<i>Содержание </i> Излагается притча о званых на вечерю и выражается ею та мысль, что Бог всех равно призывает к наслаждению благами царства небесного, что если некоторые не удостоятся их, то единственно по своей вине, именно, по пристрастию к мирским благам. Евангелие сие читается также в неделю святых праотцов и показывает Божественный промысл, приготовляющий ветхозаветных праведников к пришествию Спасителя мира. <i>Изъяснение</i> Ст. 16. <b>Один человек сделал большой ужин и звал многих</b>. Под человеком, сделавшим большой ужин, разумеется Бог Отец; а под образом большого ужина разумеется как благодатное царство Иисуса Христа или все дело искупления и спасения человеков на земле, совершенное Им по воле Отца небесного, так и небесное царство вечное, открытое людям Его искуплением. Beчеря, или ужин, бывает под конец дня: и Спаситель наш основал Свое благодатное царство не тотчас по падении человека, а после долгого времени ожиданий и приготовлений рода человеческого ко спасению. Вечеря называется велиею как по обилию благодатных даров царства Христова, так и потому, что в это царство приглашаются все люди. Слова <i>зва многи</i> указывают на многократные и многообразные ветхозаветные Божии откровения, коими званы были евреи. Ст. 17. <b>И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: Идите, ибо уже все готово</b>. Наступившее время ужина указывает на приблизившееся время царства Мессии. Под рабом, призывавшим на вечерю, разумеется, главным образом, Сын Божий, Иисус Христос, в воплощении принявший образ раба (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:7">Флп. 2:7</a>), а за Ним и все новозаветные проповедники, возвещающие людям наступление благодатного царства, в котором приготовлены все средства к освящению и спасению человека. Ст. 18—20. <b>И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: Я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: Я женился и потому не могу придти</b>. Отказавшиеся быть на вечере — это иудеи и преимущественно первосвященники и книжники; им сперва сделано было приглашение вступить в благодатное царство верующих во Христа, но они оказались невнимательными к Божественному призванию и нерадивыми о своем спасении. Отказавшиеся за покупкою земли и волов — это те из них, которые имели пристрастие к земным выгодам и вообще заражены были страстью любостяжания. Отказавшиеся под предлогом супружества — это обратившиеся к плотоугодной жизни и чувственным удовольствиям. Ст. 21. <b>И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавгиисъ, хозяин дома сказал рабу своему: Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых</b>. Домовладыка Бог все знает и без извещения Ему: Он не гневается никогда, как неизменяемый и всесовершенный. Здесь сказано так для полноты рассказа. Гнев Домовладыки Господа изображает здесь правду Божию, по которой книжники и фарисеи, за противление их учению Господа и Апостолов, оказались недостойными быть на великой вечере и отвержены. Приглашены на вечерю не сильные и знатные, каковы, например, первосвященники, считавшиеся пребывающими в дому Божием, но простые из иудеев, мытари и грешники, которые своими поступками хотя вышли из дома Божия, но по своему происхождению стоят еще близ этого дома — на улицах и переулках города Божия, — призваны нищие и увечные — не увлекшиеся мирскими выгодами, терпевшие недостатки и лишения, слепые — неученые и некнижные, каковы, например, рыбари галилейские, хромые — не оставляющие служения миру и плоти и в тоже время желающие совместить с сим служение Богу. Ст. 22. <b>И сказал раб: Господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место</b>. Т.е. раб сказал: «Я пригласил с распутий и стогнов града нищих, бедных, хромых и слепых и ввел их на Твою вечерю, — мытари и грешники, уверовав в Сына Божия, соделались участниками Его царства. — Но чертог Твой обширен, любовь Твоя безгранична, уготовано всего так много, что и еще есть место». Ст. 23. <b>Господин сказал рабу: Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой</b>. Домовладыка повелел рабу пригласить на вечерю идущих по дорогам и изгородям. Зов этот, главным образом, относится к язычникам, ходившим по пути неведения и распутиям заблуждений и пороков и, таким образом, жившим вне города Господня, вне избранного народа иудейского. Кроме сего он означает проповедь новозаветных пастырей и учителей церкви, возвещающих евангельское слово истины и спасения и имеющих призывать людей ко спасению до скончания века, пока не наполнятся душами праведными небесные обители. Ст. 24. <b>Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина: ибо много званых, но мало избранных</b>. Страшное определение сие об отвержении от царства Божия относится, главным образом, к званным на вечерю иудеям и, в особенности, книжникам и фарисеям, так как они сами отреклись под ничтожными предлогами от благодатного царства Христова. Но может относиться и к вступившим уже в общество верующих: и верующие, и принявшие святое крещение, но не живущие добродетельно и благочестиво, не будут в числе избранных, не удостоятся вечного блаженства на небесах, — много христиан по имени, но мало из них избранных праведников.