Евангелие в неделю двадцать пятую по Пятидесятнице Ст. 25. <b>Один законник встал, и, искушая Его, сказал: Учителъ Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?</b> Законники у иудеев изъясняли народу закон Моисеев и считались знатоками своего дела, так что могли отвечать на все предлагаемые им вопросы. Один из таковых законников предложил Иисусу Христу вопрос о наследии живота вечного, — предложил этот вопрос не с тем, чтобы с усердием и любовью выслушать учение Господа, но с тем, чтобы найти в словах Его что-либо противное закону Моисееву и потом обвинить Его, — предложил вопрос, искушая Его, с лукавым намерением. Ст. 26—28. <b>Он же сказал ему: В законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.</b> Господь понял лукавый вопрос законника и в свою очередь спросил его, что пишется о сем в законе Моисеевом. Законник, вместо того, чтобы слушать, что скажет Господь, должен был наперед сам отвечать, — и прочитал заповедь о любви к Богу и ближнему. После сего Господь сказал, ему: Правильно ты отвечал; поступай так, как повелевает закон, и наследуешь жизнь вечную. Вопрос законника решился, таким образом, коротко и ясно, чего он, конечно, не ожидал. Ст. 29. <b>Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: А кто мой ближний?</b> Не понравилось законнику, что Христос так скоро и легко решил вопрос его. Желая в свою очередь показать, что он сам хорошо знает, что должно исполнить по закону, но что его смущают некоторые неясные и неопределенные вопросы в законе, предложил Иисусу Христу другой вопрос, более трудный, — вопрос о том, кто ближний мой. Вопрос этот у книжников был очень важен, и в решении его много заблуждались. Иудеи смотрели на одних себя, как на наследников царства Божия, и, на основании книги Левит (<a class="verse-link link_text" href="/bible/levit/glava-19/?verse=19:1-37">Лев. 19:1-37</a>), только своих единоплеменников называли ближними, а на всех прочих, например, на язычника, самарянина, мытаря, смотрели с презрением, как на врагов своих, — и не имели с ними общения. В вопросе законника заключалась такая мысль: «Заповедь о любви к ближним я исполняю; но правильно ли, не знаю; и желаю знать ясно и определенно, кого я должен назвать священным именем ближнего и любить его, как самого себя?» Иисус Христос разрешил вопрос законника притчею о милосердом самарянине и человеке, попавшемся разбойникам на дороги из Иерусалима в Иерихон. Ст. 30. <b>На это сказах Иисус: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.</b> Дорога из Иерусалима в Иерихон была очень опасная<sup>1</sup>, проходила она по горам и горным ущельям, где водилось много диких зверей и разбойников. Разбойники издали могли наблюдать за путниками, и внезапно нападали на них. Ст. 31—32. <b>По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо</b>. Священники<sup>2</sup> и левиты<sup>3</sup> жили в разных местах Палестины. При разделении земли Ханаанской при Иисусе Навине было отчислено им для жительства сорок восемь городов, по возможности ближайших к Иерусалиму<sup>4</sup>. Когда наступала чреда служения их при храме, они приходили в Иерусалим и жили там, доколе не сменяла их другая чреда; по окончании же чреды они возвращались в места своего жительства. Как служителям религии, им всего бы естественнее и приличнее исполнить заповедь о любви к ближнему при настоящем случае, — но как священник, так и левит видели несчастного, и не подали ему никакой помощи. Ст. 33—35. <b>Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.</b> Самарянин же, которого иудеи считали врагом себе и недостойным царства Божия, принял в несчастном самое живое участие. Он не исследует, кто этот несчастный, из какого рода происходит: <i>увидев его, сжалился </i>(ст. 33), и без всякого замедления подает ему посильную помощь: <i>перевязал ему раны, возливая масло и вино </i>(ст. 34). Этого мало: наступила ночь, жаль ему было оставить несчастного в дикой пустыни, — и вот он сажает его на своего осла, везет с собой в гостиницу. Между тем на другой день самому надобно было отъехать, и он прилагает новые заботы о несчастном, чтобы и в отсутствие его он не оставался без призрения: дает содержателю гостиницы из своих небогатых средств два динария (около 40 к.) и просит его позаботиться о несчастном, объясняя, что если он издержит что более, то заплатит ему по возвращении своем (ст. 35). Ст. 36—37. <b>Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: Оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: Иди, и ты поступай так же.</b> На вопрос Господа: <i>Кто из троих был ближний попавшемуся разбойникам </i>(ст. 36)? — законник должен был сознаться, что ближним ему был оказавший милость. Хотя он из досады и не назвал его именем, но очень ясно, что разумел самарянина, человека, которого ненавидели иудеи. После такого ответа Господь дает назидание самому знатоку закона и учителю народа: <i>Иди, и ты твори такожде</i> (ст. 37), т.е. называй ближним всякого, кто окажет тебе какую милость, и сам оказывай дела милости всем страждущим и нуждающимся в помощи, не разбирая, из какого рода и племени они происходят. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 От Иерусалима до Иерихона ныне считают 45 верст («Душеполезное чтение», 1872, май, стр. 92).</li> <li>2 Должность священников состояла в принесении жертв б храме иерусалимском, воскурении фимиама, совершении утренних и вечерних молитвословий и благословении народа. </li> <li>3 Левиты исполняли низшие службы при храме, как-то: приготовляли для свягценнослужения масло, ладан, вино и охраняли храм и его принадлежности. </li> <li>4 Иерихон был город священнический.</li> </ul></span></div> <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span><i>Толковые Евангелия воскресные и праздничные</i></span></div>