<i>Содержание</i> Иисус Христос исцеляет недужную женщину в субботу и разъясняет вопрос об истинном праздновании праздничных дней, обличая фарисейское благочестие начальника синагоги. <i>Изъяснение </i> Ст. 10. <b>В одной из синагог учил Иисус в субботу</b>. Сонмища или синагоги находились во всех местечках, в которых было не менее десяти человек, свободных от работ. В одном Иерусалиме их было от 400 до 500. Каждая синагога имела одного или несколько начальников (старейшин собора — см. ст. 14), кафедру учащего и простые седалища. В день субботний, как день праздничный, иудеи собирались в синагогу слушать чтение закона Моисеева и его толкование. В одну из таких синагог пришел в субботу Иисус Христос и учил. Ст. 11. <b>Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться</b>. Недужная женщина, скорченная, страдала от действия злого духа; она была евреянка, почему, как верная раба закона, несмотря на свою болезнь, пришла в синагогу послушать Божественное писание. Показаны годы недужной, чтобы увеличить славу чуда. Ст. 12—13. <b>Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога</b>. Ни сама недужная, ни другой кто не просил Иисуса Христа об исцелении ее; но Сам Он, увидев ее живую веру и усердие к богослужению, подозвал к Себе, возложил на нее Свои руки, — она выпрямилась и выздоровела. Сим Господь учит нас помогать нуждающимся братьям нашим не тогда только, когда будут они сами просить о помощи, — но добровольно, по одной любви к человечеству, без их просьбы. Ст. 14. <b>При этом начальник Синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний</b>. Не по ревности к закону о субботе говорил так начальник синагоги, но по зависти и ненависти к Иисусу Христу: ему неприятно было, что Иисус Христос Своим учением и чудом обратил к Себе внимание народа, а он, начальник, остался как бы в стороне. Как правый, он ссылается на букву закона, не понимая духа его: закон в день субботний запрещал только работы житейские, а не врачевание силою чудодейственною. Ст. 15—16. <b>Господь сказал ему в ответ: Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? </b> Господь обличает фарисейское лицемерие начальника синагоги и привязанность его к букве закона указанием на житейские обязанности, дозволенные законом, например, в отношении попечения о воле и осле, и затем уясняет ему, что было бы не сообразно с заповедью о любви к ближнему не оказать милости в субботу женщине евреянке, дочери Авраамовой, которая восемнадцать лет страдала от тягостных уз духа нечистого. Ст. 17. <b>И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его</b>. Дело говорило само за себя и произвело свое действие: все противившиеся Иисусу Христу, начиная с самого старейшины, разделявшее его мысли, были пристыжены; а народ, по простоте своей более восприимчивый и способный видеть силу Божию, радовался славным делам Иисуса Христа.