<b>Толкование на Евангелие от Матфея в неделю четырнадцатую (Мф. 22:35-46)</b> Хотя кратко есть ныне чтенное Евангелие, однако оно содержит первое основание христианской веры и подпору всех добродетелей. Оно притом столь ясно, что, кажется, никакого не требует изъяснения; но слова Божии и земля имеют между собою близкое подобие. На поверхности земли видим мы траву, древа, цветы, плоды: но кто хочет сребра, злата, драгоценных камений, тот должен рыть глубоко и искать в недрах ее. Когда читаем Евангельские слова, то видим и на самой наружности их боголепный характер, благодать Божию, красоту духовную, простоту святую: но кто хочет учений чудных, мыслей высоких, догматов Божеских, тому нужно вникнуть во глубину слов и испытать в писмени сокровенные мысли. По сей-то убо причине хотя ясны кажутся слова ныне чтенного Евангелия, однако весьма полезно будет благоговейное оных исследование и истолкование, которого благоговейно послушайте. Мф. 22:35-36 <b> Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его и глаголя: Учителю, кая заповедь больши есть в законе?</b> Законником назывался тогда учитель и толкователь закона, он же и книжником; ибо Евангелист Марко сего, которого Матфей называет законником, книжником назвал (Мк. 12:28). Сей убо законник, един будучи от Фарисей, слыша, как повествует тойже Евангелист Марко, что добре ответствовал Иисус на саддукейские вопросы, приступив к Иисусу Христу, искушал Его сим своим вопросом, говоря: Учителю, кая заповедь из писанных в законе есть больше? (Мф. 22:35) О сем же потому предложил, что иные из Иудеев почитали большею заповедию заповедь о обрезании, а иные о субботе, иные же иную. Искушал убо законник сей Иисуса Христа, чтоб познать, сим ли Он заповедям Божиим учит, или другим, Своим? И ежели сим, какую назовет первою? И ежели первою назовет: «возлюбиши Господа Бога твоего»; не присоединит ли и сего: возлюбиши и Мене? Однако премудрый и сердцеведый Иисус тако ответствовал ему, что он принужден был похвалить Его ответ, говоря «добре, Учителю, воистину рекл еси» (Мк. 12:32). Мф. 22:37-38 <b>Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь.</b> Сердцем желаем, душею мыслим, разумом рассуждаем. Когда убо сердце мое не иного чего желает кроме Бога, и в душу мою ни единая не входит мысль, чуждая благочестивого поучения о Боге, также и разум мой не приемлет рассуждения, не содержащего веры и повиновения к Богу: тогда люблю Бога от всего сердца моего, и от всея души моей, и от всего помышления моего; тогда пред Богом любовь моя есть любовь совершенная. Первая же и большая есть о таковой любви заповедь, поелику от оной, так как от источника, проистекают все прочие добродетели. Когда все сердце мое, вся душа моя, все помышление мое посвящено будет Богу: тогда всякое желание мое есть добродетель, всякое мое помышление — непорочность, всякое мое умозаключение — святость. Мф. 22:39 <b>Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе.</b> Второю же и подобною первой называет любовь к ближнему: поелику от первой рождается, и в оной заключается, и от оной неразлучна есть. Ибо кто любит Бога, по правилам первой заповеди, тот неотменно любит и ближнего своего: «всяк любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него» (1 Ин. 5.1). Но кто не любит ближнего своего, тот ниже Бога любит: «не любяй бо брата своего егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?» (1 Ин. 4:20) Виждь же, како Богочеловек меру любви к Богу всю нашу любовь, каковую только можно иметь, положил: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» (Мф. 22:37); но пределом любви к ближнему — ту любовь, каковую имеем мы к самим себе: «возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе» (Мф. 22:39). Люби, говорит, ближнего твоего так, как любишь самого себя. Сколько стараешься и печешься и заботишься о самом себе, столько старайся и о ближнем твоем. Мф. 22:40 <b>В сию обою заповедию весь закон и Пророцы висят.</b> Если вникнешь в десять заповедей закона, данного на Синайской горе Моисею, увидишь, что первые четыре относятся до любви к Богу, а прочие шесть — до любви к ближнему. Если разберешь все пророческие проповеди, то найдешь оные преисполненными обличений на отвергающих служение истинному Богу и приносящих жертву идолам, исполненными также прещений на неправдующих и всяких образом вреждающих ближнему, исполненными наставлений и побуждений к благодеянию и пользе ближнего. Кроме сего, если рассудишь, что есть грех и что есть добродетель, то узришь ясно, что всякий грех не иное что есть, как разве презрение Бога, или вред ближнего: всякая же добродетель или служение есть истинному Богу, или польза ближнего. Сего-то для Владыка всяческих так сказал: «в сию обою заповедию весь закон и Пророцы висят», то есть от любви к Богу и ближнему происходят, и в оной заключаются и утверждаются, все Божия закона заповеди и все святых Пророков проповеди. Таким образом вопросившему законнику ответствовав Иисус, предлагает потом собравшимся и обстоящим Его Фарисеям следующий вопрос. Мф. 22:41-42 <b> Собраном же Фарисеом, вопроси их Иисус, глаголя: что ся вам мнит о Христе? чий есть Сын? глаголаша Ему: Давидов.</b> Услышав Фарисеи, что Иисус посрамил Саддукеев, собрались к Нему, может быть, чая, что Он будет защитником их секты; почему один из них, законник, искушал Его своим вопросом (Мф. 22:34); но Иисус, ответствовав на вопрос законника, вопрошает и их, что они мнят о Христе, предвозвещенном от Пророк, то есть, чиим называют Его Сыном? Намеревался приличным образом уверить их, что Он — Христос, и следственно Сын Божий. Они же немедленно ответствовали, что почитают Христа Сыном Давидовым, то есть токмо человеком, а не купно и Богом. Мф. 22:43-45 <b>Глагола им: како убо Давид духом Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ногама Твоима? Аще убо Давид нарицает Его Господа, како Сын ему есть?</b> Богоотец Давид, Духом Святым быв просвещен, и о имеющем быти по вознесении Христовом предсказал, глаголя: «рече Господь, то есть Господь и Отец, Господеви моему, то есть единородному Сыну Своему, Господу моему Иисусу Христу: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Сие речение сказал Спаситель, яко показующее Божество, купно и человечество Его: и следственно довольное для исправления погрешительных мудрований Фарисейских, кои человеком токмо почитали предвозвещенного святыми Пророками Христа. Ибо сказав Давид: «Господеви моему», показал, что от Него имеющий воплотится Христос не токмо Сын его, но и Господь его и Владыка, то есть Сын Божий и Бог есть: а что Он есть и человек, сие показал чрез слова: «седи одесную Мене». Ибо, яко Бог, от века бе сопрестолен и соприсносущ и едино с Богом и Отцем Своим: а яко человек, по вознесении Своем на небеса, «седе одесную престола величествия на высоких» (Евр. 1:3), то есть восприяло человечество Его туюжде неизменную и великую и высокую славу, которую имело Божество Его прежде существования мира. Сего же просил во время страдания Своего, говоря: «и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самаго славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Ин. 17:5). Сие же слово, дондеже, часто и Ветхий и Новый Завет приемлют за вечность. Не на время бо, но вечно покорил Отец Сыну Своему врагов Его, то есть начала, и власти, и миродержителей тьмы века сего, напоследок же и самую смерть (Быт. 8:7; Пс. 122:2; Ис. 46:4; Мф. 1:25, Мф. 18:30; Евр. 10:13; Еф. 6:12). Ибо смерть Господня не токмо освободила род человеческий от власти бесовской, но и превела оный от смерти в живот: «веруяй бо в Онь, аще и умрет, жив будет» (Ин. 11:25). Сии же пророческие слова предложив Фарисеям Иисус Христос, выводит заключение, говоря: если Давид назвал Самого Христа Господом своим: «како Сын ему есть?» Приметь при сем, что он не отрицает, что Тот есть Сын Давидов, яко плоть приявший от Святой Девы, которая родом происходила от Давида; но погрешность Фарисейскую исправляет. Ибо они говорили, что Он есть точию Сын Давидов, а не купно и Господь; но Давид есть и отец Господа Иисуса и раб: отец в рассуждении плоти, раб в рассуждении Божества (Злат. в бесед.) Сими же Пророческими словами пристойно принудил Фарисеев Иисус исповедать, что Он есть Бог и человек. Мф. 22:46 <b>И никтоже можаше отвещати Ему словесе: ниже смея кто от того дне вопросити Его ктому.</b> Презлобные Фарисеи, намереваясь уловить Иисуса Христа в слове, посылали к Нему своих учеников со Иродианы, для вопрошения Его: «достойно ли есть дати кинсон Кесареви, или ни?» Но услышали от Него сие: «воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови» (Мф. 22:17, 21). В той же день приходили и Саддукеи, спрашивая Его о воскресении из мертвых: но и им тако ответствовал, что «слышавше народи, дивляхуся о учении Его» (Мф. 22:33). После них пришел и законник, искушая Его: но и сей таковой ответ получил, что принужден был сказать: «добре, Учителю, воистину рекл еси»! (Мк. 12:32) Напоследок же и Сам Иисус, вопросив их, чий Сын есть Христос, и опровергнув ответ их Пророческими словесы, заградил уста их и соделал их безответными. Совершенно замолчали, ибо они не могли ответствовать: не токмо же замолчали тогда, но видя, что ничего не успели чрез таковые вопросы, а паче и посрамлялись, понеже народ, слыша ответы Его, веровал в Него, не дерзали уже от того дне вопрошать что-либо иное от Него. <b> Беседа о любви.</b> Фарисеи, ничего не имея ответствовать на слова Спасителя, посрамленные замолкли; мы же, многая имея рещи о двух заповедях, на коих весь закон и Пророцы висят, проповедуем преславные величия беспредельной премудрости и безмерного человеколюбия Бога нашего. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни единое слово довольно к пению чудес Твоих! Твою бесконечную мудрость воистину являют вся дела Твоя, наипаче же дело законоположения Твоего. Закон бо Твой не токмо премудрость бесконечную, но и человеколюбие безмерное содержит. Заключил, братие, Бог все Божеские Свои заповеди в двух, или паче во единой токмо заповеди — в любви. Многие и различные суть Божеские заповеди: законы, повеления, советы, оправдания, наказы; но вся на любви висят, вся от любви произрастают, вся от любви проистекают, якоже вода от источника, — всех матерь есть любовь: «<i>возлюбиши, сказал Бог во святом Своем Евангелии, Господа Бога твоего всем сердцем твоим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-22/?verse=22:37">Мф. 22:37</a>). Сему же самому научал и в Ветхом Завете, сказав: «<i>сыне, даждь Ми сердце твое</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/pritci-solomona/glava-23/?verse=23:26">Притч. 23:26</a>). Если послушаешь сего Господня гласа и посвятишь Ему все сердце твое, то «<i>блажен еси, и добро тебе будет</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-127/?verse=127:2">Пс. 127:2</a>): совершилось тогда дело спасения твоего; тогда желание твое ни плотского, ни мира сего не возжелает, но возжелает, якоже желание Давидово, селений Господа сил, возлюбленных и вожделенных, во дворах Господних возжелает привитати душа твоя, и в них обретет радование плоть твоя (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-83/?verse=83:2">Пс. 83:2</a>). Тогда гнев твой будет напряжением души твоей, и пременится в ревность (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-4/?verse=4:5">Пс. 4:5</a>): гневаешься и не согрешаешь, но великие и чудные совершаешь добродетели, якоже великоименитый Илия, дерзновенно вопивший: «<i>ревнуя поревновах по Господе Вседержителе</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/3a-kniga-carstv/glava-19/?verse=19:10">3 Цар. 19:10</a>). Тогда никакой случай не ввергнет тебя в удобообстоятельный грех (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-12/?verse=12:1">Евр. 12:1</a>), никакое искушение не подвигнет тебя с основания добродетели. Мы видим, что скорбь, притеснение, гонение похищают терпение из сердец человеческих. Иные во время скорби и тесноты своей ропщут на Бога и хульные изблевывают слова; иные же по причине страха гонения отвергают закон Божий и творят беззаконие, к каковому принуждает гонитель его: но тому, кто насадил в сердце своем блаженную добродетель любви, скорби и притеснения соплетают венец, гонения же и страдания не токмо нимало не вредят душе его, но и радость духовную подают ему. Свидетелями сказуемого суть праведный Иов и небошественник Павел. Они от всего сердца любили Бога. Ибо Иов «во всех приключившихся ему ничтоже согреши пред Господем, и не даде безумия Богу», почему и удостоился блаженства (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iova/glava-1/?verse=1:22">Иов. 1:22</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/poslanie-ap-iakova/glava-5/?verse=5:11">Иак. 5:11</a>), но Павел радовался во всех страданиях своих, даже до третьего небеси возносимый, и видя и слыша неизреченные глаголы (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:24">Кол. 1:24</a>). Алкание, нагота, бедственная жизнь, обнаженный меч в великие погружают грехи несчастливых и бедных человеков. Один крадет, ибо алчет; другой разбойничает, ибо не имеет одеяния; третий, по причине опасности жизни, отвергает догматы православия; иной, по причине страха меча, отрицается веры во Христа. Божественные Апостолы многажды находились в таковых бедственных обстоятельствах: «<i>до нынешняго часа, говорили они, и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-4/?verse=4:11">1 Кор. 4:11</a>). «<i>Почто же и мы, взывали, беды приемлем на всяк час</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:30">1 Кор. 15:30</a>), и по вся дни близ смерти находились, якоже сами с клятвою подтверждают? «<i>По вся дни умираю, тако ми ваша похвала, юже имам о Христе Иисусе Господи нашем</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:31">1 Кор. 15:31</a>). Почему же убо, что другим бывает случаем ко греху, то Апостолам было виною толико великих и высоких дел, каковые читаем в повествованиях о них? Потому что они толико возлюбили Бога, что, вся оставив красная мира, последовали Иисусу Христу: «<i>се мы, говорил Ему блаженный Петр, оставихом вся, и в след Тебе идохом</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-19/?verse=19:27">Мф. 19:27</a>). Таковая же любовь есть оружие непреодолимое и стена непреоборимая: «<i>вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-13/?verse=13:7-8">1 Кор. 13:7-8</a>). Никакой случай не может повредить Боголюбивого сердца, никакое искушение не может отдалить его от источника добродетелей, который есть любовь: <i>«кто ны разлучит от любви Христовой</i>:, сказал Богоглаголивый Павел, — :<i>скорбь ли, или теснота, или гонение, или нагота, или беда, или меч</i>?»: (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:35">Рим. 8:35</a>) Воздвизаются, без сомнения, на любящих Бога свирепые волны искушений и противных обстоятельств; но никак не могут погрузить ладию душевную, любовию сооруженную. «<i>Но во всех сих препобеждаем, присовокупил тот же Апостол, за возлюбльшаго ны</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:37">Рим. 8:37</a>). Когда от всего сердца нашего будем любить Бога, тогда ни страх смертный, ни животолюбие, «<i>ни Ангели, ни начала мирские, ни бесы, ни настоящия</i>» и обстоящие нас бедствия, ни предусматриваемая и ожидаемая, ни счастие и слава, ни несчастие и бесславие, ниже ино что из тварей может разлучить от любви Божией и низвергнуть во глубины греховные (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:38-39">Рим. 8:38-39</a>). Ничто не может победить боголюбивого, поелику за любовь бывает жилищем и престолом Божиим: «<i>аще кто любит Мя, сказал Господь, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:23">Ин. 14:23</a>). Где же Бог, тамо могущество непреодолимое, тамо свет пресветлый, далече всякого греха тьму отгоняющий. Человек, любовию с Богом соединенный, есть человек, иже прежде грехопадения есть, по подобию Божию созданный. Против такового же человека не токмо искушения и жестокие и бедственный обстоятельства ничего не могут, но и все твари, видя в нем неизменный образ Божий и чувствуя в нем Божественную силу, благоговеют пред ним, яко пред царем, и повинуются ему, яко властелину земному. Видим мы сие во Святом Писании: Иисус Навин остановил течение солнца (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iisusa-navina/glava-10/?verse=10:12">Нав. 10:12</a>); три отроцы угасили силу огненную (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-3/?verse=3:23">Дан. 3:23</a>): Даниил заградил уста львов (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-6/?verse=6:18">Дан. 6:18</a>); Илия заключил и паки разверз небо (<a class="verse-link link_text" href="/bible/3a-kniga-carstv/glava-17/?verse=17:1">3 Цар. 17:1</a>); Моисей превратил воду в кровь, и персть земную в скнипы (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-7/?verse=7:19">Исх. 7:19</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-8/?verse=8:18">Исх. 8:18</a>); Петр воскресил Тавифу (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-9/?verse=9:40">Деян. 9:40</a>); Павел пребысть неврежден от угрызения ехидны (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-28/?verse=28:3">Деян. 28:3</a>). Святым чудотворцам всякое послушание оказывали твари, даже исступая из самых предел своего естества. Но и другое чудное преимущество даровал Бог добродетели любви. Любовь есть подательница и хранительница и самого временного благополучного нашего состояния. Послушайте доказательства. Благополучное состояние и истинное человеческое спокойствие все зависит от хорошего и порядочного правления общества, в котором человек живет и управляется. В каком же граде, или веси, или дом, или в каком обществе зришь доброе и порядочное правление, если не там, где сияет правосудие, проповедуется истина, обитает целомудрие, наблюдается сообщение, царствует согласие и соединение? Известно же, что вся сия суть плоды любви. Если отъимешь любовь от человеческого общества, то увидишь тамо неправды, обманы, невоздержания, хищения, ухищрения, коварства, предательства, разногласия, вражды, соблазны. Сии причиняют живущим в таковом обществе людям притеснения, скорби, несчастия, безмерные пороки и, следственно, бедственную и горестную участь. Итак любовь Божия к человеку даровала любви человеческой к Богу такие преимущества, посредством коих человек счастливым бывает и в сем мира пришельствии, и в будущем небесном нашем отечестве. Виждь же сверх того, како Бог все, что служит нам к счастию и спасению, премудро устроил. Хощет, да любим Его: «возлюбиши, говорит Он, Господа Бога твоего», не яко нужду имеяй в любви нашей, ибо какую в ней нужду имеет всемогущий, Вседержитель, всевластный, источник славы, податель всех благих? Но да посредством любви к Нему излиет на нас и временные Свои благие, и вечные. Хощет же, да любим Его от всего сердца и от всея души и от всего помышления нашего: и сие всего трикратно повторяет, в доказательство, что сие есть праведно, сие полезно, сие нужно. Праведно — ибо тогда праведно поступаем, когда Творцу нашему, Спасителю, Благодетелю, Подателю жизни и всех благих, не часть, но все посвящаем. Полезно — поелику если часть посвящу Богу, а часть миру, то часть, посвященная миру, основывается на делах непорядочных и непостоянных; почему не пользуюсь, но повреждаюсь и терплю бедствие. Если посвящу часть помышления моего и сердца моего сребру, стяжаниям, честям сего мира, то заутра или тать крадет то, или злоумышленник похищает, или разоряет и уничтожает нечаянная беда; почему предмет моей любви и услаждения моего бывает для меня подгнетом горести и неутешной скорби. Едва, после многих забот и попечений, получение оного усладит сердце мое — и се, потеря оного превращает сию каплю сладости в море горести. Ныне радуюсь о получении, а заутра плачу о потере оного. Если же все посвящу Богу, то, поелику Бог есть источник благих, есть непреложный и неизменный, никогда вреда не получу, но всегда пользуюсь: спокойствие мое пребывает неизменно, мир мой безмятежен, радование мое беспечально, счастие мое неразрывно. Если посвящу часть души моей и помышления моего и сердца моего Богу, часть же миру: тогда в ту часть, Богу непосвященную, вселяются злые помыслы, вселяется похоть плотская, вселяется грех, который оскверняет и растлевает и часть посвященную Богу. Если же посвящу все сердце и душу и помышление мое Богу: тогда грех не найдет места, чтобы водвориться во мне; ибо и сердце мое, и душа моя, и помышление мое исполнены суть Бога, живущего во мне. Хощет Бог всей любви нашей; ибо мир и вся мирская не суть достойна любви нашей, яко тленная, превратная и временная, един же Он есть достойный предмет любви нашей, ибо есть нетленен, неизменен, вечен. Посему кто посвятит всего себя Богу, тот имеет всегда и сердце, и душу и помышление, исполненные всякого духовного услаждения, всякой радости и неизменного веселия. Радуется он, якоже Павел, и в случающихся ему страданиях говорит и он, якоже тот: «<i>ныне радуюся во страданиях моих</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:24">Кол. 1:24</a>). Виждь, говорю я, како Бог все, что служит к нашему счастию и спасению, премудро устроил. Любовь, которая есть основание заповедей Божиих, корень и источник всякой добродетели и благодати, счастие жизни и спасение души, подательница вечного блаженства, соединение Бога с человеком, есть добродетель легчайшая. Ни забот, ни трудов, ни путешествий, ни имущества, ни ходатайства, ниже иной какой вещи требуется к тому, да любишь Бога. Восхотел ли ты любить Его? сего и довольно тебе, и ничто тебе не воспрепятствует. Сия любовь есть вещь общая. И мужи и жены, и юноши и старец, и здравый и больной, и царь и воин, богатый и убогий, чиновный и простолюдин, и всякого иного состояния и чина человек с такою же удобностию может любить Бога, и равно достигнуть самого совершенного степени любви. Когда же беспредельная премудрость Божия и безмерное Его человеколюбие, для спасения и благосостояния человеческого, таковым свойством снабдило любовь: то какой дадут ответ пред Богом те, которые никогда Его не любили, которые умирают жестокосердыми, лютыми, нимилостивыми, несострадательными, которые умирают со злобою в сердце и желанием мщения в душе? Какое принесу извинение и какой ответ в день судный, когда Царь славы, испытуя дела человеческие, обрящет меня нагим одеяния любви? Чем извинюсь: трудностию ли исполнения? Но какую трудность имеет свойство любви? Чем извинюсь: происходящими ли от любви несчастными следствиями? Но любовь доставляет человеку мирное состояние и всякое другое жизненное благополучие. Что реку, презрев добродетель любви, виновницу спасения моего? О, какой страх поразит тогда, когда праведный Судия произнесет страшное определение: «<i>связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тьму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом</i>»! (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-22/?verse=22:13">Мф. 22:13</a>) Господи Вседержителю! щедротами единородного Твоего Сына насади в сердцах наших любовь Твою, и избави нас от вечных мук! Аминь.