<i>Содержание</i> Излагается повествование о чудесной ловли рыб (ст. 1—9) и призвании к Апостольству Петра, Иакова, Иоанна (ст. 10—11). <i>Изъяснение</i> Ст. 1—2. <b>Стоял Иисус у озера Геннисаретского и увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети</b>. Пришел Иисус Христос к озеру Геннисаретскому и увидел две лодки, принадлежащие рыболовам, а рыболовы, вымывавшие сети, были Апостолы: Симон Петр, брат его Андрей, Иаков и Иоанн (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-5/?verse=5:3, 10">Лк. 5:3, 10</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-4/?verse=4:18">Мф. 4:18</a>). Две лодки принадлежали им же: одна Петру и брату его Андрею, а другая — двум братьям: Иакову и Иоанну. Ст. 3. <b>Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки</b>. Симон Петр с братом своим был рке известен Иисусу Христу, и, как видно, лодка их стояла ближе к берегу, — почему Он и вошел в нее, чтобы с нее учить народ; а чтобы народ не теснил, Господь просил Симона отплыть несколько от берега. Ст. 4—5. <b>Когда же перестал учить, сказал Симону: Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть</b>. По окончании проповеди, Господь повелел Петру отплыть на глубину и там закинуть сети для ловли рыбы. Апостол Петр не смеет не повиноваться Господу, но в то же время сомневается в успешной ловле и выставляет на вид свою неудачную ловлю, которая, однако, совершена была с знанием рыболовного дела и опытностью, в местах неглубоких, удобных для лова, и во время благоприятное для него — ночью. Ловить рыбу днем, на глубоком месте, бедными рыболовными снастями, по мнению Петра, значило трудиться напрасно. Ст. 6—7. <b>Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак, товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть</b>. Против ожидания Петра — лов оказался счастливейшим: поймано великое множество рыбы, так что сеть прорывалась. Пред ловлею Петр никак не думал наполнить рыбой и одной лодки; другие рыболовы были тех же мыслей, и потому не поехали с ним на ловлю. Теперь Петр с своими работниками дал знать своим товарищам, чтобы они подплыли к ним на своей лодке и помогли им вынуть рыбу; и пришли они на помощь, и наполнили рыбою обе лодки, так что они начинали тонуть. В духовном смысле под кораблем разумеется иудейская синагога. Апостол Петр изображает подзаконных учителей, которые, протрудившись всю ночь, т.е. все время до пришествия Иисуса Христа, ничего не успели. С пришествием же Спасителя, с наступлением этого благодатного дня, вместо ветхозаветных законоучителей поставлены Апостолы, которые, по глаголу Господа, закинули мрежу — евангелие, и уловили множество людей ко Христу. Но одни Апостолы были не в состоянии привлечь множество людей, почему они приглашают сообщников своих, т.е. пастырей и учителей церковных, дабы они помогли им уловлять души и привлекать их к вере во Христа («Собеседник богословия протоиерея Толмачева», т. II, евангелие 1). Ст. 8—9. <b>Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону</b>. Благословение Божие и помощь свыше, ясно выразившиеся в обильном улове рыб, повели Апостола Петра к глубочайшему смирению: он в лодке же припал к коленам Иисуса Христа и считал недостойным находиться вблизи Его — чудотворца, сотворившего такое необычайное дело — и на его же лодке. Выйди от меня, Господи! — воскликнул он, — грешный я человек — недостоин стоять пред всемогухцим чудотворцем и смотреть на Святейшего. И прочие товарищи его пришли в трепет, увидев в сем улове явное действие Божественной силы. Ст. 10. <b>И сказал Симону Иисус: Не бойся; отныне будешь ловить человеков</b>. К пришедшему в ужас Апостолу Петру Господь поспешил с словом кротости и успокоения и за его полное сознание своего недостоинства указывает ему более обширный круг деятельности — поприще Апостольское. «Отныне ты, Петр, будешь ловить не рыб, а людей, живущих в мире сем во мраке и неведении истинного света. Вместо сетей даны тебе будут уста и премудрость, посредством которой ты научишь людей истинному Боговедению и Богопочтению и приведешь их на брег благодати и спасения в самый надежный корабль — в общество истинно верующих» (Феофилакт). Ст. 11. <b>И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним</b>. Одному Петру говорил Господь, но и прочие товарищи его, видевшие чудо, последовали за Господом и сделались постоянными учениками Его. «Не сказали они: Вот мы сходим в свои домы, посоветуемся с своими родными, продадим рыболовные снасти и потом уже пойдем за Тобой. Все тотчас оставили они на том же месте и прямо с рыбной ловли последовали за Христом, и более никогда не оставляли Его» (Феофилакт).