Чего теперь ожидаете вы, слушатели, от служителей слова? Нет более слова.    Слово, собезначальное Отцу и Духу, рожденное для нашего спасения, начало всякаго слова «живаго и действеннаго», умолкло, скончалось, погребено и запечатано. Дабы вразумительнее и убедительнее сказать человекам <i>«пути живота»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-15/?verse=15:11">Пс. 15:11</a>), Слово сие преклонило<sup>1</sup> небеса, и облеклося плотию: но человеки не восхотели внимать Слову; растерзали плоть Его; и се, <i>«взят от земли живот Его»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-53/?verse=53:8">Ис. 53:8</a>). Кто же теперь даст нам слово жизни и спасения? -    Поспешим исповедать тайну Слова, которая долженствует обезоружить гонителей Его и которая возвращает Его душам, готовым принять Оное. Слово Божие не связуется смертию. Как устное слово человеческое не совсем умирает в ту минуту, когда перестает звук его, но паче восприемлет тогда новую силу и, прошед чрез чувство, вселяется в умах и сердцах слышавших: так Ипостасное Слово Божие, Сын Божий, в Своем спасительном вочеловечении, умирая плотию, в то же время <i>«исполняет всяческая»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:10">Еф. 4:10</a>) Своим духом и силою. Посему-то, когда Иисус Христос изнемогает и умолкает на кресте, тогда и небо и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют воскресение Распятаго, и самое камение вопиет о Нем. <b>«И померче солнце, и завеса церковная раздрася.., и земля потрясеся, и камение распадеся.., и многа телеса усопших святых восташа»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-23/?verse=23:45">Лк. 23:45</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-27/?verse=27:51-52">Мф. 27:51-52</a>).    Христиане! Воплощенное Слово умолкает токмо для того, чтобы сильнее и действеннее глаголать к нам; сокрывается для того, чтобы внутреннее <i>«вселиться в нас»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:14">Ин. 1:14</a>); умирает, чтобы даровать нам Свое наследие. Будучи собраны церковию беседовать с умершим Иисусом, слышите <i>«живое слово»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:12">Евр. 4:12</a>) умершаго; слышите данное от Него вам завещание: <i>«Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-22/?verse=22:29">Лк. 22:29</a>).    Но, дабы неблаговременныя мечтания о величии сего наследия не уклонили взоров наших от предписаннаго пред нами в сии великие дни Распятаго Иисуса, приметим тщательнее, христиане, что первые наследники Его не обрели по Его кончине инаго сокровища, кроме древа креста, на котором Он пострадал и умер, и сей токмо крест, в подражательных образах, преподали всем желающим участвовать в наследии царствия. Что сие значит? — То, что, как Христу «<i>подобаше пострадати»</i>, дабы потом <i>«внити в славу»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-24/?verse=24:26">Лк. 24:26</a>), которую «<i>имел Он у Отца»,</i> так христианину <i>«многими скорбьми подобает внити в царствие» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-14/?verse=14:22">Деян. 14:22</a>), которое завещал ему Христос; что как крест Христов есть дверь царствия для всех, так крест христиан есть ключ царствия для каждаго сына царствия. Вот сокращение великаго «<b>слова крестнаго» </b>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:18">1 Кор. 1:18</a>), толь необъятнаго уму, толь удобоприятнаго вере, толь сильнаго Богом. Принесем оное, как каплю мира, ко гробу Слова Животворящаго.    Прежде, нежели вочеловечившийся Сын Божий восприял и понес крест Свой, сей крест принадлежал человекам. В начале своем он был соделан <i>«из древа познания добра и зла»</i>. Первый человек думал испытать только плод его; но едва прикоснулся, как вся тяжесть запрещеннаго древа, со всеми ветвями его и отраслями, обрушилась на хребет нарушителя Господней заповеди. Тьма, скорбь, ужас, труды, болезни, смерть, нищета, уничижение, вражда всей природы, — словом, все разрушительныя силы, как бы исторгшись из роковаго древа, ополчились на него: и низринулся бы сын гнева навеки во ад, если бы Милосердие, по предвечному совету, не простерло к нему руки своей и не удержало его в падении. Сын Божий пренес на Себя бремя, подавляющее человека<sup>2</sup>; усвоил себе крест его и предоставил ему токмо придержаться сего креста, без сомнения, не для того, чтобы он вспомоществовал Всемогущему в отношении бремени, но дабы сам, и с малым оставшимся ему крестом собственным, носим был силою креста великаго, подобно как ладия влечется движением корабля. Тако крест гнева преображается в крест любви; крест, заграждавший рай, становится лествицею к небесам; крест, рожденный от страшнаго <i>«древа познания добра и зла»</i>, чрез орошение Божественною кровию, перерождается «<i>в древо жизни» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-2/?verse=2:9">Быт. 2:9</a>). Сын Божий приемлет естество наше, и <i>«страданьми совершает»</i> в Себе <i>«начальника спасения»</i> нашего; <i>«искушается по всяческим»</i>, и <i>«вспомоществует искушаемым»;</i> шествует со крестом, и <i>«ведет в славу»</i> своих последователей (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:10-18">Евр. 2:10-18</a>).    Кто измерит всемирный сей крест, понесенный Начальником нашего спасения? Кто извесит его тяжесть? Кто исчислит разнообразное множество крестов, из которых он, как из каплей море, составляется? — Не от Иерусалима токмо до Голгофы несен крест сей, с помощию Симона Киринейскаго. Несен он и от Гефсимании до Иерусалима, и до Гефсимании от самаго Вифлеема. Вся жизнь Иисуса был единый крест; и никто не прикасался к бремени его, разве для отягчения онаго: «<i>Един истоптал точило» </i>ярости Божией, <i>«и от язык не бе мужа с Ним» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-63/?verse=63:3">Ис. 63:3</a>).    Божественное<sup>3</sup> соединяется с человечеством, вечное со временным, всесовершенное с ограниченным, несозданное с своим созданием, самосущее с ничтожным: какой необозримый и непостижимый крест из сего уже слагается!    Богочеловек, котораго нисшествие на землю прославляют небеса, является здесь в уничиженнейшем возрасте человечества, в малейшем граде малейшаго из царств земных; нет для Него ни дома, ни колыбели; кроме убогих родителей, едва несколько пастырей занимаются Его рождением.    Исчисляют Безначальному осмь дней новаго бытия — и порабощают Его кровавому закону обрезания.    Господь храма «<i>приносится во храм поставити Его пред Господом</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:22">Лк. 2:22</a>), и пришедый искупить мир искупляется «<i>двумя птенцами»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:24">Лк. 2:24</a>).    Тогда как Он еще немотствует, уже изощряется на Него в устах Симеона оружие слова крестнаго и проходит сердце Его матери (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:34-35">Лк. 2:34-35</a>).    Некоторые иноплеменники приходят возвеличить Его именем царя Иудейскаго; но сия малая слава воздвигает на Него злобу Иудейскаго царя, соделывает Его невинною виною кровопролития и принуждает удалиться от народа Божия в страну идолослужителей.    Всеобъемлющая Премудрость Божия не иначе как с возрастом <i>«преспевает премудростию... у Бога и человеков» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:52">Лк. 2:52</a>). Источник и податель благодати <i>«приемлет благодать»</i>. Тридесять лет Владыка небес и Царь славы сокрывается от неба и земли в глубоком повиновении двум смертным, которых удостоил нарещи Своими родителями.    Чего потом не претерпел Иисус от дня вступления Своего в торжественное служение спасению рода человеческаго<sup>4</sup>.    Святый Божий, грядущий освятить человеков, вместе с ищущими очищения грешниками, преклоняется под руку человека и приемлет крещение: воистину крещение, слушатели, то есть погружение не столько в водах, сколько в обилии креста!    Испытующий сердца и утробы Сам поставляется «в искушении». Хлеб небесный предается земной «алчбе». Тот, пред Которым должно «<i>преклоняться всякое колено... небесных, земных и преисподних»,</i> допускает князя преисподних требовать от Себя «<i>поклонения</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-4/?verse=4:9">Мф. 4:9</a>).    Ходатай Бога и человеков открывает Себя человекам; но Его или не узнают, или нехотят узнавать. Его учение почитают богохульным (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-9/?verse=9:3">Мф. 9:3</a>), Его дела беззаконными (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-9/?verse=9:16">Ин. 9:16</a>), Его чудеса Веельзевуловыми (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-12/?verse=12:24">Мф. 12:24</a>). Если Он чудотворит и благотворит в субботу, Его называют нарушителем субботы. Если обращает заблуждших и приемлет кающихся, Его порицают «<i>другом грешников» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-11/?verse=11:19">Мф. 11:19</a>). Там ищут уловить Его словом (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-22/?verse=22:15">Мф. 22:15</a>); здесь ведут Его на верх горы, дабы низринуть (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-4/?verse=4:29">Лк. 4:29</a>); инде вземлют на Него камение (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-8/?verse=8:59">Ин. 8:59</a>); нигде не дают Ему главы подклонити (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-8/?verse=8:20">Мф. 8:20</a>). Он воскрешает умершаго, — завистники совещаваются умертвить Его Самого (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-11/?verse=11:43, 44, 46, 53">Ин. 11:43, 44, 46, 53</a>). Народ во вратах Иерусалима приветствует Его царем, — все земныя власти возстают, дабы осудить Его, как преступника. В избранном сонме Своих другов Он видит неблагодарнаго предателя и первое орудие смерти Своей; лучшие из них служат Ему «<i>соблазном</i>», помышляя человеческое в то время, когда Он идет на дело Божие (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-16/?verse=16:23">Мф. 16:23</a>).    Почиешь ли Ты, Божественный Крестоносец, хотя на едино мгновение от ига, непрестанно возрастающаго на раменах Твоих? Почиешь ли, если не для обновления Твоих сил к новым подвигам, по крайней мере из снисхождения к немощи Твоих последователей? — Так, приближаясь к Голгофе, Ты почиешь на Фаворе. Гряди на сию гору славы; да просветится лице Твое светом небесным; да убелятся ризы Твои; да приидут закон и пророки признать в Тебе свое исполнение; да услышится глас благословения Отчаго! — Но не примечаете ли вы, слушатели, как крест последует за Иисусом на самый Фавор, и слово крестное не разлучается от слова прославления? О чем тамо среди толикой славы беседуют со Иисусом Моисей и Илия? — Они беседуют о Его кресте и смерти. <i>«Глаголаста же исход Его» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-9/?verse=9:31">Лк. 9:31</a>).    Долго носил Иисус крест Свой, как бы не чувствуя его тяжести: наконец «<i>предан был ему, аки льву, да сокрушит вся кости Его» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-38/?verse=38:13">Ис. 38:13</a>). Внидем за Ним с Петром и сынми Заведеовыми в вертоград Гефсиманский и проникнем бдящим оком во мрак последней нощи Его на земли. Уже Он не сокрывает креста, сокрушившаго душу Его: «<b>прискорбна есть душа Моя даже до смерти»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-26/?verse=26:38">Мф. 26:38</a>). И молитвенное беседование с единосущным Отцем не освобождает Его, а удерживает<sup>5</sup> под тяжестию страдания: «<b>Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты»</b> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-26/?verse=26:39">Мф. 26:39</a>). «<i>Носящий всяческая глаголом силы своея» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:3">Евр. 1:3</a>) имеет теперь нужду <i>«в укреплении от Ангела»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-22/?verse=22:43">Лк. 22:43</a>).    Может быть, смертная скорбь Иисуса представляется некоторым из нас недостойною безстрастнаго. Да ведают они, что сия скорбь не есть действие нетерпения человеческаго, но Божескаго правосудия. Мог ли <i>«Агнец заколенный от сложения мира»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-13/?verse=13:8">Откр. 13:8</a>), убегать своего жертвенника? Тот, «Егоже Отец святи и посла в мир» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-10/?verse=10:36">Ин. 10:36</a>), Тот, Который от века приял на Себя служение примирения человеков с Богом, мог ли поколебаться в деле сего служения единою мыслию о страдании? Если Он мог иметь какую нетерпеливость, то разве нетерпеливость совершить наше спасение и облаженствовать нас. <i>«Крещением имам креститися, — </i>говорит Он, — <i>и како удержуся, дондеже скончаются»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-12/?verse=12:50">Лк. 12:50</a>). Итак, если Он скорбит, то скорбит не собственною, но нашею скорбию; если мы видим Его «<i>быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении»,</i> то Он «<i>грехи наша носит, и о нас болезнует</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-isaii/glava-53/?verse=53:4">Ис. 53:4</a>); чаша, которую подает Ему Отец Его, есть чаша всех беззаконий, нами содеянных, и всех казней, нам уготованных, которая потопила бы весь мир, еслиб Он един не восприял, удержал, изсушил ее. Она растворена во-первых преслушанием Адама, потом растлением <i>«перваго мира»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-6/?verse=6:12">Быт. 6:12</a> и <a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-ap-petra/glava-2/?verse=2:5">2 Пет. 2:5</a>), гордостию и нечестием Вавилона, ожесточением и нераскаянностию Египта, изменами Иерусалима, <i>«избившаго пророки и камением побившаго посланныя к нему»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-23/?verse=23:37">Мф. 23:37</a>), злостию Синагоги, суевериями язычества, буйством мудрецов и, наконец (поелику Искупитель понес на себе и будущие грехи мира), соблазнами в самом христианстве: разделениями единаго стада Единаго Пастыря, дерзновенными мудрованиями лжеучителей, оскудением веры и любви в царстве веры и любви, возрождением безбожия в недрах самаго благочестия. Присовокупим к сему все то, что мы находим в себе и окрест себя достойным отвращения и гнева Божия, и также все, что стараемся сокрыть от своей совести под ухищренным наименованием «слабостей», — легкомыслие и законопреступныя утехи юности, закоснение старости, забвение Промысла в счастии, ропот в несчастиях, тщеславие в благотворении, корыстолюбие в трудолюбии, медленность в исправлении, многократныя падения после возстания, безпечность и бездействие, свойственныя владычеству роскоши, своеволие века, надменнаго мечтою просвещения: все сии потоки беззакония сливались для Иисуса в единую чашу скорби и страдания; весь ад устремился на сию небесную душу; и дивно ли, что «она была «<b>прискорбна</b><sup>6</sup> <b>даже до смерти».</b>    Наше слово изнемогает, слушатели, чтобы провождать еще великаго Страдальца от Гефсимании до Иерусалима и Голгофы, от внутренняго креста до внешняго. Но совершаемыя ныне Церковию тайнодействия уже преднаписали вам сей путь и сей последний крест. Он столь болезнен, что солнце не могло взирать на него, и столь тяжек, что земля потряслась под ним. Претерпеть в чистейшей непорочности все мучения, внутренния и внешния, тягчайшия и поноснейшия, и претерпеть вместо награды за соделанныя благодеяния; страдать Всесвятому от пребезаконных, Творцу от тварей; страдать за недостойных, неблагодарных, за самых виновников страдания; страдать для славы Божией, и быть оставлену Богом, — какая неизмеримая бездна страданий!    «<b>Боже наш! Боже наш! вскую оставил еси» </b>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-27/?verse=27:46)">Мф. 27:46)</a> Возлюбленнаго Твоего? — Ей, Господи! Ты оставил Его вмале, дабы на веки не оставить нас, Тебе оставивших. Отныне Он <i>«воцаряется; облекается в лепоту, препоясуется силою, и утверждает вселенную, да не подвижится»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-92/?verse=92:1">Пс. 92:1</a>). <i>«Вознесенный от земли» </i>крестом, Он простирает его на землю, и <i>«вся привлекает к себе»</i> на небо (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-12/?verse=12:32">Ин. 12:32</a>).    Но сколь ни велика и Божественна все привлекающая сила Иисуса Христа, Он не иначе может <i>«влещи нас в след Себе»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/pesn-pesnej-solomona/glava-1/?verse=1:3">Песн. 1:3</a>), как чрез водружение креста Своего в нас и сопряжение с Его крестом Креста нашего. <i>«Иже хощет по Мне ити»</i>, глаголет Он, <i>«да возмет крест свой и последует Мне </i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-9/?verse=9:23">Лк. 9:23</a>). Ибо хотя заветною Своею кровию и крестом Своим совершил Он очищение от грехов и от проклятия искупление всего мира, и отверз нам вход во святая святых; но поелику туда не входит ничто, кроме жреца и жертвы, то мы должны, яко жертву, предать себя в руки сего великаго, «по чину Мельхиседекову», Священника; поелику клятва есть плод греха, грех же утверждается своим корнем в свободной воле, то, для усвоения себе очищения и искупления правды и благословения Христова, мы должны свободно предать волю свою крестному в нас действованию Христову. Для сего-то те, которые истинно постигли заключенную «в слове крестном силу Божию», столь часто и примером и словом поучают нас<sup>7</sup> «<i>сораспинатися Христу, распинаться миру, распинать плоть со страстьми и похотьми, не жить себе самим, исполнять лишение скорбей Христовых во плоти нашей»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-6/?verse=6:6">Рим. 6:6</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-6/?verse=6:14">Гал. 6:14</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-5/?verse=5:24">Гал. 5:24</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-14/?verse=14:7">Рим. 14:7</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:24">Кол. 1:24</a>).    Чем неослабнее и терпеливее мы носим бремя креста нашего, тем обильнее подаются нам дары Божии, приобретенные крестом Христовым: «<i>якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:5">2 Кор. 1:5</a>). Грешник, который от усильнаго ношения креста своего преходит наконец к распятию себя на нем, с совершенною покорностию подвергаясь всем действиям очистительнаго правосудия пред лицем распятаго Иисуса, вскоре услышит с разбойником радостный глас Его: «<b>днесь со Мною будеши в раи» </b>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-23/?verse=23:43">Лк. 23:43</a>). Страдание в присутствии Христа, и по образу Его, есть преддверие рая.    Как видимый, вещественный крест есть державное знамение видимаго царства Христова, так крест таинственный — печать и отличие истинных и избранных рабов невидимаго царствия Божия. Он есть драгоценный залог любви Божией, жезл Отчий, не столько наказующий и сокрушающий, сколько <i>«пасущий и утешающий»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-2/?verse=2:9">Пс. 2:9</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-22/?verse=22:4">Пс. 22:4</a>), очистительный огнь веры, сопутник надежды, укротитель чувственности, победитель страстей, возбудитель к молитве, страж чистоты, отец смирения, наставник мудрости, пестун сынов царствия. Где воспитаны все великие Ангелы, водители и хранители Церкви, — Иосифы, Моисеи, Даниилы, Павлы? — В училище креста. Когда благословеннее вся Церковь возрастала, процветала и приносила плод во святыню? — Тогда, как вся нива Господня непрестанно раздираема была крестом и напаяема кровию мучеников. Кто суть те, которые окружают славный престол Агнца? вопросили Иоанна в видении. — «<i>Сии облеченнии в ризы белыя, кто суть, и откуду приидоша?»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-7/?verse=7:13">Откр. 7:13</a>) и когда он не мог узнать их в Божественной славе сей, то ему сказано, что то были запечатленные крестом:<i> «сии суть, иже приидоша от скорби великия»</i> (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-7/?verse=7:14">Откр. 7:14</a>).    Кто же суть те, которые желают <i>«испразднить крест Христов» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:17">1 Кор. 1:17</a>) и мнят «<i>уразуметь силу воскресения Его без сообщения страстей Его» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:10">Флп. 3:10</a>)? Если един Христос есть и «<i>живот и путь» </i>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:6">Ин. 14:6</a>) к животу, то как могут они достигнуть живота Христова, не шествуя путем Его? Могут ли изнеженные сии члены быть в союзе тела, которое «<i>счиневает себе»</i> увенчанная тернием «<i>Глава</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:15-16">Еф. 4:15-16</a>)? Можно ли членам быть в покое и безпечности, когда глава в труде, и в язве, и во озлоблении; забываться в шумных радостях, когда она объята болезнями смертными; упиваться из полной чаши мирских удовольствий, когда она жаждет и вкушает оцет; превозноситься, когда она преклоняется; не хотеть ниже минуты поболеть о собственных грехах и беззакониях, когда она за чуждыя страждет и умирает; жить миру и плоти, когда она предает дух свой Богу?    О, человек, влекомый благодатию Господа твоего на небо, но погрязающий плотию в мире! виждь образ твой в человеке, погружающемся в водах и противуборствующем потоплению: он непрестанно возобновляет в членах своих образ креста, и таким образом превозмогает враждебныя волны. Воззри на птицу, когда она желает вознестися от земли: она простирается в крест и возлетает. Ищи и ты в кресте средства изникнуть от мира, и вознестися к Богу. <b>«Слово крестное... спасаемым сила Божия есть» </b>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-1/?verse=1:18">1 Кор. 1:18</a>). Аминь. <sup>1</sup> преклонило — В отд. изд. и в собр. 1820, 1821 и 1844 гг.: «оставило». <sup>2</sup> подавляющее человека — В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «его подавляющее». <sup>3</sup> Божественное — В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «Божество». <sup>4</sup> В отд. изд.: «роду человеческому». <sup>5</sup> не освобождает Его, а удерживает — В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «не облегчает Его, но токмо удерживает». <sup>6</sup> В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «она была смятена, растерзана, «прискорбна»«. <sup>7</sup> В отд. изд.: «толь часто заповедают нам».