Ст. 23. <b>Сказал Господь притчу сию: Царство небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими</b>. Царство небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими: т.е. в царстве небесном, при введении в него достойных наследников, бывает то же, что бывает и в царствах земных, когда царь требует отчета от своих подданных в исполнении возложенных на них обязанностей. В духовном смысле под образом человека царя представляется Сын Божий Иисус Христос, вочеловечившийся нашего ради спасения. Под рабами разумеются все вообхце люди, которым Господь вверил различные дары Свои и блага, в употреблении коих они должны дать Ему отчет. Требование сего отчета, главным образом, указывает на всеобщей страшный суд Христов и на частный, когда душа, разлучившись от тела, явится в мире духов или в светлостях святых, или в мрачной темнице ожидать последнего определения своей участи на страшном суде на всю вечность. Ст. 24. <b>Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов</b><sup>1</sup>. Под должником здесь разумеются все грешники. Тьма талантов означает бесчисленное множество грехов наших, в которых мы должны отдать отчет Богу. Господь дал нам обилие благ земных, поверил нам бесценные сокровища духовные (например, разум, свободную волю, совесть, все благодатные средства к нашему спасению), но мы расточаем их, губим, не пользуемся ими для достижения спасения нашей души, согрешаем на каждый день своими помышлениями, чувствованиями, влечениями, страстями, словами и, таким образом, безмерно задолжаем Царю и Богу нашему. Ст. 25. <b>А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить</b>. У некоторых народов был закон и обычай продавать должника с женою и детьми в рабство, если он не заплатить должного, и ту цену, за которую они будут проданы, брать за долг. Так и правосудный Бог лишает грешника всех духовных сокровищ, которыми любовь Божия ущедрила человека, созданного по образу Божию. Он лишается чистых радостей духовных, спокойствия совести, отчуждается от наследия жизни вечной и предается в рабство диаволу и собственным страстям. Ст. 26—27. <b>Тогда раб тот пал и, кланяясъ ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему</b>. Несчастный должник падает к ногам своего господина, просит его милости потерпеть на нем долг — отсрочить его на некоторое время, чтобы справиться с делами. И хотя такого огромного долга он никогда не мог уплатить, — но так как выразил готовность по возможности заглаждать прежний долг и не увеличивать его, то и царь смиловался, простил ему весь долг, и отпустил его. Так и Господь принимает грешника, прощает его грехи и избавляет его от вечной погибели, если он обращается к Нему, с сокрушением сердца и смирением кается в своих грехах, дает твердое намерение исправить свою жизнь и не оскорбляет Бога новыми беззакониями. Ст. 28—30. <b>Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев<sup>2</sup>, и, схватив его, душил, говоря: Отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его, и говорил: Потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга</b>. Под должником, должным ста пенязями — суммою, почти ничтожною в сравнении с тьмою талантов, — разумеется ближний наш, согрешивший против нас. Жестокость к нему товарища изображает вообще немилосердие наше к ближнему своему. Господь прощает нам бесчисленное множество грехов наших; но мы строги, взыскательны к своему ближнему и часто за малые оскорбления его преследуем, язвим его, мстим ему до самой смерти и, несмотря на его просьбы, не хотим помириться с ним, желаем всадить его и темницу, пока не получим удовлетворения. Ст. 31. <b>Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее</b>. Жестокий поступок немилосердого заимодавца с должником возбудил сожаление о должнике во всех его товарищах, которые и пересказали о всем царю. Так святые Ангелы, наши приставники, со скорбью возвещают о нашей жестокости Отцу небесному; так слезы бедных и притесненных доходят до Господа и свидетельствуют пред Ним о нашем немилосердии к нашим ближним; так отходящие из сей жизни души страдальцев поведают там о своих неправедных судиях и мучителях. Ст. 32—34. <b>Тогда государь его призывает его и говорит: Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга</b>. Описываемый здесь гнев царя на жестокого раба изображает суд Божий над грешником немилосердым к своему ближнему. Раб за жестокость к своему собрату отдан был на мучение истязателям до тех пор, пока он не заплатит всего долга; но такого огромного долга в десять тысяч талантов он не мог заплатить во всю жизнь; значит его мучения должны были продлиться на всю жизнь. Так немилосердый и жестокий грешник отвержен будет от лица Господа и предан будет вечному мучению. Истязатели — это люди, на которых лежала обязанность наказывать преступников. Ст. 35. <b>Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его</b>. В сем заключении притчи показывается смысл и применение ее. Т.е. как царь поступил с помилованным, но оказавшимся после жестоким должником, — так поступить с нами и Отец небесный, если не простим от сердца брату своему — каждому ближнему нашему — согрешений его. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Талант серебра стоил 2,484 р., а талант золота равнялся нашим 29,808 р. В десяти тысячах талантов серебра будет 24,840,000 р., а в талантах золота — 298,080,000 р. (см. «Киевский календарь 1876—1877», стр. 26).</li> <li>2 Динарий стоил 10,5 к., а в 100 динариях — 20 р. 50 к.</li> </ul></span></div>