Ст. 2. <b>Сказал Господь притчу сию: Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего</b>. Царство небесное, или царство Христово на земле — благодатное попечение Божие о спасении человека, сравнивается с царем, который устроил брачный пир для своего сына. Царь — Бог Отец, Царь всего мира. Сын царев жених — Господь наш Иисус Христос — Сын Божий. Браком называется здесь духовный союз Христа с церковью — невестою — и со всякою душою христианскою. Прилично же здесь под браком разуметь воплощение Сына Божия, т.е. теснейшее соединение в Нем естества Божеского и человеческого. Ст. 3. <b>И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти</b>. Под зваными разумеются иудеи, потому что они прежде всех званы были ко спасению законом и пророками; из предсказаний пророческих они должны были понять, что будет брачный пир у Царя, т.е. придет Мессия Христос, спасающий людей. Рабы, звавшие иудеев, или, лучше, приготовлявшие их к принятию Мессии, означают ветхозаветных проповедников, а также ветхозаветные обетования, пророчества и преобразования. Иудеи не послушались звавших, не хотели стать на путь правды и истины, остались в прежних беззакониях, не покаялись. Ст. 4. <b>Опять послал других рабов, сказав: Скажите званым: Вот, я приготовил обед мой, телъцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир</b>. Рабы, посланные звать иудеев в другой раз, означают посланников Божиих уже при появлении в мире небесного Жениха Спасителя, проповедников новозаветных, как-то: святого Иоанна Предтечу и святых Апостолов. Под тельцом упитанным и исколенным разумеется пречистое тело и кровь Агнца Божия, закланного за грехи мира. Ст. 5—6. <b>Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их</b>. Иудеи не послушали и новозаветных проповедников и остались при прежнем упорстве. Одни из иудеев ушли на села, т.е. обратились к неге и праздности; другие — на купли, т.е. обратились к разным житейским выгодам. А иные воздвигли жестокое гонение против проповедников Христовой истины: и одних из них подвергли бесчестию и позору (например, Апостолов Петра, Иоанна, Павла); а некоторых из них умертвили (например, архидиакона Стефана, Иакова Зеведеева и Иакова брата Господня). Ст. 7. <b>Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их</b>. Здесь указывается на разрушение Иерусалима, бывшее чрез 36 лет по вознесении Господнем. Тогда Римляне превратили Иерусалим в развалины; храм сожгли; а жителей то изморили голодом, то избили мечем, то рассеяли по всей земле (см. 24-е евангелие). Ст. 8—9. <b>Тогда говорит он рабам своим: Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир</b>. Когда званые иудеи не были достойны ко вступлению в царство Христово, милостивый Господь повелевает Своим проповедникам идти с словом благовествования к язычникам и звать их вступить в члены царства Христова. Язычники представляются ходящими по распутиям в том смысле, что они блуждали вдали от истинного Богопочтения по распутиям ложных учений и пороков. Ст. 10. <b>И рабы тe, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими</b>. Апостолы, по наставлению Господа, вышли на евангельскую проповедь к язычникам. Одни из них с радостью приняли проповедь евангелия, отстали от прежних заблуждений и пороков и вели жизнь истинно христианскую — это добрые. Другие приняли слово учения Христова, вступили в члены христианского общества, но не отстали от заблуждений и вели жизнь беспорядочную, порочную — это злые. Но и злые не тотчас наказываются смертью, но оставляются жить до жатвы в благодатном царстве Христовом, чтобы и они, пользуясь благами его, обратились на путь истины Христовой и чрез таинство покаяния соделались достойными участниками брачного пира Христова. Таким образом, наполнится брак возлежащих, и в царстве славы будет полное торжество Единородного Сына Божия. Ст. 11—13. <b>Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов</b>. Здесь говорится о человеке, не имевшем брачной одежды, и о страшном приговоре царя, произнесенном над ним. По-видимому, суд царя над этим человеком есть суд немилосердый, так как этот человек был нищий, взятый с распутья и не самовольно явившийся на царскую трапезу, а по приглашению царского слуги, — но он окажется справедливым и понятным, каким его признал и сам нищий, если принять во внимание восточный обычай, на который здесь указывает Спаситель. На востоке царь, приглашая на брачное пиршество, давал каждому из гостей в подарок верхние торжественные одежды, в которые они должны были одеться, прежде чем приступят к самому торжеству. Таким образом, если упоминаемый в притче человек не был одет в брачную одежду, то это зависало не от недостатка и неведения его, но от упрямства, по которому он или не захотел подвергнутся омовению, которое должно было предшествовать облачению в брачные одежды, или считал свое собственное одеяние приличным и достойным, и потому не считал нужным одеться в царские одежды. Отсюда виновность приточного человека и жестокий суд царя над ним понятны сами собою. В духовном смысле суд над этим человеком изображает суд Божий над призванными в царство Христово. Каждый христианин при крещении получает светлую одежду чистоты и невинности душевной, сочетавается Христу и отрицается диавола и всех темных дел его. Те из христиан, которые не сохранят этой одежды в чистоте и, осквернив ее грехами, не очистят себя слезами покаяния, те — не внидут в царство небесное и с позором будут низвержение в вечную тьму на вечные мучения. Ст. 14. <b>Ибо много званых, а мало избранных </b>. Т.е. многие призываются к царству Божию, обращаются в христианскую веру; но не многие из них будут причтены к обществу избранных Божиих в небесном царстве. Для сего нужно быть христианином не по имени, а нужно иметь живую веру в Христа Спасителя и жить благочестиво и богоугодно.