<i>Содержание</i> Повествуется о исцелении жены, страдавшей кровотечением, и воскрешении дочери Иаира. То и другое повествование уясняет нам ту истину, что истинная непоколебимая вера в Иисуса Христа, смиренная и усердная молитва, всегда получают требуемую помощь, хотя и проходят тяжкий путь искушений, и терпения. <i>Изъяснение</i> Ст. 41—42. <b>Пришел к Иисусу человек, именем Иаиp, который был начальником синагоги. И, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его</b>. Здесь излагается прошение Иаира, начальника синагоги, к Иисусу Христу, чтобы Он пришел к нему в дом, и высказывается побуждение к тому: дочь его была при смерти. По сказанию евангелиста Матфея (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-9/?verse=9:18">Мф. 9:18</a>), Иаир просил Иисуса Христа возложить руку на умирающую дочь и выражал живую веру в Него, говоря: Она будет жива. Тронутый глубокою скорбью несчастного отца, Господь тотчас же пошел к его дому. Ст. 43—44. <b>И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось</b>. На пути, среди теснившегося около Господа народа, подошла к нему женщина, страдавшая кровотечением. Женщина эта двенадцать лет страдала тою болезнью, обращалась за помощью к врачам, пролечила все свое имение и, по сказанию евангелиста Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-5/?verse=5:26">Мк. 5:26</a>), не только не получила никакой пользы от врачей, но пришла еще в худшее болезненное состояние. Услышав о чудесах Иисуса Христа и исцелениях Им больных, она, по сказанию евангелиста Матфея (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-9/?verse=9:21">Мф. 9:21</a>), возымела такую твердую веру в Его могущество, что говорила сама в себе: Если только прикоснусь одежды Его, выздоровлю. И вот, при теперешнем случае, в этой живой уверенности, она решилась исполнить свое намерение и, подойдя сзади (или потому, что такие больные считались нечистыми, или стыдилась по женской скромности своего недуга), коснулась края одежды Его. По вере ее так и сделалось: тотчас течение крови у ней остановилось, болезнь прошла мгновенно, и она ощутила себя здоровою. Ст. 45—46. <b>И сказал Иисус: Кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: Кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня</b>. Почувствовав исцеление, женщина в радости хотела уже возвратиться домой, но Господь, желая обнаружить твердую веру смиренной женщины в пример и назидание для всех, остановился и спросил: Кто прикоснулся ко Мне? И когда ученики объясняли это прикосновение теснотою от окружающего Его народа, Он дал им понять, что прикоснулся к Нему некто не от тесноты, но с особенным намерением; ибо, — сказал Он, — Я чувствовал силу, исшедшую из Меня, т.е. чудодейственная сила как бы невольно, без ведома Господа, исшла из Него (для дарования исцеления). По сказанию евангелиста Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-5/?verse=5:32">Мк. 5:32</a>), Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это, и тем еще более дал понять, что прикосновение было сделано с особенным намерением. Ст. 47. <b>Женщина, видя, что она не утаиласъ, с тpeneтом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась</b>. Исцелившаяся женщина увидела, что пред всеведущим Господом укрыться нельзя; почему сама подходит к Иисусу Христу, со страхом и трепетом, как виноватая, как нарушительница закона, воспрещающего прикосновение нечистой к Чистейшему, и вслух всех исповедует пред Господом свою продолжительную болезнь, свое бесполезное лечение у врачей, свое прикосновение к одежде Господа И мгновенное совершенное от того выздоровление. Ст. 48. <b>Он сказал ей: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром</b>. Искреннее исповедание исцеленной жены и ее твердая вера были приятны Господу. Он назвал ее Своею дочерью, даровал ей спасение душевное и отпустил домой с миром, успокоив, что прежняя мучительная болезнь более не возвратится к ней. Ст. 49—5O. <b>Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: Не бойся, только веруй, и спасена будет</b>. Когда Господь милостивыми словами успокаивал жену, в это время некто из друзей или сродников Иаира пришел с известием к нему, что дочь его умерла, и что теперь бесполезно утруждать Учителя, приглашать Его в дом и просить помощи для той, которой уже нет в живых. Несчастный отец затрепетал от этой страшной вести. Господь увидел его скорбь и смущение и поспешил успокоить его: Не бойся, — сказал Он убитому вестью отцу, — только веруй — не падай духом, сохрани в эти страшные минуты веру в Мое всемогущество — и дочь твоя будет спасена — если и умерла она, может и из мертвых воскреснуть. Сказав это, Господь продолжал путь к дому Иаира. Ст. 51. <b>Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. </b>Иудеи погребали покойников в самый день смерти, почему в отсутствие Иаира сделаны были все приготовления к погребению его дочери. Господь, придя в дом, не позволил никому из сопровождавшего Его народа войти с Собою, научая нас, — говорит преосвященный Никифор, — убегать тщеславия, а трех Апостолов и родителей отроковицы оставил в доме, да будут они свидетелями чуда, ибо, по закону Моисееву, при словах двух иди трех свидетелей состоится всякое дело (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-19/?verse=19:15">Втор. 19:15</a>). Ст. 52. <b>Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: Не плачьте; она не умерла, но спит</b>. По сказанию евангелистов Матфея (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-9/?verse=9:23">Мф. 9:23</a>) и Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-5/?verse=5:38">Мк. 5:38</a>), в доме находились свирельщики<sup>1</sup> и плакальщицы по древнему обычаю (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-amosa/glava-5/?verse=5:16">Ам. 5:16</a>). Эти люди за известную плату приглашались плакать по умерших и петь плачевные стихи<sup>2</sup>. Иисус Христос запретил плакать, сказав, что девица не умерла, но спит. Ст. 53. <b>И смеялисъ над Ним, зная, что она умерла. Смеялись над Христом, потому что уверены были не во сне девицы, как Он говорил, а в смерти ее</b>. Между тем, смех этот ясно свидетельствовал, что Христос воскресил не мнимо, но действительно умершую. Ст. 54. <b>Он же, выехав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: Девица! Встань</b>. Изгнал Господь всех свирелыциков и плакалыциц, так как они по своему неверию недостойны были зреть чудо воскрешения умершей. Когда вышли все, Господь взял умершую за руку и, как спящей, возгласил: Девица! Встань. Ст. 55. <b>И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть</b>. Услышала мертвая слово всемогущего Бога и ожила, и тотчас встала. Чтобы видевшие это воскресение умершей не почли за мечту и привидение, но убедились все в действительном чуде, Господь повелел дать девице есть. Ст. 56. <b>И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем</b>. По сказанию евангелиста Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-5/?verse=5:42">Мк. 5:42</a>), пришли в великое изумление не только родители воскресшей, но все, видевшие это чудо. Пришли в изумление как от неожиданности воскресения умершей, так и от чудотворной силы Господа, совершившего столь величайшее чудо. Не повелел Господь сказывать о совершенном чуде для того, чтобы оно не подверглось лживым толкованиям со стороны злобных фарисеев и не возбудило ложных мыслей об открытии земного царства Мессии, и затем не произвело в нем возмущения против римского (иноземного) владычества над ним. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Это игроки на музыкальных инструментах при погребальных процессиях.</li> <li>2 Это вопли с причитаньями и перечислениями добрых качеств умершего с постоянным повторением слова «увы!» («Труды Киевской Академии», 1871, декабрь).</li> </ul></span></div>