<i>Содержание</i> Евангелие этой недели излагает притчу о человеке богатом и нищем Лазаре и изображает в ней совершенно различную участь в этом и будущем веке богатых неверующих и бедных верующих. <i>Изъяснение</i> Ст. 19. <b>Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно</b>. Здесь представляется жизнь неверующего богача на земле, самая роскошная и чувственная. Богач одевался в порфиру — верхнюю одежду красного цвета из дорогой материи, которую носили цари и другие знаменитые лица, и виссон — нижнюю одежду, сотканную из самой тонкой белой пряжи, самую мягкую и драгоценную; и каждый день, без особенных случаев, пиршествовал блистательно, т.е. жил в полное свое удовольствие. Ст. 20—21. <b>Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его</b>. Здесь описывается жизнь праведного бедняка на земле. Жизнь эта описывается после жизни богача, так как здесь, на земле, часто бывают не видны и не заметны бедные и честные труженики. Несчастна и скорбна была жизнь бедного Лазаря на земле: он нищ и духом и телом, без средств жизни, без помощи других, в горькой нужде, не имел своего куска хлеба, лежал у ворот богатого и питался теми крошками, которые оставались от стола богатого и выбрасывались к воротам. Кроме страшных лишений он терпел еще жестокие болезни — тело его покрыто было гнойными струпами, — и никто из людей не оказал сострадания несчастному; псы, приходя, лизали струпья его и тем увеличивали его страдания. Такова жизнь богача и бедного на земле! Совсем она не такова в загробной жизни. Ст. 22. <b>Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его</b>. Страдания бедного кончились с его смертью, — и от ворот богача душа его несется Ангелами прямо на лоно Авраамово, т.е. в небесные селения, где пребывают души праведников вместе с Авраамом. Теперь не псы с ним, но Ангелы — други его; болезни его миновались, он здоров; не без крова, а на небе. Умер и богатый — сделаны были ему великолепные похороны; но это была как бы последняя честь, возданная его богатству. Со смертью пробуждается он к новой жизни и получает страшное разочарование: пробуждается он и видит себя в аде — в месте вечных мучений, уготованных грешникам. Ст. 23. <b>И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его</b>. В аде, будучи в муках, богач увидел суетность земных сокровищ и наслаждений, увидел, что есть небесное блаженство; но сознает, что оно потеряно и недоступно ему, — видит презираемого им Лазаря в блаженстве и радости, а себя в муках, и голос совести еще сильнее стал мучить его. Ст. 24. <b>И, возопив, сказал: Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем</b>. В страшных муках, в позднем раскаянии о своей беспечной жизни, потерявшись духом, богач увидел, что вечность не призрак, — и, считая себя недостойным просить многого, он стал просить Авраама сжалиться над его страданиями и оказать ему хотя малую отраду — послать Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его. О мире загробном Господь говорит, применяясь к понятиям человеческим, под образами, взятыми из видимого мира: пламень есть образ страшных мучений грешников; об умерших говорит Он так, как бы они имели руки, ноги и язык. Ст. 25: <b>Но Авраам сказал: Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазаръ — злое; ныне же он, здесъ утешается, а ты страдаешь</b>. Вместо просимой милости богатый услышал голос правды вечной, объясняющий, почему он осужден на вечные мучения, а Лазарь блаженствует. «Вспомни, чадо, — как бы так говорил Авраам, — свою жизнь на земле; она проведена тобою в удовольствиях и роскоши. Господь ущедрил тебя дарами счастья, но ты не употребил их во спасение своей души и благо ближних, — таким образом, если и было сделано тобою какое доброе дело, то ты с избытком вознагражден за него в земной жизни. Нищий Лазарь терпел и бедность, и болезнь, но был праведен и со смирением и покорностью предавался воле Божией, — таким образом, он не получил возмездия за свои добродетели в земной жизни; и вот он здесь, в загробной жизни, утешается, а ты страдаешь». Ст. 26. <b>И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят</b>. Смысл сего стиха следующий: «В загробной жизни наслаждающиеся вечным блаженством не могут сходить в ад, и находящиеся в вечных муках, как бы сильно ни желали выйти из места тьмы, не могут вдруг сделаться праведниками и перейти в рай, — ибо это противоречит премудрому порядку Божию». Ст. 27—28. <b>Тогда сказал он: Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения</b>. Несчастный богач видел, что нельзя ждать милости ему, не сотворившему милости. О себе не стал более просить, ибо видел, что получил достойное по своей грешной жизни, — стал просить он Авраама послать Лазаря к оставшимся в живых родным братьям, чтобы он им рассказал, какие страшные муки готовятся живущим нечестиво, и тем обратил их с пути нечестия на путь добродетели. Милости и в сем не последовало. Ст. 29. <b>Авраам сказал ему: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их</b>. Т.е. нет никакой нужды посылать к ним Лазаря, — такое явление на земле умершего излишне, ибо есть много других свидетельств о достойном приготовлений себя к вечной жизни; есть, например, у них книги Моисея и пророков (т.е. все книги ветхого завета), в коих так ясно заповедуется благочестивая жизнь и восхваляется милосердие и сострадательность к бедным, — пусть они читают эти книги и поступают по ним. Бог, — говорит Златоуст, — запер для душ умерших двери вечности и никому из них не дозволяет являться живым, чтобы диавол не воспользовался позволением ко вреду и обману людей<sup>1</sup>. Ст. 30—31. <b>Он же сказал: Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят</b>. Богатый, не веруя в книги священного писания, полагал, что воскресший из мертвых сильнее подействует на его братьев, чем книги Моисеевы и пророческие, — и ошибался. В ком нет твердой веры в Божественное писание и истинной любви к добродетели, того и пришедший с того света не сделает благочестивее и не уверит его в истинах веры своими доказательствами. Мысль Авраама в свое время оправдалась на самом деле. Воскрес Лазарь, брат Марфы и Марий, — иудеи не покаялись, не отстали от беззакония, не уверовали во Христа, но совещались убить и самого Лазаря (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-12/?verse=12:10">Ин. 12:10</a>). Воскресли из мертвых многие усопшие во время распятия Господа, воскрес Сам Иисус Христос и являлся на земле в течение четыредесяти дней, уча тайнам царствия Божия, — иудеи тоже не уверовали в Господа и Его учение, но ненавидели и гнали самих Апостолов Его. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Беседа 4 на евангелие от Луки.</li> </ul></span></div>