Ст. 16. <b>Некоторый юноша подошел к Иисусу, кланяясь Ему и говоря: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь веную?</b> Юноша, подошедший к Иисусу Христу, по сказанию евангелиста Луки (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-18/?verse=18:18">Лк. 18:18</a>), был из рода князей. Подошел он к Иисусу Христу, поклонился и просил указать ему путь к вечной жизни. Слова: <i>Учитель благий!</i> составляли обыкновенное приветствие учителю, делаемое со стороны тех, которые хотели просить у него совета. Юноша этот, как видно из ст. 20, соблюдал заповеди и предписания закона Моисеева, как учили его книжники, только внешним образом, не обращая внимания на внутреннюю сторону их — на свои мысли, чувства и желания, почему совесть его не была покойна, и он спрашивал Иисуса Христа, что ему еще сделать, какие исполнить добродетели, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ст. 17. <b>Он же сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди</b>. Господь видел, что юноша подошел к Нему с искренним усердием узнать путь спасения; но подошел к Нему, не как к Богу, а как к обыкновенному человеку учителю; посему Господь, желая привести его к совершенству, дает заметить ему, что наименований, приличных Богу, приписывать людям из вежливости не следует; потом, отвечая на вопрос юноши, указывает ему на исполнение заповедей, указанных в законе, ибо, по слову писания, кто исполняет закон, тот жив будет (<a class="verse-link link_text" href="/bible/levit/glava-18/?verse=18:5">Лев. 18:5</a>). Ст. 18—19. <b>Говорит Ему: Какие? Иисус же сказал: Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя</b>. Юноша думал, что для получения вечной жизни кроме обыкновенных дел закона нужны еще другие заповеди и особенные подвиги благочестия, и ожидал, что Иисус Христос укажет ему на какой-нибудь подвиг таrого рода; почему и спросил: Какие эти заповеди? Спаситель, пришедший не нарушить закон (Моисеев), указал ему сперва на исполнение того, что всем заповедано, и для примера обратил его внимание на шестую, седьмую, восьмую, девятую и пятую заповеди, коими тредписывается любовь к ближнему и возлагается обязанность жертвовать своим благом для блага других. Ст. 20. <b>Юноша говорит Ему: Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?</b> Юноша отвечал, что он от юности своей исполнил эти заповеди внешним образом; но что совесть его не токойна, внутренний голос сердца говорит ему, что он недостаточно подготовлен к жизни вечной, почему и выражает искреннее желание узнать и соблюсти большее. Спаситель, по замечанию евангелиста Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-10/?verse=10:21">Мк. 10:21</a>), <i>взглянув на него, полюбил его</i>, т.е. Ему понравились открытая, искренняя речь юноши и его стремления к большему совершенству на пути спасения. Ст. 21. <b>Иисус сказал ему: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною</b>. Т.е. что ты соблюл, то соблюл по-иудейски, наружно, не усвоив духа сих заповедей. Если хочешь быть совершенным Моим учеником и верным наследником жизни вечной, то при исполнении заповеди любви к Ближнему не только не посягай на собственность его, но пойди, продай имение свое и раздай все на пользу его, не удерживая ничего ни для себя, ни для плоти и мира. И <i>гряди в след Мене</i>, т.е. не только откажись от своего имения, но и следуй за Мною, веди жизнь такую, какую Я заповедую вести, приготовься благодушно терпеть все, что ни постигнет тебя. Такое самоотвержение составляет высокую степень совершенства, не для всех доступную и обязательную, — почему и Спаситель не назначает его для всех непременно, но сказал: <i>Аще хощеши</i>, предоставляя это совершенство произволению каждого. Ст. 22. <b>Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение</b>. Услышал юноша раскрытие истинного смысла и духа заповеди о любви к ближнему и опечалился. У него было большое имение, и жил он, ни в чем не нуждаясь, ни в чем себе не отказывая. Тяжести и лишения в жизни страшили его, и потому он не мог расстаться с богатством и отошел от источника спасения — Господа, не получив спасения. Ст. 23. <b>Иисус же сказал ученикам Своим: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царство небесное</b>. Слова сии сказал Иисус Христос ученикам Своим, по сказанию святого Луки, тогда, когда увидел, что юноша удалился от Него опечаленным. «Не богатство порицает Господь, — замечает Златоуст, — но тех, которые пристрастились к нему». Ст. 24. <b>И еще говорю вам: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие</b>. После слов Иисуса Христа, означенных в ст. 23, у евангелиста Марка (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-10/?verse=10:24">Мк. 10:24</a>) говорится, что ученики ужаснулись от строгого учения Его, потому что не могли понять, чтобы пристрастие к богатству и желание удобств к жизни — столь естественное желание в человеке — могло слркить большим препятствием идти во след Господа. Посему Он подтвердил Свои слова с новою силою, сказав: <i>Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие</i>. Под верблюдом одни разумеют животное, другие — толстый канат, употребляемый при бросании якорей для укрепления кораблей. В том и другом случай это уподобление означает невозможность привязанному к богатству достигнуть царствия Божия *). _____ <li>) Новейшие ученые (например, Зепп), разумея под верблюдом животное, обращают внимание на выражение «игольные уши» и разумеют под ним калитки, вделанные в городских воротах. Калитки эти и поныне так узки и низки, что человек может пройти в них, только нагнувшись, а верблюд — и ненавьюченный — с величайшим трудом, ползя на коленях. Эти калитки у аравитян и по сие время называются «игольными ушками». Смысл изречения Иисуса Христа будет, таким образом, следующий: легче навьюченному верблюду пройти сквозь ушко игольное, чем человеку, у которого нет ничего другого, кроме богатства, войти в царство небесное (см. «Голос», 1874, № 246).</li> Ст. 25. <b>Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: Так кто же может спастись?</b> Апостолы сами оставили свое имение, но воображали вознаградить это лишение при будущем Христовом царстве на земле (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-10/?verse=10:37">Мк. 10:37</a>; Мф. 27); когда же услышали, что это отрешение от земных благ должно быть не у них одних, но у каждого человека, даже у самого богатого (как этот князь юноша), то сказали с изумлением: Кто убо может спасен быти? Ст. 26. <b>А Иисус, воззрев, сказал им: Человекам это невозможно, Богу же все возможно</b>. Златоуст, объясняя эти слова Господа, говорит, что Господь воззрел на учеников кротким взором, чтобы успокоить волнующиеся мысли и разрешить их недоумения. Словами <i>человекам это невозможно, Богу же все возможно</i> Господь внушает, что, судя по человечески, это совершенное отрешение от богатства кажется делом невозможным, но при помощи благодати Божией оно возможно для человека.