<i>Содержание</i> Повествуется о исцелении бесноватого в стране Гадаринской. <i>Изъяснение</i> Евангелие это, в сущности, сходно с евангелием от Матфея, объясненным в пятую неделю, но отличается большею против того подробностью; посему в объяснении его обратим внимание только на эти подробности и отличия от евангелия от Матфея. А именно: 1. В евангелии от Матфея говорится, что Иисус Христос прибыл в страну Гергесинскую, а здесь говорится о стране Гадаринской. Этими названиями означаются не две страны, а одна, носившая два названия. Гергесинскою она называлась от г. Гергесы, Гадаринскою — от г. Гадары. Оба города находились в одной области Перее, недалеко от Геннисаретского озера. Гадара стоял ближе к озеру, а Гергеса несколько дальше от него. 2. Здесь (ст. 27) говорится об одном бесноватом, встретившем Иисуса Христа, а в евангелии от Матфея — о двух бесноватых. Это противоречие примиряется тем, что евангелист Лука останавливает внимание на одном бесноватом (не исключая и не отвергая другого) — таком, который вышел из города, был, как видно, гражданин этого города, человек известный окрестным жителям и особенно пред другим сильно и долго страдавший беснованием и более страшный. Евангелист Матфей повествует вместе — и об этом бесноватом, и о другом, менее известном. 3. Остановив внимание на одном бесноватом, евангелист Лука (ст. 29) подробно описывает страшные действия его беснования: его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Цепями привязывали бесноватого для того, чтобы он не убежал; а узы налагались на руки и ноги, чтобы он не бился, находясь на одном месте. Сила бесноватого была такова, что он разрывал узы и с диким бешенством убегал в места уединенные, пустынные, чем и наводил ужас в стране той. 4. Бесноватого Иисус спросил: Как тебе имя? Он сказал: Легион, — потому что много бесов вошло в него (ст. 30). На вопрос Иисуса Христа отвечает не сам бесноватый, ибо бес овладел его сознанием; отвечает за него бес, который об имени умалчивает, а сказывает только, что в него вошло бесов много. Легионом назывался отряд воинов в 6000 человек. 5. В евангелии от Матфея говорится только, что весь город вышел навстречу Иисусу и, увидев Его, просил отойти от них. Здесь же (ст. 35) объясняется, что граждане, вышедшие из города видеть происшедшее; нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Ужаснулись от неожиданности чуда, от дивной перемены, происшедшей с бесноватым. Незадолго пред сим разбивавший цепи и узы, бегавший нагим, он (бесноватый) сидел теперь смирно у ног Иисуса Христа, одетым и в здравом уме, так что мог отвечать разумно на вопросы, предлагаемые ему. Эта быстрая перемена в нем обнаруживала действие силы Вышней, Божественной и ужаснула зрителей. 6. О исцеленном человеке говорится (ст. 38—39), что он просил Иисуса Христа, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Просил исцеленный Иисуса Христа быть всегда с Ним или из боязни, чтобы, по отшествии Его, злые духи опять не вошли в него, или из благодарности за исцеление, по которой ему хотелось послужить Господу по мере своих сил. Это чувство благодарности особенно могло развиться в нем после того, как его сограждане так бесчувственно и невнимательно отнеслись к Нему, Чудотворцу, — собою, своим служением, он желал загладить вину их. Господь не взял его с Собой, а указал ему более подручный и уместный образ деятельности — возвратиться в дом свой, в котором были его родные и знакомые, и быть проповедником и живым свидетелем славы Божией, открывшейся в его исцелении, в том городе, коего граждане не уразумели спасительного посещения их Божественного Чудотворца и просили, чтобы Он поскорее ушел от них. Исцеленный со всею преданностью исполнил повеление своего благодетеля.