арам, Аминадав. От Иорама до Озии (ст. 8) опущены цари Охозия, Иоас, Амасия. Полагают, что некоторые лица евангелист исключил из родословия потому, что считал, их недостойными быть исчисленными в ряду наследников Давидова престола и предков Господа. 4. В родословие вошли женщины, и притом не отличавшиеся строгою нравственностью: например, Иуда родил Фареса и Зару от Фамари (ст. 3) чрез кровосмешение; Салмон родил Вооза от Рахавы — блудницы; Вооз родид Овида от Руфи — иноплеменницы; Давид родил Соломона от жены Урии, которою он овладел незаконно. В объяснение сего святой Златоуст говорит: «Христос и порочных людей удостоил быть сродниками, не стыдясь нимало наших пороков, — и если великие праотцы были виновны во грехах, то пришествие Его было необходимо». 5. В ст. 17 евангелист делит родословие на три части: в первой — от Авраама до Давида — исчисляет четырнадцать родов; во второй — от Давида до переселения иудеев в Вавилон по случаю пленения их — четырнадцать родов; в третьей — от плена Вавилонского до рождения Христа — четырнадцать родов. На самом деле в некоторых из этих частей заключается число родов, больше четырнадцати, но евангелист оставляет во всех частях одинаковое число, вероятно, для того, чтобы можно было удобнее запомнить родословную таблицу. II. Повествование об обстоятельствах рождества Иисуса Христа. Ст. 18. <b>Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого</b>. Пресвятая Дева Мария, живши при храме иерусалимском, дала обет навсегда остаться девою. Священники, желая и сохранить за Нею данный Ею обет, и оградить Ее, сироту (родителей тогда у Нее в живых не было), от оскорблений, обручили Ее благочестивому старцу Иосифу, как невесту. Пресвятая Дева перешла из храма жить в дом Иосифа, как обрученная невеста, а не как жена его. В доме Иосифа Архангел благовествовал Ей о рождении от Нее Иисуса Христа, и Она, прежде, нежели сочеталась с Иосифом, зачала во чреве Своем от Духа Святого. Ст. 19. <b>Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее</b>. Иосифу не была известна тайна благовещения. Он увидел, что Мария имеет во чреве зачатое, и заподозрил Ее в неверности. Закон строго карал дев, нарушивших верность до времени брака; но Иосиф, как человек добрый, не хотел огласить Марию публично и тем подвергнуть Ее тяжкому бесславию, а решился отпустить Ее от себя тайно, не оглашая причин развода. Ст. 20. <b>Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов] Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого</b>. Пресвятая Дева Мария сама, конечно, видела смущение Иосифа, но не объявляла ему о тайне благовещения, не надеясь словом человеческим уверить его в ней. Как смиренная раба Господня, она верила, что сам Господь откроет эту святую тайну и успокоит Иосифа. И действительно: Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов] Называя Иосифа потомком Давида, небесный вестник напоминает ему сим об обетовании о Спасителе мира, которое дано было Давиду и потомству его. Не бойся принять Марию, жену твою, т.е. не сомневайся в Ее чистоте и невинности, не удаляй Ее из своего дома, но удержи и храни Ее: ибо родившееся в Ней есть от Дyxa Святого. Суп. 21. <b>Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их</b>. Чтобы более разевать сомнения Иосифа, Ангел еще яснее открывает ему тайну воплощения Спасителя от Девы Марии и говорит, что Она родит именно Сына, — что этот Сын и есть ожидаемый Спаситель мира Иисус, ибо Он спасет людей Своих, т.е. тех, которые обратятся к Нему и примут учение Его, и тем примирит их с Богом и дарует вечное спасение. Ст. 22—23. <b>А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Се, Аева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог</b>. Некоторые из церковных писателей и эти слова считают словами Ангела, сказанными Иосифу. Приведенное небесным вестником пророчество Исаии, сказанное за 700 слишком лет до Рождества Христова и исполняющееся ныне на обрученной Ему пречистой Деве Марии, должно было еще более убедить верующий дух праведного старца. В словах пророчества нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог выражается та мысль, что Дева родит не простого человека, но Бога, Который явно будет обитать и жить среди людей в теле человеческом. Ст. 24. <b>Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою</b>. Праведный старец тотчас же оставил свое намерение и удержал Пресвятую Деву в своем доме, с благоговением ожидая исполнения тайны — рождения от Нея Бога Еммануила. Ст. 25. <b>И не знал Ее. Как, наконец, Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус</b>. Т.е. и хранил Иосиф Марию, как Пречистую Деву, невесту, — и в сей совершенной девственной чистоте Она родила Сына Своего первенца, — а Иосиф нарек Ему имя Иисус, сказанное Ангелом. Слово первенец указывает только, что Иисус родился от Пресвятой Девы первый, и не дает того смысла, будто и после Него были другие дети от Нее. Иисус Христос есть единородный Сын Бога Отца по Божеству Своему и есть единый и единородный Сын Девы Марии по человечеству.