Ефес. 2, 14. <i>Братіе, Христосъ есть мирь нашъ, сотворивый обоя едино, и средостѣніе ограды разоривый</i>. Нынѣшнее чтеніе изъ посланія апостола Павла къ Ефесянамъ кратко напоминаетъ намъ великія дѣла особеннаго Божескаго попеченія о спасеніи рода человѣческаго. Христосъ есть миръ нашъ, т.-е. Іисусъ Христосъ есть источникъ нашего мира. Онъ есть миръ по существу Своему, какъ начало всякаго блага, какъ истинный, всесовершенный Богъ. Онъ есть миръ нашъ какъ виновникъ нашего мира: кто не получаетъ мира чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, тотъ не имѣетъ истиннаго мира. Іисусъ Христосъ есть миръ нашъ, какъ по отношенію къ намъ самимъ, такъ и по отношенію къ другимъ: только тогда наша душа сама въ себѣ имѣетъ истинный миръ, когда питая живую вѣру въ Іисуса Христа, успокоивается въ любви и преданности къ Нему; и только тогда одни съ другими живутъ въ истинномъ мирѣ, когда ихъ согласіе утверждается на вѣрѣ въ Іисуса Христа, то-есть, когда, вѣруя въ Іисуса Христа, они любятъ другъ друга, по заповѣди Господней: возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе (Мф. 22:39). Апостолъ говоритъ здѣсь о мирѣ въ Іисусѣ Христѣ въ обширномъ значеніи, какъ увидимъ изъ послѣдующихъ словъ его. Христосъ есть миръ нашъ, сотворивый обоя едино. «Сдѣлавшій изъ двухъ одно». Это говорится о примиреніи въ Іисусѣ Христѣ іудеевъ и язычниковъ. До пришествія Іисуса Христа на землю, іудеи, зная истиннаго Бога и имѣя богописанный законъ, чуждались и презирали язычниковъ, какъ служившихъ мнимымъ богамъ не имѣвшихъ откровеннаго закона, жившихъ нечисто. Также и язычники чуждались и презирали іудеевъ, на которыхъ они смотрѣли какъ на суевѣрныхъ и, будто по суевѣрію, какъ имъ казалось, отдѣлявшихся отъ другихъ народовъ. Законъ Моѵсеевъ, которымъ управлялись іудеи, язычникамъ казался тяжкимъ бременемъ. «Сдѣлавшій изъ двухъ одно» — изъ двухъ народовъ, іудейскаго и языческаго, Іисусъ Христосъ сдѣлалъ одинъ христіанскій народъ. Какъ это совершилось? И средостѣніе ограды разоривый, «преграждавшую стѣну разрушившій». Іисусъ Христосъ разрушилъ средостѣніе ограды или ту стѣну, которая полагала раздѣленіе между іудеями и язычниками, — препятствовала имъ быть въ согласіи и мирѣ. Подъ этою стѣною Апостолъ разумѣетъ обрядовый законъ Моѵсеевъ, которымъ іудеи хвалились предъ язычниками, какъ своимъ преимуществомъ, и котораго язычники чуждались, какъ тяжкаго и неудобоносимаго бремени. Какъ же разрушилъ Іисусъ Христосъ эту стѣну? Это раскрывается въ слѣдующихъ словахъ: 15. <i>Вражду плотію Своею, законъ заповѣдей ученми упразднивъ: да оба созиждетъ Собою во единаго новаго человѣка, творя миръ</i>. 16. <i>И примиритъ обоихъ во единомъ тѣлѣ Богови крестомъ, убивъ вражду на немъ</i>. Іисусъ Христосъ разрушилъ стоявшую на срединѣ между іудеями и язычниками стѣну или преграду тѣмъ, что вражду прекратилъ Своею плотію, а законъ заповѣдей или: обрядовый законъ замѣнилъ Своимъ ученіемъ. Скажемъ яснѣе: Іисусъ Христосъ прекратилъ вражду или самую причину вражды между іудеями и язычниками Своимъ вочеловѣченіемъ, Своею земною жизнію во плоти, Своими страданіями и крестною смертію; ибо дѣлами Своей земной жизни совершивъ искупленіе всего рода человѣческаго, Іисусъ Христосъ положилъ основаніе общему примиренію. Его тѣло или человѣчество принесено въ жертву Богу за грѣхи всего міра, для примиренія съ Богомъ іудеевъ и язычниковъ: нынѣ о Христѣ Іисусѣ вы, бывшіе иногда далече, близъ бысте кровію Христовою (ст. 13), пишетъ Павелъ; т.-е. «теперь во Христѣ Іисусѣ, вы, нѣкогда бывшіе далеко, стали близки кровію Христовою». Ефесяне чрезъ вѣру во Христа, силою Его искупительной крови, близки стали къ Богу, близки стали и къ христіанамъ изъ іудеевъ. А законъ заповѣдей, или законъ обрядовъ, которые были сѣнію грядущихъ благъ (Евр. 10:1), Іисусъ Христосъ замѣнилъ своимъ ученіемъ, т.-е. ученіемъ о спасеніи чрезъ вѣру въ Него, Спасителя міра. Въ другомъ посланіи святый Павелъ объ обрядовомъ законѣ говоритъ такъ: Законъ пѣстунъ намъ бысть во Христа, да отъ вѣры оправдимся: пришедшей же вѣрѣ, уже не подъ пѣстуномъ есмы (Гал. 3:24-25). «Законъ былъ для насъ дѣтоводителемъ ко Христу, дабы намъ оправдаться вѣрою. По пришествіи же вѣры, мы уже не подъ дѣтоводителемъ». Да оба созиждетъ собою во единаго новаго человѣка, творя миръ. Іисусъ Христосъ прекратилъ причину вражды, и замѣнилъ обрядовый законъ евангельскимъ ученіемъ о спасеніи чрезъ вѣру въ Него, для того, «чтобы въ Себѣ Самомъ изъ двухъ создать одного новаго человѣка, устрояя миръ». Чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, силою искупительныхъ заслугъ Его, всѣ вѣрующіе въ Него становятся какбы однимъ новымъ человѣкомъ: Онъ есть глава тѣлу Церкви (Кол. 1:18); а всѣ вѣрующіе въ Него — члены одного тѣла. Едино тѣло есмы мнози: вси бо отъ единаго хлѣба причащаемся (1 Кор. 10:17). Какъ отъ древняго перстнаго Адама произошелъ ветхій человѣкъ, перстный: такъ отъ новаго Адама, Господа съ небесе, происходитъ новый человѣкъ, духовный (1 Кор. 15:47). Облекаясь въ образъ небеснаго человѣка, Господа Іисуса (ст. 49), всѣ — іудеи и язычники становятся членами одного святаго семейства, сынами Божіими. Вси бо вы сынове Божіи есте, пишетъ Апостолъ, вѣрою о Христѣ Іисусѣ: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Нѣсть іудей, ни еллинъ: нѣсть рабъ, ни свободь: нѣсть мужескій полъ, ни женскій: вси бо вы едино есте о Христѣ Іисусѣ (Гал. 3:26-28). Это сближеніе между собою вѣрующихъ во Іисуса Христа устрояетъ такой миръ, что каждый, водимый Духомъ Христовымъ, на своихъ ближнихъ, кто бы ни были они по происхожденію, — іудеи или язычники, смотритъ какъ на членовъ одного тѣла съ собою, и любитъ ихъ, по заповѣди Господа, какъ себя. «И въ одномъ тѣлѣ примирить обоихъ съ Богомъ посредствомъ креста, убивъ на немъ вражду». Показываетъ Апостолъ высшую цѣль вочеловѣченія Господа Спасителя и Его искупительной крестной смерти. Іисусъ Христосъ благоволилъ разрушить раздѣленіе между іудеями и язычниками и замѣнить законъ обрядовъ Своимъ ученіемъ, чтобы, предавъ Свое человѣчество на крестную смерть, чрезъ эту великую искупительную жертву умилостивить Бога, утолить праведный Его гнѣвъ на человѣковъ, и примирить съ Нимъ, Отцемъ небеснымъ, обоихъ — іудеевъ и язычниковъ. 17. <i>И пришедъ благовѣсти миръ вамъ далнимъ и ближнимъ</i>: 18. <i>Зане тѣмъ имамы приведеніе обои во единомъ Дусѣ ко Отцу</i>. Желая показать, какія великія блага доставляетъ намъ явленіе Господа Спасителя на землѣ, Апостолъ кратко повторяетъ прежде сказанное, чтобы потомъ раскрыть плоды вочеловѣченія Сына Божія, Господа Іисуса Христа. «И пришедши благовѣствовалъ миръ вамъ, отдаленнымъ и близкимъ». Явившись на землѣ въ человѣческомъ естествѣ, Іисусъ Христосъ «благовѣствовалъ миръ». Своимъ ученіемъ, Своими дѣлами и страданіями возвѣстилъ всѣмъ миръ, для всѣхъ пріобрѣлъ миръ и всѣхъ призывалъ и призываетъ къ сему миру. Пребывая на землѣ, Онъ, Спаситель міра, Самъ призывалъ всѣхъ, возглашая: Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Мф. 11:28); Апостоламъ заповѣдалъ проповѣдать Евангеліе по всей вселенной, всѣмъ народамъ, и говорилъ о Себѣ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себе (Ин. 12:32), т.-е. когда вознесенъ буду на крестъ, тогда іудеевъ и язычниковъ изторгну изъ-подъ власти князя міра сего — діавола, и соединю съ Собою, — и будетъ едино стадо и единъ пастырь (Ин. 10:16). Благовѣсти миръ далнимъ и ближнимъ: подъ дальними разумѣются язычники; потому что они, до обращенія къ вѣрѣ въ Іисуса Христа, были «отчуждены отъ общества израильскаго, чужды завѣтовъ обѣтованія, не имѣли надежды, и были безбожники въ мірѣ» (Еф. 2:12), какъ говоритъ Апостолъ. А ближними или близкими именуются іудеи, какъ избранный народъ, пользовавшійся особеннымъ покровительствомъ Божіимъ. Іудеямъ, пишетъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, «принадлежатъ усыновленіе, и слава, и завѣты, и законоположеніе, и богослуженіе, и обѣтованія; ихъ и отцы, и отъ нихъ Христосъ по плоти, сущій надъ всѣми Богъ, благословенный во вѣки» (Рим. 9:4-5). «Потому что чрезъ Него и тѣ и другіе имѣемъ доступъ къ Отцу, въ одномъ Духѣ». Чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, силою Его заслугъ, іудеи и язычники имѣютъ доступъ къ Богу Отцу; по дару и дѣйствію Святаго Духа, они становятся дѣтьми Божіими. Въ другомъ посланіи святый Павелъ говоритъ: «оправдившись вѣрою, мы имѣемъ миръ съ Богомъ, чрезъ Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ котораго вѣрою и получили мы доступъ къ той благодати, въ которой стоимъ, и хвалимся надеждою славы Божіей» (Рим. 5:1-2). Также говоритъ Павелъ: «ибо всѣ, водимые Духомъ Божіимъ, суть сыны Божіи; потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить въ страхѣ, но получили Духа усыновленія, которымъ взываемъ: Авва, Отче!» Такъ Іисусъ Христосъ Своими заслугами и Своимъ ходатайствомъ приводитъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него къ Богу Отцу, или примиряетъ съ Нимъ; а Духъ Святый дѣйствуетъ въ примиряемыхъ, возрождая, освящая и совершенствуя ихъ, по образу Возсоздавшаго ихъ (Кол. 3:10). 19. <i>Тѣмже убо къ тому нѣсте странни и пришельцы, но сожители святымъ и присніи Боіу:</i> 20. <i>Наздани бывше на основаніи апостолъ и пророкъ, сущу краеугольну самому Іисусу Христу</i>. Показываетъ Апостолъ, какое великое благо для нихъ, Ефесянъ, въ томъ, что они вѣруютъ въ Іисуса Христа, и чрезъ Него, дѣйствіемъ Св. Духа, получили примиреніе съ Богомъ Отцемъ. «Итакъ вы уже не чужіе и не пришельцы, но сограждане святымъ и свои Богу». Вы теперь уже не тѣ, какими были прежде, когда были язычниками и чужіе іудеямъ, когда лишены были всякаго участія въ преимуществахъ избраннаго народа; вы теперь и не пришельцы <span class="is-important">1</span>, которые, хотя чтили Бога Израилева, но не пользовались правами сыновъ избраннаго народа: вы теперь сограждане святыхъ, пользуетесь одинаковыми правами со всѣми вѣрующими въ Іисуса Христа; вы теперь — свои Богу, т.-е. сыны Божіи, обращаетесь къ Богу съ сыновнею надеждою, какъ дѣти къ Отцу, и, водимые Духомъ Святымъ, говорите: Авва Отче; вы теперь члены одного семейства, или члены одной святой Церкви, которой глава Христосъ, единородный Сынъ Божій. «Бывъ утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя Самого Іисуса Христа краеугольнымъ камнемъ». Апостолъ представляетъ вѣрующихъ во Христа подъ образомъ храма, котораго основаніе составляютъ апостолы и пророки, и котораго главный, краеугольный камень, держащій основаніе и все зданіе, есть Іисусъ Христосъ. Объ этомъ краеугольномъ камнѣ, какъ главномъ основаніи, въ другомъ мѣстѣ говоритъ Павелъ: основанія иного никтоже можетъ положити, паче лежащаго, еже есть Іисусъ Христосъ (1 Кор. 3:11). Апостолы первые въ Христовой Церкви приняли Духа Святаго, и укрѣпленные силою Его, Евангельскую проповѣдь разнесли по вселенной и насадили Церковь Христову во всѣхъ странахъ міра; потому въ Откровеніи св. Іоанна Богослова они названы основаніями града Іерусалима небеснаго (Откр. 21:14). А пророки, просвѣщаемые Духомъ Божіимъ, устрояли ветхозавѣтную Церковь, которая утверждалась на томъ же краеугольномъ камнѣ — Іисусѣ Христѣ; ибо всѣ ветхозавѣтные праведники — патріархи, цари, пророки, іереи и другіе, вѣровали въ обѣтованнаго Искупителя, и по сей вѣрѣ надѣялись получить спасеніе въ пришествіи Его на землю, и получили ожиданное, когда Іисусъ Христосъ, самого Себя принесши на крестѣ въ умилостивительную жертву за грѣхи всего міра, сошелъ въ адъ, проповѣдалъ въ темницѣ духамъ (1 Пет. 3:19), и извелъ узниковъ ада, чаявшихъ избавленія. Церковь новозавѣтная и Церковь ветхозавѣтная въ основаніи своемъ — одна: Іисусъ Христосъ — краеугольный камень или главное основаніе ветхозавѣтной Церкви; одинъ и тотъ же Духъ Святый просвѣщалъ апостоловъ и пророковъ, хотя апостолы преимуществуютъ — потому, что были самовидцами величія Іисуса Христа (2 Пет. 1:16), ближайшими слугами и строителями таинъ Христовыхъ (1 Кор. 4:1), и получили обильнѣйшіе дары Святаго Духа, соотвѣтствующіе апостольскому ихъ служенію. И ветхозавѣтные пророки, хотя тѣмъ же Духомъ Святымъ просвѣщаемые (2 Пет. 1:21), предсказывали объ обѣтованномъ Спасителѣ; но они видѣли тайны спасенія только издали, созидая ветхозавѣтную Церковь, они только приготовляли ее къ принятію «грядущихъ благъ» (Евр. 10:1), которыя имѣли получить вѣрующіе по пришествіи въ міръ Искупителя рода человѣческаго. 21. <i>О немже всяко созданіе составляемо растетъ въ церковь святую о Господѣ</i>: 22. <i>О немже и вы созидаетеся въ жилище Божіе Духомъ</i>. Сказавъ, что Іисусъ Христосъ есть краеугольный камень, или главное основаніе, на которомъ Ефесяне утверждаются, чрезъ вѣру и любовь къ Нему, Апостолъ раскрываетъ Его могущество и благодатныя дѣйствія, и показываетъ, что Іисусъ Христосъ — такой краеугольный камень, «на которомъ все зданіе, слагаясь стройно, возрастаетъ въ святый храмъ — въ Господѣ, или въ храмъ посвященный Господу. На которомъ и вы устрояетесь въ жилище Божіе Духомъ». На которомъ все зданіе, т.-е. вся Церковь, или общество вѣрующихъ въ Іисуса Христа, слагаясь стройно, возрастаетъ въ святый храмъ въ Господѣ, — умножается числомъ вѣрующихъ и преуспѣваетъ въ духовныхъ совершенствахъ, возрастаетъ въ храмъ Господень, достигая предопредѣленной полноты числа избранныхъ, по предувѣдѣнію предназначенныхъ къ наслѣдію вѣчнаго царства Христова. Іисусъ Христосъ есть краеугольный камень или главное основаніе, «на которомъ и вы, Ефесяне, продолжаетъ Апостолъ, каждый порознь, устрояетесь въ жилище Божіе Духомъ» — силою и дѣйствіемъ Святаго Духа. Какъ для всей Церкви, такъ и для каждаго члена ея, или для каждаго вѣрующаго Іисусъ Христосъ есть основаніе духовной жизни, дѣятельности и усовершенствованія, по образу Его (Кол. 3, 10). Не только вся Церковь, или все общество вѣрующихъ во Христа есть храмъ Господень, но и каждый вѣрующій есть также храмъ Божій. Въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ Апостолъ пишетъ: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? Аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ: храмъ Божій святъ есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 16-17). И каждый христіанинъ постепенно болѣе долженъ устрояться въ жилище Божіе или въ храмъ Божій. Со дня возрожденія въ таинствѣ крещенія Духъ Святый обитаетъ въ возрожденномъ, всегда призываетъ и влечетъ его къ высшему духовному усовершенствованію себя, по образу совершенствъ, вѣрою созерцаемыхъ во Христѣ Спасителѣ и въ ближайшихъ Его послѣдователяхъ. Отъ насъ зависитъ «не угашать Духа» (1 Фес. 5, 17), но «исполняться Духомъ», по наставленію Апостола, назидая самихъ себя псалмами, и пѣніемъ духовнымъ, поя и воспѣвая въ сердцахъ Господу, благодаря всегда за все, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, Бога и Отца (Еф. 5, 18-19). Братія! Поучимся изъ предложеннаго чтенія апостольскаго къ нашему назиданію. «Христосъ есть миръ нашъ»: Онъ своими страданіями и крестною смертію примирилъ насъ съ Богомъ Отцемъ, и заповѣдалъ ученикамъ Своимъ, или всѣмъ вѣрующимъ въ Него: миръ имѣйте между собою (Марк. 9, 50). Сіе заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга (Іоан. 15, 17). Помыслимъ, какъ свята эта обязанность для насъ — хранить миръ съ ближними, — любить ближнихъ! Для примиренія насъ съ Богомъ Отцемъ, единородный Сынъ Божій, Іисусъ Христосъ сошелъ на землю, воспринявъ наше немощное естество человѣческое, жилъ на землѣ въ бѣдности и въ скорбяхъ, пострадалъ и умеръ, чтобы даровать намъ вѣчную жизнь: помня это, съ какою ревностію, съ какимъ благоговѣніемъ должны мы хранить заповѣдь Господа — жить въ мирѣ съ ближними, любить другъ друга, питая любовь къ Христу Спасителю! Чрезъ Іисуса Христа имѣемъ мы доступъ къ Отцу, въ одномъ Духѣ (ст. 18). Самъ Онъ, Господь и Богъ нашъ, говоритъ: никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6). И Духъ Его всегда съ нами, по обѣтованію Господа: Азъ умолю Отца, и иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ вѣкъ. Духъ истины, Егоже міръ не можетъ пріяти (Ин. 14, 16-17). Апостолъ пишетъ: Духъ Божій живетъ въ васъ. Аще же кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ (Рим. 8, 9). Іисусъ Христосъ — нашъ ходатай предъ Отцемъ, приводитъ насъ къ Отцу; а Духъ Святый содѣйствуетъ намъ, или помогаетъ, утѣшаетъ, укрѣпляетъ насъ на семъ пути. Безъ Него не можемъ мы быть учениками Христовыми. Помышляя о нашемъ приближеніи къ Богу Отцу, чрезъ Іисуса Христа, дѣйствіемъ Св. Духа, всегда присущаго намъ, какъ внимательны должны мы быть къ самимъ себѣ, къ нашимъ мыслямъ, желаніямъ и дѣламъ, чтобы всегда свято и праведно ходить предъ Богомъ, крѣпко держаться за ходатая нашего Господа Іисуса, всѣми силами стремиться, чрезъ Его посредство, къ Богу Отцу, смиренно повинуясь водительству Св. Духа. Чрезъ Іисуса Христа имѣя доступъ къ Богу Отцу, содѣйствіемъ Св. Духа, мы, какъ учитъ Апостолъ, «уже не чуждые и пришельцы, но сограждане святыхъ и свои Богу», будучи утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя краеугольнымъ камнемъ самаго Іисуса Христа. Какъ члены Церкви Христовой, мы — сограждане святыхъ апостоловъ и пророковъ, и всѣхъ праведныхъ духовъ, и всѣхъ святыхъ, еще на землѣ доблестно подвизающихся, на пути къ отечеству небесному. Іисусъ Христосъ есть глава или краеугольный камень Церкви земной и небесной. Духъ Святый раздаетъ свои дары какъ въ Церкви земной, такъ и въ Церкви небесной. Его свѣтомъ просвѣщаются чины Ангельскіе и лики всѣхъ святыхъ. Въ Его свѣтѣ и наши взоры возносятся къ Отцу свѣтовъ (Иак. 1, 17). Братія! Помыслимъ, какъ высоко наше званіе во Христѣ Іисусѣ: мы сожители или сограждане святыхъ, свои Богу; Іисусъ Христосъ — наша глава, Духъ Святый — помощникъ, утѣшитель и освятитель нашъ! Какъ высоко должны мы цѣнить свое званіе — то, что мы — христіане! Что предъ нимъ всѣ земныя преимущества? Что предъ нимъ всякая человѣческая слава и честь? — Будемъ же помнить о своемъ званіи во Христѣ Іисусѣ, чтобы не привязываться душею къ благамъ земной жизни, а всегда стремиться мыслями и желаніями къ благамъ небесной жизни, и себя самихъ, при содѣйствіи Святаго Духа, устроять въ жилище Божіе, во славу Его всесвятаго имени, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Примѣчаніе: <span class="is-important">1</span> Пришельцы или прозелиты, т.-е. перешедшіе къ вѣрѣ іудейской изъ язычества. Источникъ: Бесѣды на воскресныя и праздничныя чтенія изъ Апостола. Евсевія, Архіепископа Могилевскаго. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1867. — С. 53-64.