<b> На слова сии Апостольские: <i>«Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос»:</i> или о том, что распятие похотей, неподвижность ко злу и умерщвление страстей не есть дело невозможное для естества человеческого</b> «<i>Коль возлюбих закон Твой, Господи</i>», говорит Царе-Пророк Давид, «<i>весь день поучение мое есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:97">Пс. 118:97</a>). По какой причине любил он весьма закон Божий, сие явственно, любил то есть его весьма потому, что истина есть оной и правда и путеводительство ко всякому временному благополучию и к наследию вечного блаженства. Но для чего поучался в оном весь день? Содержится оной в Пятокнижии Моисеевом, а Пятокнижие есть кратко и для памятования удобно, так видно, что те же слова повторял он и исследовал повседневно: для чего же то делалось? Для того, говорит, что занимаясь оными вразумлялся более и самых своих учителей: «<i>паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:99">Пс. 118:99</a>): для того, говорит, что исследывая оные делался разумнее и самых старейших и дальнейших в знаниях: «<i>паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-118/?verse=118:100">Пс. 118:100</a>). Мужие братия, «<i>елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-15/?verse=15:4">Рим. 15:4</a>). Святый Пророк написал сие, поучая и увещевая нас, чтобы и мы, занимаясь повседневно исследованием словес Господних, умудрялись и познавали путь спасения. Чтенные словеса Богомудрого Павла суть словеса Божии. Хотя же мы и на ином уже месте исследовали оные (Смот. Недел. 21), но займемся ими же и теперь, обратившись вниманием и испытанием нашим к сим преимущественно Божественным словам: «<b>Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос</b>» (Гал. 2:19–20). Ежели буквально будем брать сии слова, то ни только не поймем, но и нелепые составим суждения. Павел не распят был, но отсечена ему глава нечестивым и ненавистнейшим Нероном: когда Иисус Христос распят был, тогда Павел был неверным, и еще гонителем Христовым, когда первомученик Стефан камением побиен был: как же он говорит, «<b>Христу сораспяхся</b>», то есть, распялся я со Иисусом Христом? Явственно и верно то, что когда Павел писал, в то время он жив был, как жив всякий человек, когда пишет. Как же он говорит, что я уже не живу, то есть, что я пишу сие уже мертв будучи? При том Иисус Христос по страдании и смерти и царствует во все веки, везде сый яко Бог и вся исполняяй со Отцем и Всесвятым Его Духом. Как же Павел говорит, «<b>но живет во мне Христос</b>»? Какою жизнью Христос живет в нем? Сие заставляет нас верить, что иносказательный и таинственный есть смысл настоящих слов. Подтверждается сие тем, что пред сими словами сказал Павел. Ежели мы в точности предыдущее уразумеем, то уразумеем и последующее, то есть, настоящие слова. Пред сими словами сказал он: «<b>аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду</b>» (Гал. 2:19). Сие мы уразумеем, если заметим, что сказал Бог Моисею, когда говорил о пришествии Сына Своего в мир. «Пророка», сказал, «<i>возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему. И человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-18/?verse=18:18–19">Втор. 18:18–19</a>). Когда же сошедши с небеси глас воззвал так Павла: «<i>Савле, Савле, что Мя гониши</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-9/?verse=9:4">Деян. 9:4</a>) Тогда он крестившись и отверзши не только заключенные очи телесные, но и душевные, познал, что Пророк, о котором Бог говорил чрез Моисея, есть Иисус Христос: тогда он просветившись Божественною благодатию уразумел, что все в Законе бывшее было знаменованием того, что Христос учредил и совершил: тогда познал он, что плотское обрезание было образ обрезания нерукотворенного, то есть, отложения чрез святое крещение «<i>грехов плоти</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:11">Кол. 2:11</a>): а змий, на древо вознесенный — образ вознесенного на крест Христа (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-3/?verse=3:14">Ин. 3:14</a>); Иона во чреве китове три дни бывший, и потом исшедший жив и невредим, — тридневного погребения Иисуса, восстания Его из мертвых и нетления (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-12/?verse=12:40">Мф. 12:40</a>); манна в пустыни — Божественного причащения хлеба животного (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-6/?verse=6:49, 51">Ин. 6:49, 51</a>): тогда познал он, что и прочее, чему учил закон, было знаменованием того, что Иисус Христос совершил. Посему он говорил: «<b>аз бо законом закону умрох</b>», то есть, я, руководствуясь словами Закона, поучающими меня слушать имеющего от Бога возставиться Пророка, «закону умрох», то есть, умертвил в себе ревность и горячесть к закону: познавши, что закон был только образователен и знаменователен, оставил знаменования, и последовал истине, оставил образ, и прилепился к первообразному, отбежал от тени, и пришел к благодати. «<b>Законом умрох</b>», то есть, не живу, и не веду себя по образовательным установлениям закона. Для чего же сие? «<b>Да Богови</b>», говорит, «<b>жив буду</b>», то есть, да живу не жизнию несовершенною, которой поучает Закон, но житием совершеннейшим, которое узаконено Евангелием. Кто сие поймет, тот увидит, что последующие слова суть толкования сего произречения, «<b>да Богови жив буду</b>»: увидишь, что последующими Апостол толкует, какая то жизнь есть по Боге, «<b>Христови</b>», говорит, «<b>сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос»</b>» (Гал. 2:19–20). Но что значит сие, аз, касательно сего заметь, что всякий человек сложен из души и тела, как учит нас Божественное Писание, говоря, что Бог, взяв перст от земли, создал тело человека, «<i>и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-2/?verse=2:7">Быт. 2:7</a>). А что противны суть желания души желаниям тела, в том удостоверяет нас внутреннее чувство, особливо когда боремся со грехом: хочу и стремлюсь соделать грех, и вместе не хочу и воспящаюсь соделать оный, хочу и не хочу, стремлюсь и удерживаюсь, желаю и гнушаюсь одного и того же, и в то же время сие есть неоспоримое доказательство того, что сложены мы из двух существ, и что два оные существа имеют противоположные желания, от коих происходит внутренняя борьба и внутренняя брань наша. О сем самом Павел произрек: «<i>вижду же ин закон во удех моих, противувоюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-7/?verse=7:23">Рим. 7:23</a>). «<i>Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-7/?verse=7:19">Рим. 7:19</a>). И так сие, аз, ни всю сущность человека означает, ни душу одну, ни одно тело, но показывает сущий во удех наших закон, то есть, силу плотских похотей и желаний. Посмотри же, как распинаются похоти и желания плоти. Три суть состояния распинаемого, болезненность, недвижимость и смерть. Ежели ты по любви ко Христу претерпеваешь мужественно болезненность, какую чувствуешь, когда борешься с похотями плоти, ежели полагаешь на оные узду, заставляющую их быть неподвижными к соделанию греха, и ежели подвижничеством и злостраданием погасив пламень оных, тем умертвишь их силу: тогда распинаешься со Христом, претерпевая по любви к нему крестное страдание, как и он по любви к тебе претерпел крест: тогда с Павлом можешь ты говорить: <i>«Христови сораспяхся»</i>. Поелику же когда ты сие творишь, тогда умерщвлен бывает в тебе ветхий человек греховный, и живет новый, созданный по Богу «<i>в правде и в преподобии истины</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:24">Еф. 4:24</a>), посему приходит тогда и вселяется в тебя Христос, как обещался Он, сказав: «<i>аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем, и обитель у него сотворим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:23">Ин. 14:23</a>). Тогда можешь говорить не только сие, «<b>Христови сораспяхся</b>», но и сие, «<b>живу не ктому аз, но живет во мне Христос</b>». А сие есть верх и совершенство добродетели, распинание то есть оное и умерщвление плотских похотей. Сие самое есть и залог будущего воздаяния за добродетель, когда то составляет соединение Бога с нами прежде нежели душа разлучится от тленного сего и страстного тела. Но и другое любопытство производят предлежащие Апостольские слова, то есть, любопытствовать заставляет: почему то сказал Апостол? И с какою целию говорил так? Хвалился ли он всуе, или славолюбием побеждаясь, говорил так для того, чтобы хвалиму быть людьми? О сколь гнусны и безумны таковые помышления о человеке небомудрственном, которой за уметы вменял все мирское, и хваление почитал безумием! (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:8">Флп. 3:8</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:2">2 Кор. 12:2</a>) Он цель имел ту, чтобы показать правило и черты Евангельского жития. Сие же житие весьма трудным казалось для новопросвещенных язычников, кои прежде преданы были роскошеству и всякого рода распутству: им потому нужно было иметь к утверждению себя пример не прошедший и отсутствующий, но настоящий и пред глазами их находящийся, поелику пример таковой есть силен и действителен. Посему преблаженный Апостол говорил им «<i>подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-11/?verse=11:1">1 Кор. 11:1</a>). По сей же самой причине представив он себя образом и начертанием Евангельской жизни, сказал: «<b>Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос</b>» (Гал. 2:20). Для того изрек сии слова, чтобы то есть уверить их, что как он, будучи человек подобострастен им, мог сораспяться Христу, умереть и жить с Ним, таким образом и они могут то же соделать, ежели восхотят. Но ежели верить, скажешь ты, что предлежащие слова Павловы суть определение и правило Христианской жизни, то кто может спастись? Где я ни стану, где ни буду находиться, везде соблазны и сети, и неописанные случаи, возбуждающие похоти и возжигающие страсти. Спит часто гнев, но возбуждает его преслушание раба, нарушение обещания от друга, горькие слова родственника, поношения от врагов, и другие бесчисленные неприятности возжигают пламень гнева. Утихает иногда похоть плотская, но любовные слова, бесчестные зрелища, и красота лиц возжигают вещество оной. Хочу простить врагу моем, но он не престает коварствовать и нападать на меня: почему стремление к отмщению погубляет благорасположение хотения моего. Решаюсь презреть суету мира, но богатство, слава и честь пременяют мысль мою, и помрачают ума моего рассудок: почему я как пьяный не разумею, чего желаю, ни познаю, что делаю. Поелику же таковые похоти врожденны плоти моей, то куда я ни пойду, если пойду и в глубочайшую пустыню, они и туда следуют за мною, и там со мною живут, действуют и искушают меня. Распинание похотей, что значит страдать беспрестанно от неисполнения похотений, неподвижность ко злу и умерщвление страстей, сие, говоришь ты, есть дело невозможное для естества человеческого. Внемли, о человече, и слыши. Правило Христианского жития, преподанное Павлом, не есть его изобретение, но учение Иисуса Христа. Сам Иисус Христос сказал: «<i>и иже не примет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-10/?verse=10:38">Мф. 10:38</a>). Сие услышав Павел взял крест свой, то есть, распял похоти плоти своей, и умертвил силу их, и таким образом соделавшись достойным жилищем Христовым, жил со Христом. Сему он учил как правилу Христианского жития, сказав: «<b>Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос</b>». Видишь убо, что слово Павлово есть слово Иисуса Христа. Скажи же, веришь ли ты, что Иисус Христос есть Бог истинный? Веришь без сомнения, поелику сие есть основание Христианской веры. «<i>Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-3/?verse=3:11">1 Кор. 3:11</a>). Веришь ли, что Бог будучи бесстрастен, пресовершен, преблаг, Отец, благодетель и Искупитель рода человеческого, хочет, чтобы все сподобились вечного спасения? Веришь без сомнения, поелику открыто тебе то, что «<i>сие есть добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-2/?verse=2:3–4">1 Тим. 2:3–4</a>). Признаешь ли, что блюстители Божиих повелений спасаются, а преступники мучимы бывают? И сие признаешь беспрекословно, поелику известно тебе, что «<i>изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-5/?verse=5:29">Ин. 5:29</a>). Но знаешь и сие, что кто предписывает невозможное, тот есть или весьма несовершен в понятии, поколику не различает возможного от невозможного, или коварен в расположениях своих, поколику предписывает невозможное с тем, чтобы сделав преступниками не исполнивших то, наказать их как преступников. Видишь ли, в какую страшную нелепость, паче же и какую хулу впадает тот, кто мыслит так, что невозможно исполнить Божии, а следовательно и Апостольские повеления? Он принуждается верить, что пресовершенный Бог есть несовершен, и подлежит страстям будучи бесстрастен. Повеление пресовершенного и преблагого Бога не есть невозможно в исполнении. Ежели же не убеждает тебя в сем рассудок, то убедит пример, пример, говорю, бесчисленного множества Святых, кои жили в теле как бы вне тела, во плоти как бесплотные, и человеки земные как Ангелы небесные. Они деятельно показали, что всякий человек может исполнить сие Божие повеление; они делами доказали распятие своих страстей и умерщвление; в горестных обстоятельствах явились терпеливыми, в гонениях кроткими, к гонителям незлобивыми, к мучителям сострадательными, ко всем смиренномудрыми, друзьями и врагам, самыми готовыми и на смерть: они доказали, что Христос жил в них, доказали то обращением неверных, исправлением согрешающих, подкреплением добродетельных, произведением дивных дел, совершением преславных чудодействий. Но, ты скажешь, Сам Бог сказал, что «<i>прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-8/?verse=8:21">Быт. 8:21</a>). Сие истинно, но что отсюда заключать ты можешь? Не иное что, как только то, что по причине происшедшего в естестве человеческом повреждения по преслушании первосозданных, воля наша от юношеского возраста охотно стремится к злым делам. А отсюда что происходит? Не иное что, как только трудность соблюсти Евангельскую жизнь. Конечно неудобоисполнительное есть то дело, но не совсем не исполнительное, трудное, но не невозможное. Виждь однако, что то же самое бывает и трудно и удобно, как научил нас Начальник и первый Учитель сего спасительного жития; Он доказал первое, сказав: «<i>узкая врата, и тесный путь вводяй в живот</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-7/?verse=7:14">Мф. 7:14</a>); а второе, проповедав сие, «<i>иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-11/?verse=11:30">Мф. 11:30</a>). Но как согласуются сии взаимные противоположности? Согласуются весьма легко, и как то, так и другое истинно, хотя и противным одно другому кажется. Слыши, как самовластны суть все люди, то есть, имеют свободу и волю избирать добро или зло: ибо Бог «<i>из начала сотвори человека и остави его в руце произволения его</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-premudrosti-iisusa-syna-sirahova/glava-15/?verse=15:14">Сир. 15:14</a>). Кои преклоняются ко злу, тех души бывают малоспособны к размышлению, к земле пригвождены, и долу пресмыкающиеся. А таковые, поелику никогда не возводят очей своих на небо, но всегда смотрят на землю, благом своим почитают то только, что поражает телесные их чувства: того жаждут, того желают, и к тому пригвожденны имеют ум и сердце. Для таковых людей тесен и прискорбен путь, вводящий в живот, для них трудно распятие похотей плоти и умерщвление тлетворных страстей. Кои же преклоняются к добру, тех души бывают весьма способны к размышлению, возвышаются над веществом, и возносятся от земных вещей: они имея всегда возвышенные на небо умственные свои очи, видят Божественное свое достоинство, чувствуют, что они суть образ Божий, познают временность всех мирских вещей, и вечность будущих благ: они имеют всегда в памяти, в уме и в сердце небесный Иерусалим, блаженное наше отечество, и вечную славу и Царствие, кои ожидают праведных. Для них благо есть иго Господне и легко Божественное Его бремя, для них удобно и всякой страсти распятие, и всякой злой похоти умерщвление. Христианине, се «<i>предложил ти Бог огнь и воду, и на неже хощеши, простреши руку твою</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-premudrosti-iisusa-syna-sirahova/glava-15/?verse=15:16">Сир. 15:16</a>). Ежели прострет оную к огню, то есть, ежели произволение твое преклонится ко злу, то трудным будет для тебя делом распятие страстей твоих. Ежели прострешь оную к огню, то есть, ежели произволение твое преклонится ко злу, то трудным будет для тебя делом распятие страстей твоих. Ежели же прострешь оную к воде, то есть, ежели преклонится произволение твое к добродетели, то легко возможешь умертвить плотские похоти, и с Павлом возопить: «<b>Христови сораспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос</b>» (Гал. 2:19–20). Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span> <i>Беседа по Апостоле из послания Апостола Павла к Галатам, читаемом в неделю по Воздвижении</i></span></div>