<b>О званых на вечерю</b> (Евангелие от Луки, 76 зачало, глава XIV, стихи 16-24) Сегодня за литургией мы слышали евангельское чтение, в котором Господь наш Иисус Христос изображает Царствие Божие в виде пира, ужина. Почему Господь использовал именно такой образ? Это объясняет предыдущий евангельский стих, который сегодня не читался. Некий человек, возлежавший с Господом за обедом, сказал Ему: <i>«Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием»</i> (ст. 15). Очевидно, что сказавший эти слова не понимал, что такое Царствие Божие. Как и многие другие израильтяне того времени, под Царствием Божиим он имел в виду царство Божией правды на земле, торжество божественного закона. Иудеи думали, что некогда возникнет государство, царствовать в котором будет Мессия – посланник Божий, и тогда исполнится все, что было обещано евреям через Моисея. Это обетование было выражено в образной форме, но евреи понимали его буквально, приземленно. Потому и этот человек сказал так просто и наивно, не понимая того, что Царство Божие – это наслаждение богообщением, познанием Бога. Можно вспомнить, как апостолы Петр, Иаков и Иоанн, увидев на Фаворе Господа преобразившимся, явившим славу Своего Божества, вкусили необыкновенное наслаждение, почувствовали неземное утешение. Апостол Петр сказал тогда от лица всех: «Господи, хорошо нам здесь быть! Давай построим три кущи (то есть три шатра – о.А.) – для Тебя, Моисея и Илии» (см. Мф. 17, 4). Эти слова показывают, что духовная сладость, ощущаемая апостолами, была настолько велика, что они забыли о крове и пище, забыли о всяком человеческом здравом смысле и только желали бесконечно, вместе со святыми, наслаждаться лицезрением славы Божией. Той Божественной славы Господа Иисуса Христа, которая явилась на Фаворе и в которую облекутся святые во Царствии Небесном. Вот что такое на самом деле Царство Божие. Но ради этого наивного человека, и ради нас – людей, считающих благом только земное, то есть только то, что услаждает и насыщает нашу плоть, – Господь использует в притчах земные образы, понятные людям, не имеющим никакого духовного опыта и не вкусившим действия Божественной благодати, почти не знающим, что это такое. На странное, наивное замечание: <i>«Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием», Господь ответил: «Один человек сделал большой ужин</i> (по-славянски: «сотвори вечерю велию» – о.А.) <i>и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: “Идите, ибо уже все готово”»</i> (ст. 16–17). Конечно, под этим Человеком подразумевается Бог. Ужин, вечеря символизирует кончину времен – вечер земной жизни человечества. Эту «вечерю велию», или большой ужин (русский перевод звучит невыразительно, правильнее было бы сказать: «вечерний пир»), Господь Бог подготавливал постепенно, на протяжении тысячелетий, начиная с сотворения мира. После грехопадения человека Он промыслительно устраивал так, чтобы все люди имели возможность покаяться, вернуться в прежнее состояние богообщения и участвовать в этом пире, ибо отпавшие от общения с Господом люди не только не насыщались, но и голодали и умирали от голода. Пророк говорит, что на земле будет страшное бедствие: голод слова Божьего. Люди не будут голодать, не будут умирать от болезней или погибать от землетрясений и прочих бедствий, но прекрасные юноши и девушки пойдут от моря и до моря и не найдут этого слова (Ам. 8, 11). Вот какое бедствие самое страшное – голод слова Божьего. Это мнение пророков – людей, просвещенных Святым Духом. Потому что если человек умирает от этого бедствия, то он умирает вечной смертью. Голодая от недостатка пищи или даже погибая от голода, человек, живущий праведно, надеется в жизни будущей получить воздаяние за те скорби, которые он терпит на земле. Испытывающий же голод слова Божия и не нашедший в земной жизни этого слова – умирает для вечности. Священное Писание под вечной смертью подразумевает вечные муки, которые столь страшны, что люди, оказавшиеся в этом состоянии, будут мечтать о смерти как о чем-то вожделенном. Как мы сейчас боимся смерти и самое вожделенное для нас – жизнь, так для осужденных на вечные муки станет вожделенной, несбыточной мечтой смерть, исчезновение. Поэтому иное название этого страшного состояния души после смерти – вечная смерть. Итак, на протяжении тысячелетий готовился этот необыкновенный пир, пир благодати Божией, явленной истинным христианам в таинствах святой Православной Церкви и другими многообразными способами. Когда пришло время ужина, Человек, сотворивший вечерю (под Ним, как мы сказали, нужно подразумевать Бога), <i>«послал Раба Своего»</i> (ст. 17). Действительно, Господь наш Иисус Христос явился перед кончиной времен. Пусть со времени пришествия Христова прошло уже две тысячи лет, но если брать общую протяженность истории по Библии, то до Его пришествия прошло пять с половиной тысяч лет, таким образом, мы совершенно справедливо можем считать, что Христос пришел при кончине времен. Историю человечества нужно понимать не так, как нас учили в школе – неправильно, извращая действительное положение вещей. Мы привыкли к мысли, будто мир существует какие-то миллиарды или миллионы лет и будто каким-то странным образом из мертвой материи постепенно появилась жизнь, а из этой биологической массы появился человек. На самом деле никаких миллионов лет после сотворения мира не было, с того момента прошло менее восьми тысяч лет. Если мы будем верить в это, то и Второе Пришествие станет для нас близким событием, а не какой-то притчей или почти сказкой. На протяжении всех этих тысячелетий Промысел Божий подготавливал пришествие в мир Христа. В притче Он изображен под видом раба, который зовет многих людей прийти на этот пир: «“Идите, ибо уже все готово”. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: “Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня”. Другой сказал: <i>“Я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня”. Третий сказал: “Я женился и потому не могу придти”»</i> (ст. 17–20). Представьте себе обычную человеческую ситуацию: долгое время человек готовился, например, к дню своего рождения. Некоторые люди очень любят этот праздник, приглашают в этот день своих друзей и родственников. Иногда заранее, за месяц или за два, закупают продукты, размышляют о том, как и какие приготовить блюда, напитки для того, чтобы угодить своим близким и друзьям, доставить им удовольствие по случаю дорогого почти для всякого человека события – собственного дня рождения. И вот, когда он приглашает своих любимых, дорогих друзей и родственников, они вдруг, как сговорившись, начинают отказываться: «Понимаешь, у меня такая причина и такая, не могу прийти». А ведь они заранее знали, что наступит этот день. Они могли бы устроить свои дела так, чтобы найти возможность прийти на обед, который человек устраивает скорее из любви к ним, чем к себе. Как будет оскорбителен для человека такой отказ! Как бы мы сами обиделись на этих людей! Тем паче, что такое поведение неожиданно со стороны тех, кто нам дорог. Поэтому Господь и приводит такой образ, – чтобы показать людям, которых обижает такое поведение их друзей и близких, как они сами оскорбляют Бога своим отказом. Ибо Бог на протяжении тысячелетий самыми разнообразными способами призывает на Свой пир все человечество: через праотцев, пророков, праведников, книжников, законников. Он призывает и нас – через Священное Писание, голос совести, восхищение красотой природы, размышление над творением, приводящее нас к мысли о нашем Творце. Однако мы оскорбляем Бога, отказываясь прийти на Его пир, мы безразличны к Его предложению и свои земные, никчемные дела предпочитаем Божественному наслаждению. «И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: <i>“Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых”»</i> (ст. 21). Чтобы лучше понять эту притчу, давайте вновь вспомним нашу повседневную жизнь. Представьте себе: кто-то пригласил своих родственников, друзей, а они отказались прийти и этим его унизили. Что обычный человек сделает в ответ? Как он сможет показать своим близким, до какой степени его оскорбило их презрение? Он может пригласить людей самых низких вместо тех, кто был ему близок, достоин его уважения и любви. Он пригласит всяких нищих и бомжей, и тем самым покажет, кто занял место отказавшихся. Как бы скажет, что эти опустившиеся люди теперь для него лучше них. И тогда последние начинают понимать, что они сделали, какую низость допустили. Вот как нужно понимать эту притчу: так и мы оскорбляем Бога своим отказом. <i>«И сказал раб: “Господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место”»</i> (ст. 22). На самом деле места хватило бы для всех, но званые отказались, и поэтому Господь призывает самых опустившихся людей, таких, которых, может быть, обычно даже трудно найти, об их существовании почти никто не знает. <i>«Господин сказал рабу: “Пойди по дорогам и изгородям, и убеди прийти их, чтобы наполнился дом мой”»</i> (ст. 23). Некоторые нищие просят милостыню на людных местах, а иные убогие люди живут в каких-то пустынных местах, в закоулках, чуть ли не под изгородями. <i>«Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных»</i> (ст. 24). Итак, оказывается, что те люди, которые были предназначены ко спасению, к общению с Богом, Им отвергнуты потому, что сами они не захотели прийти. Господь не отлагает пира. Не нужно думать, что если мы не придем на зов Господа сразу, то Он подождет еще, и что мы можем прийти завтра, или послезавтра, или через несколько лет, или когда окончим какие-то земные (на самом деле не нужные!) дела. Господь ждать не будет, Он призовет вместо нас других: убогих, грешных, опустившихся, но внимающих голосу Божьему. Эти люди с радостью придут и займут наше место, а мы – званые – окажемся хуже тех, кто как будто бы был забыт Богом. Поэтому будем торопиться, чтобы не оказаться подобными, например, древним иудеям, которые, будучи верующими, не отозвались, не откликнулись на голос Божий, презрели его и остались вне Царствия. «Много званых, но мало избранных». Под словом «много» не обязательно понимать ограниченное количество, это слово вмещает в себя и такое понятие как «все». Можно сказать, что «много» – это понятие более общее, а «все» – частное. «Все» в ином случае означает два или три человека, например: все, находящиеся в комнате, а «много» может обозначать даже больше, чем некоторое ограниченное количество, иногда больше, чем «все». Поэтому не нужно думать, что Господь призвал хотя и «многих», но только некоторых. Нет, Он призывает всех, хотя и по-разному: иных через пророчества, как иудеев, иных – через голос совести, через здравый смысл, как, например язычников, эллинов, многие из которых благодаря философским размышлениям пришли к мысли о том, что есть Единый Бог Творец. Поэтому никто, ни один человек, где бы он ни жил, не может сказать, что он не был «зван». Некоторые наивно полагают, что люди, живущие в каких-нибудь африканских или южноамериканских джунглях, никогда не слышали слова Божьего. Но слово Божие – это не только то, что написано в Евангелии и других книгах, оно звучит в сердце каждого человека, ибо Господь «просвещает всякого человека, грядущего в мир» (см. Ин. 1:9). Если бы сам человек отозвался на этот голос совести, голос разума, то он, как говорится по-славянски: «имиже веси судьбами», то есть одному Богу известными судьбами, обязательно пришел бы к истинной вере, пришел бы в Православную Церковь. И потому «званых много», то есть все мы званые, – но «избранных мало», потому что не все из званых откликаются на Божий призыв. Они остаются, таким образом, вне Царствия Божьего, не вкушают Божественного вечернего пира, который, если понимать широко, есть сама Православная Церковь. Однако может быть и так: человек приходит на праздничный ужин, но, вместо того чтобы сесть за стол и радоваться вместе со всеми, стоит в стороне. Вроде бы он и находится в доме, но не пирует: то ли стесняется, то ли боится. Что-то его удерживает. Подобное происходит с нами. Да, мы пришли в дом Божий, находимся в лоне Православной Церкви, но почему же мы не идем до конца? Почему не наслаждаемся теми благами, которые готовились нам на протяжении тысячелетий? Что нам мешает? Нет у нас решимости, нет у нас последовательности. Мы думаем, что когда ослабляем пост, редко исповедуемся и причащаемся, пропускаем утренние и вечерние молитвы, не радеем о непрестанной Иисусовой молитве, мало читаем святых отцов, мы что-то выгадываем для себя. Как будто бы таким образом мы приобретаем свободное время для своих необходимых, как нам кажется, житейских дел. Но нет, мы ничего не выгадываем, ведь мы отказываемся от участия в Божественном пире, отказываемся наслаждаться благостью Божией: пришли, а за стол не сели. Как глупо выглядел бы человек, поступивший так в обычной житейской ситуации! Итак, отзовемся на зов Божий. И когда мы придем на Божий пир, то будем последовательны, не остановимся на половине пути. Будем трудиться, и этот труд принесет нам утешение, очищение совести и мир еще в этой жизни, а кроме того, он исполнит нас надежды на то, что в будущей жизни мы в неизмеримо большей степени насладимся этого Божественного пира со всеми святыми, от века угодившими Богу.