(Евангелие от Луки, 66 зачало, глава XII, стихи 16-31) <b>Что значит «богатеть в Боге»?</b> Господь наш Иисус Христос к народу, который искал Его поучений, обращался в притчах. Как и непосредственные собеседники Спасителя, все мы, слушающие или читающие Евангелие, принимая слово Господа Иисуса Христа, не имеем почти никакого собственного духовного опыта. Мы смотрим на вещи поверхностно, видим жизнь лишь материальную, телесную, не обладаем познанием жизни духовной, которой, собственно, движется и существует все созданное Богом. Только о внешней стороне нашего бытия мы знаем довольно много и имеем в этом отношении житейский опыт и рассудительность, и поэтому Господь наш Иисус Христос взывает именно к нашему здравому смыслу, к земному, человеческому – в узком смысле слова – опыту, для того чтобы, опираясь на него, мы были вынуждены признать справедливыми примеры, приведенные Спасителем из жизни, а потом принять и скрывающиеся за ними духовные истины, которым наша душа воспротивилась бы, если бы они были изложены открыто и просто, без житейских примеров. <i>«У одного богатого человека был хороший урожай в поле»</i> (ст. 16). По-славянски это звучит более образно и впечатляюще: «Человеку некоему богату угобзися нива». Выражаясь языком современным, к нему пришла удача, выпал счастливый случай. В таких ситуациях люди обычно начинают впадать в беспечность, как и этот приточный богач, который возрадовался неожиданной удаче и стал строить далеко идущие планы: <i>«И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?»</i> (ст. 17). Его заботой было не спасение души, не стремление к праведной жизни, не старание быстрее загладить свои грехи добрыми делами и умолить Бога о прощении своих беззаконий, но попечение о том, куда деть это внезапное богатство, приобретенное по счастливому стечению обстоятельств. Если у тебя появилось что-то лишнее и ненужное, так что тебе даже и сложить-то это некуда, то тебе следует раздать это бедным, нищим, нуждающимся. Они всегда найдутся – всегда есть люди, живущие хуже, чем ты. Но евангельский богач беспокоится о своем земном будущем и вместо того, чтобы увидеть в этой внезапной удаче, счастливом случае проявление благости Божией, подающей ему возможность совершать добрые дела, он строит планы, которые, как доказывает притча, на деле никогда не осуществятся. Так бывает и с нами: когда у нас все благополучно, мы впадаем в беспечность и перестаем заботиться о вечности. <i>«И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бульшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись»</i> (ст. 18–19). Вот пример безрассудства: богач не думает о душе как о бессмертной сущности и считает, будто ей необходима пища телесная, а не духовная, не молитва, покаяние, смирение и любовь, а покой, пища, питье и веселье. Да, иногда душа в какой-то степени услаждается и земными благами, потому что удовольствие, доставляемое телу, передается и душе, и наоборот – скорби душевные удручают и человеческую плоть. Например, человек, предавшийся унынию или отчаянию испытывает и телесное расслабление; можно было бы привести и другие примеры. Однако из того, что душа наслаждается телесными удовольствиями, ощущениями, поступающими через телесные чувства, вовсе не следует, что только в этом заключается смысл ее существования. Ее сущность состоит не в том, чтобы быть просто придатком тела. Душа знает удовольствия гораздо более высокие, а человек, испытавший их, познавший сладость общения с Богом, никогда не променяет этого на страстные удовольствия, которые роднят нас с животными. <i>«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»</i> (ст. 20). Душа, которая, по мысли евангельского богача, отныне, благодаря его неожиданной удаче, имеет возможность жить многие годы счастливо и безмятежно, будет взята у него в эту же ночь – тогда, когда человек еще ничего не успел сделать, а только начал строить планы, как говорят, размечтался о своей будущей беспечной и счастливой, блаженной земной жизни. Если душа будет отнята от тела, то человек умрет и его тело останется как некая сброшенная одежда, обветшавшая и ненужная. Так Спаситель показывает, что нам необходимо заботиться прежде всего о душе; приточный же богач, обращаясь к своей душе, думал только о плоти. <i>«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»</i> (ст. 21). Это замечательные слова, объясняющие сущность этой притчи! «Так бывает с тем» – не только с одним описанным богачом, но со всеми, кто собирает сокровища для себя, и с нами тоже. Неважно, великие это сокровища или малые, – может быть, мы радуемся о каких-то скромных приобретениях, например, отремонтировали квартиру, обставили мебелью, купили бытовую технику и думаем: «Душа, ты имеешь блага на долгие годы. Покойся, ешь, пей, веселись». Разве мы не уподобляемся приточному богачу, когда стремимся к житейским удобствам и уюту, почитая их за единственное счастье, когда приобретаем эти немногие земные блага и воображаем, что все у нас будет хорошо? Но ведь наша собственная жизнь и судьба наших родственников зависит не от наших малых приобретений. Приведу случай из жизни: замужняя женщина жила со своей семьей в большой бедности, они занимали впятером одну комнату в неблагоустроенной коммунальной квартире. Всю жизнь эта женщина мечтала о квартире – трехкомнатной, отремонтированной, где можно было бы жить спокойно. И в конце концов она получила желаемое, но затем у нее умер муж, скончалась старушка-мать, жившая с ними, потом не стало и дочери, – она осталась с одним сыном в пустой квартире. Ни о каком счастье не могло быть и речи, все ее мечты оказались тщетой, пустотой, миражом. Это похоже на то, как путешественнику в пустыне кажется, что рядом оазис с водой, но когда он приближается к нему, то обнаруживает, что там ничего нет, а только песок, пустота, растрескавшиеся от жары камни... Так происходит с теми людьми, которые мечтают найти счастье лишь в житейском благополучии, в безмятежной земной жизни, с теми, «кто собирает сокровища для себя». Что же обозначают следующие как будто бы странные, с точки зрения грамматики, слова «не в Бога богатеет»? Богатеть в Бога, или в Боге – это значит приобретать духовное сокровище, собирать себе богатство на небесах. А где будет наше сокровище, там будет и наше сердце (см. <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-6/?verse=6:21">Мф. 6:21</a>). Богатеть в Боге – значит делать добрые дела, правильнее сказать, добрые дела не сами по себе являются истинным, неокрадываемым и действительным богатством, но тем средством, благодаря которому мы его приобретаем. Молитва также в каком-то смысле является нашим сокровищем, но и она лишь средство, способствующее приобретению богатства на небесах, в Боге. Так можно сказать и о покаянии, и о смирении, и о любви к ближнему – обо всех великих и малых добродетелях. Само же сокровище, которое мы собираем в Боге, – это Божественная благодать, даруемая истинным христианам за усердие в исполнении евангельских заповедей. Это настоящее сокровище и на небесах, и на земле, и в сердце человека. Можно даже сказать, что это сокровище – Сам Бог, неизреченно являющийся и пребывающий в человеческом сердце. Бог не отделен от нас пространством, потому что Он Вездесущ, но неизмеримо далеко отстоит от нас Своей сверхъестественной и непостижимой природой, Божественной сущностью. И это бесконечное расстояние Бог преодолевает Своими энергиями, то есть действиями, проникающими в душу и сердце человека. Но и мы со своей стороны также должны стремиться к Господу, должны открыть ему свое сердце, должны желать приобрести нетленное богатство. Наши грехи, в особенности неверие, гордость и нерадение, являются тем препятствием, которое мешает даже Самому Богу войти в наше сердце, потому что Бог никогда не нарушает свободной воли человека, но действует согласуясь с ней. И если человек действительно стремится к Богу, то Господь близ него. Он и на небесах, и возле тебя, Он бесконечно далек и находится к тебе ближе, чем твоя собственная одежда. Вот что значит богатеть в Бога и собирать себе сокровища на небесах – в этом заключается настоящее благоразумие и истинный здравый смысл. Вот какие житницы мы должны строить и собирать в них сокровища для себя, не думая, что собранного уже достаточно. В духовном отношении мы должны быть, если можно так выразиться, жадными и сребролюбивыми, должны стремиться собрать все больше и больше небесных сокровищ. Мы не знаем, когда возьмут у нас нашу душу и какой выкуп потребуется за нее, но мы знаем, что ничем иным не сможем выкупить ее, как только благодатью, приобретенной за краткое время нашей земной жизни. Если нам понятно, что человек, имеющий большое богатство, думает о том, как его сохранить, сберечь и приумножить, то почему мы не понимаем того, что мы должны так же приумножать наше духовное богатство? Почему мы имеем скромные притязания в духовном отношении и необыкновенно сильное желание земного благополучия? Подумаем об этом, опомнимся и начнем истинное стяжание, истинное приобретение сокровища в Боге, которое делает человека богатым во веки веков. 6 декабря 1998 года