Ст. 19. <b>В тот первый день недели</b> а) <b>вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев</b> б), <b>пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: Мир вам</b> в)! а) Это тот самый день, в который воскрес Иисус Христос — воскресенье. б) Двери были заперты из опасения иудеев, именно членов синедриона, которые, ненавидя Господа, ненавидели и учеников Его. Опасение это должно было усилиться в учениках вследствие молвы, будто они украли ночью тело Спасителя; ученики естественно могли думать, что против них примут теперь насильственные меры. в) Сквозь затворенные двери пришел Иисус к ученикам, ибо тело Его по воскресении было тонкое, легкое, способное проникать сквозь двери. Мир возвещает Господь, чтобы разогнать смущение и страх учеников; сим приветствием Он напомнил им слова, сказанные пред страданиями: <i>Мир оставляю вам</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:27">Ин. 14:27</a>). Ст. 20. <b>Сказав сие, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа</b>. Господь показывает ученикам. Свои руки и ноги, и ребра с ранами, полученными Им на кресте, чтобы уверить их, что это Он, распятый иудеями, а не призрак. Ученики уверовали в воскресение Господа и возрадовались, увидя Его живым по смерти. Таким образом, исполнились слова Господа, сказанные пред страданиями: <i>Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-16/?verse=16:22">Ин. 16:22</a>). Ст. 21. <b>Иисус же сказал им вторично: Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас</b>. Вторично Господь преподает мир ученикам, желая более ободрить их и утвердить в истине Своего воскресения. Когда же ученики утвердились в истине воскресения, Он дает им такое поручение: Бог Отец послал Меня для спасения человеков; Я совершил волю Его, и искупил род человеческий Своими страданиями и смертью. Ваше время настало теперь действовать; вы, Апостолы, просвещайте людей светом истинного познания и благочестия и устрояйте спасение их, хотя бы надлежало вам, как и Мне, принять поносную смерть. Ст. 22—23. <b>Сказав сие, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся</b>. Чтобы утвердить Апостолов в предстоящем их проповедании, Господь дуновением преподает им благодать Святого Духа, дающую им право верховного суда и власти прощать и удерживать грехи людей. Это было предварительное дарование Апостолам Святого Духа. Полноту даров Святого Духа они получили в день пятидесятницы. Ст. 24. <b>Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус</b>. Фома не был с прочими Апостолами, когда явился им воскресший Господь. Из евангелия известно, что ученики оставили Господа в саду Гефсиманском и, при виде врагов Его, убежали (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-26/?verse=26:56">Мф. 26:56</a>). Вероятно, Фома еще не успел возвратиться ко времени явления Господа. Впрочем нельзя не видеть здесь и особенного устроения Божия Промысла, чтобы по причине неверия Фомы чрез осязание им язв Господних яснее открылась истина воскресения Христова. Ст. 25. <b>другие ученики сказали ему: Мы видели Господа. Но он сказал им: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздец, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю</b>. Апостол Фома не верил словам учеников не потому, чтобы вовсе не хотел верить им, но изъявлял веру под условием наглядного большого испытания. Он не хотел ограничиться даже одним зрением язв Господа, как прочие Апостолы, но желал осязать их; так что когда узнал от учеников, что и ребро Иисуса Христа прободено, пожелал вложить и в него свою руку. Ст. 26. <b>После восьми дней опятъ были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: Мир вам</b>! Милостивый Господь снисходит и к одному ученику погрешающему и, ради его спасения, является ему при других учениках, чтобы он лучше понял свой грех неверия, — и не тотчас после его неверия, а спустя восемь дней, чтобы душа его в это время при убеждениях учеников сделалась способнее и восприимчивее к слышанию святого благовестия от самого Господа. Ст. 27. <b>Потом говорит Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будъ неверующим, но верующим</b>. Так как главная цель настоящего явления Господа была та, чтобы убедить неверующего ученика, то Он после приветствия всех обращается с речью к одному Фоме и говорит ему теми словами, коими он обнаруживал свое неверие. Этот новый опыт Божественного всеведения и явления Господа вполне вразумил неверующего ученика и обратил его к вере. Ст. 28. <b>Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!</b> Фома не влагал перста своего в язвы гвоздинные и руки в прободенное ребро Господа; пораженный явлением Господа и всеведением Его, он совершенно уверовал в Него и признал Его Господом и Богом. Ст. 29. <b>Иисус говорит ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие</b>. По убеждении Фомы в истине воскресения, Господь утверждает его и на будущее время в предметах веры, а равно и всем нам, ходящим в земной жизни верою, а не видением, внушает ту истину, что полное блаженство принадлежит той вере, которая основывается на простом, искреннем доверии свидетельству истины, а не на осязании предметов веры. Ст. 30—31. <b>Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его</b>. Рассказав о явлении Господа для уверения Фомы, евангелист, по толкованию Златоуста, замечает, что кроме рассказанных им самим явлений и знамений, бывших после воскресения Господа, много было и других знамений, которые не записаны в евангелиях, а между тем совершались пред учениками Его. И чтобы кто-нибудь не пожелал большего и на этом стал бы основывать свое неверие, он (в ст. 31) уясняет ту мысль, что и этого немногого достаточно для того, чтобы утвердить в нас веру в Иисуса Христа, как истинного Мессию Сына Божия и познать истинный путь к достижению блаженной вечной жизни.