<b>О спасении</b> ... «<b>Учителю благий</b>, – вопросил Господа нашего Иисуса Христа некий юноша, – <b>что благо сотворю, да имам живот вечный?</b>» (Мф. 19:16) т. е. что мне делать, чтоб спастись? Вопрос – весьма важный! Вопрос, долженствующий особенно занимать каждого человека во время его земного странствования! Как тихая пристань представляется непрестанно воображению и воспоминанию путешественника, проплывающего обширное море, так и мы, несясь по волнам житейского моря, должны непрестанно иметь пред мысленными очами вечность и на поприще временной жизни устраивать нашу участь в вечности. Какое приобретение, сделанное нами на земле, может остаться навсегда нашею неотъемлемою собственностью? Это – наше спасение. Кто употребил земную жизнь для накопления богатств, тот оставит богатства при переходе в вечность. Кто употребил земную жизнь на приобретение почестей и славы, у того отнимет их жестокая смерть. Кто же употребил земную жизнь на стяжание спасения, тот возьмет с собою спасение свое в вечность и на небе будет вечно утешаться приобретением, сделанным на земле. Возлюбленные братия! Что делать нам, чтоб спастись? Ответ на этот вопрос, ответ удовлетворительнейший находим в Евангелии. Господь объявил, что для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим. Неверующий во Христа погибнет навеки, и верующий во Христа устами, но не исполняющий Его всесвятых заповедей и потому отвергающийся Его делами, погибнет навеки. Иначе: для спасения нужна живая вера во Христа. Когда иудеи спросили Господа: <i>«Что сотворим, да делаем дела Божия?»</i> – Господь отвечал им: <i>«Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-6/?verse=6:29">Ин. 6:29</a>). Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столько обширное, что им вполне совершается спасение. Такая вера выражается всею жизнью, всем существом человека; она объемлет его мысли, его сердечные чувствования, всю деятельность его. <i>«Веруяй такою верою имать живот вечный»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-6/?verse=6:47">Ин. 6:47</a>). <i>«Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-17/?verse=17:3">Ин. 17:3</a>). Живая вера – зрение и познание Бога (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-11/?verse=11:27">Евр. 11:27</a>). Живая вера – жизнь, посвященная всецело благочестию и умерщвлению для мира. Живая вера – дар Божий. Испрашивали себе этот великий дар у Господа Его святые апостолы, когда говорили Ему: <i>«приложи нам веру»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-17/?verse=17:5">Лк. 17:5</a>). Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств падшего естества своего, соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими естеству обновленному. Духовный чертог, в котором хранится и из которого неоскудно преподается духовное сокровище, – истинная вера, есть единая, святая Православная Церковь. По этой причине необходимо для спасения принадлежать к Православной Церкви; неповинующийся Церкви <i>«буди тебе якоже язычник и мытарь»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-18/?verse=18:17">Мф. 18:17</a>), сказал Господь. Напрасно некоторые признают грех ума грехом легким, ничтожным! Сколько дух выше тела, столько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом; сколько дух выше тела, столько грех, принятый и совершенный духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом. Грех тела – очевиден; грех духа весьма часто малоприметен, иногда совсем неприметен для людей, погруженных в попечения мира. Тем более он страшен; тем вернее удары его; тем неисцельнее язвы, им наносимые! Сраженный греховною мыслью светоносный ангел соделался мрачным демоном и, изгнанный из обителей небесных, низвергся в преисподнюю. Он увлек туда множество ангелов и множество человеков, допустивших образу мыслей своих заразиться мнениями ложными. Господь, наименовав падшего ангела отцом лжи, наименовал его и человекоубийцею как не пребывающего в истине (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:44">Ин. 8:44</a>). Ложь есть источник и причина вечной смерти; напротив того, истина есть источник и причина спасения, по определению Самого Господа (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:32">Ин. 8:32</a>). Святую истину хранит в лоне своем святая Церковь. Принадлежа ей и повинуясь ей, можно иметь правильный образ мыслей о Боге, о человеке, о добре, о зле, следовательно, и о спасении. Очевидно, что, не имея правильного образа мыслей о спасении, невозможно иметь и самого спасения. Начало спасения – истина! Начало спасения – правильная мысль! Залог погибели – отступление от истины мыслью ложною. Всякое уклонение от учения святой истины и принятие мысли ложной, противной этому учению, сопряжено со страшным грехом богохульства и отречения от Бога. Опытное доказательство этого видим в падении праотцев, начавшемся с принятия мысли ложной; опытное доказательство видим во всех ересях. Из них одни похулили Бога, стремясь отвергнуть Божество Господа нашего Иисуса Христа и исказить всесвятой догмат о Его вочеловечении, другие похулили Бога, приписав человеку Божеские достоинства1); иные похулили Бога, назвав Святаго Духа тварью; другие похулили Бога, отвергши действие Святаго Духа в церковных таинствах и назвав их вымыслом человеческим2). Наконец, некоторые похулили Бога, потребовав пренебрежения к жительству по заповедям Христовым, лукаво умалчивая о догматах веры, но вместе умерщвляя веру, которая для жизни своей необходимо нуждается в делах веры. <i>«Вера без дел мертва есть»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/poslanie-ap-iakova/glava-2/?verse=2:20">Иак. 2:20</a>), сказал апостол. Самое величайшее бедствие пред кончиною мира должно постигнуть тех человеков, по учению апостола, которые <i>«любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог, то есть попустит действо льсти в лице величайшего беззаконника, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси неверовавшие истине, но благоволившии в неправде»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-fessalonikijcam-ap-pavla/glava-2/?verse=2:10–12">2 Фес. 2:10–12</a>). Признав злодея из злодеев богом, люди обличат и исповедают этим достоинство своего разума, достоинство своего сердечного настроения. Наш образ мыслей, или наш разум, может быть духовным только тогда, когда он пребывает всецело в истине, вознесшись к ней живою верою во Христа3). Отступление от истины есть падение с духовного неба в плотское мудрование, в лжеименный разум, в погибель. Возлюбленные братия! Принесем Господу теплейшую молитву, как принесли ее апостолы, о том, чтоб Он даровал нам единственное средство спасения – живую веру. Испрашивая молитвою получение этого дара, докажем искренность желания получить бесценный дар нашим собственным усилием к стяжанию его. <i>«Уклонимся от зла, и сотворим благо»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-33/?verse=33:14">Пс. 33:14</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-36/?verse=36:27">Пс. 36:27</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-petra/glava-3/?verse=3:11">1 Пет. 3:11</a>). С насилием отторгнем наше сердце от греха и с насилием усвоим ему добродетель. Ныне мы предстоим в святом храме невидимому Богу и имеем возможность испросить у Него все, потребное для нашего спасения; настанет и то время, в которое мы предстанем вместе со всем человечеством лицу Его, чтоб дать отчет в нашей земной жизни. Остережемся, чтоб не принесть тогда Богу одно тщетное имя христиан без дел, требуемых Богом от христиан. Он обетовал дать страшный ответ лицемерным христианам, и даст его. «<i>Тогда исповем им</i>, – сказал Он, – <i>яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающий беззаконие»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-7/?verse=7:23">Мф. 7:23</a>). Аминь. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Паписты</li> <li>2 Протестанты</li> <li>3 Пр. Исаак Сирский. Слово 28-е</li> </ul></span></div> <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span>"<i>Аскетическая проповедь" Т.4 </i>.</span></div>+