(Мф., 105 зач., XXV, 14–30) <b>О том, что такое истинная духовная жизнь. </b> <i>«Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое»</i> (ст. 14). Господь наш Иисус Христос произнес притчу о Своем Втором Пришествии. Когда Он произносил эту притчу, то, говоря об отправлении <i>«в чужую страну»</i>, Он еще только предсказывал Свое преславное Вознесение на небеса с телом и Свое сидение одесную Бога и Отца, «доколе», по пророчеству царя Давида, весь мир не будет покорен Ему и враги Его не будут положены «в подножие ног» Его (см. Пс. 109:1). <i>«Отправляясь в чужую страну»</i>, то есть взойдя на небо, Господь даровал нам Свою благодать в Таинствах. И вообще все, что мы имеем: какие-то дарования, те или иные естественные способности – на самом деле принадлежит Богу, ибо что мы имеем, что не получили бы от Него? Разве мы чем-то заслужили то, что Бог наделил нас какими-то естественными способностями, которые вложены в нашу природу с самого рождения, умственными или эстетическими? Какие благодатные дары у нас есть, которые бы мы не получили через Таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения Святых Христовых Таин и, если говорить о священниках и епископах, – хиротонии? Все мы получаем от Бога даром, а не за свои заслуги, и в действительности все принадлежит Богу, а нам Он поручает только – этими дарами распоряжаться. <i>«И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился»</i> (ст. 15). Мы не должны завидовать друг другу, потому что всем нам, каждому по силе, даны дарования, благодатные и естественные, чтобы послужить ими Богу. Не нужно думать, что если тебе дано меньше, чем другому, то ты как-то обделен. Ты должен принести плод от того меньшего, что тебе дано, а не оставлять своего делания по зависти к чужому дарованию. Господь знает, как каждый из нас способен употребить то, что ему дано, и потому Он премудро распорядился, уделив каждому по силе, то есть столько, сколько человек может понести. <i>«Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два»</i> (ст. 16–17). Эти люди, независимо от того, что одному из них было дано больше, а другому меньше, сделали все, что было в их силах. Приобретя равное тому, что было им дано, они оправдали надежду, возложенную на них их господином, под которым нужно понимать Господа Иисуса Христа. Здравый смысл подсказывает, что для того и было им дано имение, чтобы они потрудились над его умножением. Ведь просто сохранить свое имение мог бы и сам господин, для этого не нужно было поручать распоряжаться им сразу нескольким людям. Господь наш Иисус Христос, для того чтобы рассказать людям, не имеющим никакого духовного опыта, о чем-то возвышенном и таинственном, в данном случае вынужден был прибегнуть к обыкновенному здравому смыслу. Слушатели Спасителя были людьми здравомыслящими, но совершенно безразличными ко всему духовному и Господь заставляет их поверить Ему при помощи их собственного здравого смысла, который обыкновенно противится всему духовному, – тому, что отвращает человека от земного. Всякий здравомыслящий человек согласится, что деньги даются слугам для того, чтобы они их как-то употребили, например, занялись торговлей, а не для того, чтобы они просто их сберегли. Еще с древних времен было принято, хотя это и считалось занятием недостойным, давать деньги в рост, то есть давать деньги в долг другим, ожидая получить свое с прибылью, то есть каждый старался приумножить свое состояние. Две тысячи лет назад слушатели Спасителя были вынуждены признать, что господин, изображенный в притче, имел только одно желание – чтобы его рабы, получив от него один, два и пять талантов, умножили его имущество. Конечно, с этим должны согласиться и мы. Дарованное нам свыше, как природные способности, так и благодать, получаемую в церковных Таинствах, мы должны приумножить, по крайней мере, вдвое, и возвратить своему Господину. <i>«Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего»</i> (ст. 18). Как мы увидим дальше, он сделал это не просто из страха, но по некой скрытой причине, которую он не хотел открыть даже своему господину, пытаясь его обмануть. <i>«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета»</i> (ст. 19). Что значит <i>«по долгом времени?»</i> Господь наш Иисус Христос потребует отчета у всего человечества на Страшном Суде, но для каждого человека будет и свой собственный суд. Наделив нас дарованиями, Господь как бы отходит от нас и требует, чтобы мы потрудились. Некоторые люди представляют себе, будто духовная жизнь должна состоять только из одного наслаждения духовными благами. Приступая к ней и отказавшись от обычных земных удовольствий и греховных наслаждений, они думают сразу же, не трудясь, получить блаженство. Но истинная духовная жизнь – это труд над умножением тех дарований, которые нам даны, а не только наслаждение ими. <i>«И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»</i> (ст. 20–21). Посмотрите, за что господин хвалит своего раба: за то, что он умножил дарованную ему благодать, то есть приобрел для себя большее блаженство или, как сейчас принято говорить, стал более духовным. Этот раб не только заслужил похвалу и название доброго и верного раба (по-славянски, благого и верного), но также был поставлен над многим. Оказавшись верным в отношении той малой благодати, которая была дарована человеку на земле, будет поставлен над многим он и в будущей жизни. Конечно, это не значит, что он станет управлять другими людьми, городами или странами. Стремиться к власти или преимуществу над людьми принято здесь, на земле, а ему будет даровано Царствие Небесное, то есть безграничная Божественная благодать, постоянно изливающаяся в его душу, насыщающая и наполняющая ее. Ему уже не нужно будет трудиться над умножением того малого, что он получил на земле, ибо он обретет бесконечное наслаждение неограниченным богатством благости Божией. <i>«Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»</i> (ст. 22–23). В притче не делается разницы в наградах, которые получили верные рабы. Трудясь, каждый из них приобрел соразмерно тому, что ему было даровано – получивший пять талантов приобрел еще пять, а получивший два, приобрел еще два, и награда для них одна: <i>«Над многим тебя поставлю»</i>. Тот и другой равно получат блаженство Царствия Небесного, приобщение к Божественной славе. Они оба будут бесконечно наслаждаться в будущей жизни и, видимо, никакого различия между их близостью к Богу не будет. Потому и мы не должны скорбеть, что другие имеют больше духовных дарований, чем мы. Если мы будем трудиться над умножением той благодати, которая нам дарована, то в будущей жизни мы получим равную с ними награду. <i>«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое»</i> (ст. 24–25). Слова этого раба не были искренними, он лишь пытался найти оправдание своему нерадению в том, что его господин, якобы жестокий человек и требует от него того, на что не имеет права. Но стремление хозяйственного человека умножить свое богатство отнюдь не противоречит здравому смыслу. И поэтому страх, которым оправдывается раб, неискренний – будто бы он боялся потерять даже то малое, что имел, и потому скрыл это в земле. Под словами <i>«скрыл талант твой в земле»</i> можно понимать, что он употребил свои способности не на небесное, не на служение Богу, а на нечто земное. <i>«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью»</i> (ст. 26–27). Господин как бы говорит ему: «Если ты действительно меня боялся, то почему ты не сделал так, чтобы мое серебро умножилось? Ты лукав и ленив и твое оправдание неискреннее». Истинный страх заставил бы этого человека трудиться над умножением вверенного ему имущества. <i>«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет»</i> (ст. 28–29). Благодать, полученная человеком в христианских Таинствах, духовные дарования и естественные способности – все это будет отнято у него и дано тому, кто более преуспел. У того, кто имеет благодать, она еще преумножится, а у того, кто ничего не приобрел, отнимется и то, что он имеет. В Евангелии от Луки сказано: «Отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18), ибо все, что мы имеем, на самом деле не наше. Такой человек не получит никакой пользы ни от благодатных дарований, ни от участия в Таинствах, ни от хиротонии, ни от монашеского пострига – ни от чего, потому что он не захотел трудиться над умножением дарованных ему небесных благ. <i>«А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»</i> (ст. 30). Негодный раб, ставший совершенно чужим своему Господину, Господу Иисусу Христу, выбрасывается «во тьму внешнюю», то есть пребывает в полнейшей тьме, вне Божественного света и общения с Богом. <i>«Там будет плач и скрежет зубов»</i> – плач раскаяния и скрежет от бесплодного и уже бесполезного сожаления о том, что он не исполнил своего христианского долга. Может быть эта притча кажется нам чересчур жестокой и строгой, но мы не должны уподобляться лукавому и ленивому рабу, оправдывая свою лень строгостью требований. Если бы мы действительно понимали, что Господь строг, <i>«жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал»</i>, то нам, скорее, следовало бы убояться и от страха трудиться еще усерднее, а не оправдываться тем, что при таких условиях мы ничего не можем сделать. Действительно, это страшная притча! Мы часто хотим только сохранить то, что нам даровано свыше, а от нас требуется именно приумножить, иначе мы будем извержены «во тьму кромешную». Тот, кто лишь сохранил, оказывается «неключимым», или, по-русски, – негодным рабом. На самом же деле невозможно просто сохранить дар, ничего не потеряв, и в ином месте Господь сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11:23). Человек, который не трудится над совершенствованием себя, а думает лишь о том, как бы не потерять того, что у него уже есть, пытаясь остаться в неизменном состоянии, волей-неволей начинает терять, расточать и духовно оскудевает. <i>«Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»</i> (ст. 30). Тот, чей духовный слух отверст, чтобы слышать эти Божественные словеса, устрашится и примется за дело своего спасения – начнет по повелению Господа Иисуса Христа через покаяние и исполнение евангельских заповедей умножать то, что даровано ему свыше, будь это естественные способности, заложенные от рождения, или благодатное дарование, полученное в Таинствах или каким-либо другим образом. Каким же образом это можно совершить? Конечно, это не означает, что мы должны развивать все свои наклонности, ведь они могут быть и дурными. Развивать в себе нужно то, что соответствует евангельскому учению о христианском совершенстве, причем не просто развивать, а употреблять на служение Богу. Все то, что мешает этому служению, то есть лишнее, мы должны отсекать, как садовники отсекают лишние ветки у плодовых деревьев для того, чтобы они приносили большие и сочные плоды. Если этого не сделать, плоды бывают хотя и обильными, но маленькими и малопригодными в пищу. Подобным образом и мы должны относиться к себе: все лишнее отсекать, давая возможность обильно плодоносить тому, чем мы действительно можем послужить Богу. Именно таким образом мы и отдаем свои таланты торгующим. В Евангелии сказано: <i>«Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью». «Отдать серебро торгующим»</i> означает трудиться над исполнением евангельских заповедей, стараясь с пользой употребить дарованную благодать. Понуждая себя к добродетелям, мы умножаем благодать, а пытаясь просто ее сохранить, не понуждая себя к этой Божественной торговле, мы теряем все и оказываемся <i>«неключимыми рабами»</i>. Не только в будущей, но и в этой жизни мы можем оказаться в кромешной тьме, то есть совершенно лишиться Божественного утешения и даже веры, ибо вера в Бога и в те Божественные истины, которые открыл нам Господь Иисус Христос, – есть также действие благодати Божией в нашем сердце. Тогда наше состояние будет действительно страшным – мы будем плакать и скрежетать зубами. Итак, устрашимся предупреждения Спасителя – отдадим вверенные нам таланты торгующим, приумножим их и станем рабами благими и верными. 19 сентября 1999 года