ПРОПОВЕДЬ НА ТЕМУ АПОСТОЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: ЕВР. 9:1-7 <i> Проповедь магистранта I курса церковно-исторического отделения академии чтеца Алексия Иванова, произнесенная на Божественной литургии в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2012 года.</i> Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня во время чтения отрывка из послания апостола Павла к Евреям мы могли слышать описание устройства ветхозаветной скинии. Для того чтобы выяснить преследуемую Павлом цель подобного описания, вспомним, что представлял из себя иудейский храм в Иерусалиме. Храм, а во времена Моисея это была скиния, походный шатер, состоял из трех частей: Святая святых – главная часть храма, где располагался Ковчег Завета, святилище - наибольшее отделение Храма, где происходила основная храмовая служба и располагались Семисвечник, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения, и территория храмового двора, где помещались жертвенник всесожжения и медный умывальник. Главное предназначение Храма заключалось в том, что он служил местом, где Слава Божия особым образом пребывала на земле среди израильского народа. Конечно, это утверждение не означает, что Бог проявлял Себя только в Храме, а скорее – через народ, построивший его! Храм являлся местом служения Богу, где каждый мог принести искупительную или благодарственную жертву, где каждый человек в своем желании искупления или благодарения только лишь отчасти мог приблизиться к Всевышнему. Однако трехчастная структура ветхозаветного Храма подразумевала и различную степень приобщенности Израиля к богослужению в нем, и недоступность Бога. На территории храмового двора собирался народ, который не относился к священническому роду Аарона или левитам из колена Левина; он имел доступ к жертвеннику всесожжения, но не мог войти в святилище и, тем более в Святая святых, чтобы воскурить фимиам или окропить жертвенною кровью крышку Ковчега Завета. В святилище для богослужения могли заходить только священники, потомки Аарона, и левиты, помогавшие первым. Подобное право передавалось по наследству представителям только одного рода и закрывало остальным путь к священству. И только один первосвященник раз в год, в праздник Йом Киппур – день искупления, день покаяния и отпущения грехов, - мог войти в Святая святых, чтобы окропить кровью крышку Ковчега в знак формального примирения с Богом. Апостол Павел в послании к Евреям раскрывает тему превосходства Нового Завета над Ветхим, указывает несовершенство последнего и значение Завета Бога с Моисеем как прообраз будущих благ. В описании Скинии апостол хочет показать, насколько «ветхозаветное святилище с его священными принадлежностями и служением бледнеет пред величественным служением Новозаветного Первосвященника и Его Святилищем». Только в свете этих преследуемых Павлом целей и необходимо рассматривать прочитанный сегодня отрывок. В апостольском отрывке упоминается святилище как первая скиния, святилище земное, временное и преходящее – так апостол Павел характеризовал Ветхий Завет! За второй завесой была вторая скиния, Святая святых, образ настоящего Нового Завета, заключенного Богом с человечеством! Словами «Святая святых» апостол Павел обозначает прообраз Скинии небесной. Не случайно богодухновенный автор, описывая содержание этой части храма, упоминает золотую кадильницу, которой первосвященник раз в год кадил крышку Ковчега Завета. Облако курения этой кадильницы символизирует наши молитвы, которые устремляются ввысь, одесную Бога, где по вознесению и восшествию в небесное Святая святых великий Первосвященник ходатайствует о грешниках. Предметы, которые мы находим в скинии, напоминают нам о несовершенстве ветхозаветного служения, об иудейской неблагодарности. Золотой сосуд с манною служил воспоминанием о том, что израильский народ, питаясь ею чудесным образом, возроптал (Исх 16:3-10). Жезл Ааронов - в воспоминание о восстании левита Корея, направленного против первосвященника (Числ., гл.17). Скрижали Завета - в память того, что они сокрушили первые скрижали своим идолослужением. Завесы святилища и Святая святых, скрывавшие от непосвященных служение священников и первосвященника Израиля, свидетельствовали о значительной дистанции, существовавшей между народом и Богом. Закрытое завесой Святая святых как бы означало, что небо закрыто, оно совершенно недоступно для человека. К тому же приносимые израильтянами жертвы также были несовершенными: лишь формально очищавшие от «грехов неведения народа», они не могли освободить душу и совесть от грехов, не могли примирить грешника с Богом. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя анализируемые нами строки из послания к Евреям, утверждал, что апостол Павел отвергает жертвоприношения, показывая, что они не имели никакой силы, они существовали только до «времени исправления», то есть оставались до времени, которое исправляет все: и богослужение, и жертвоприношение, и ветхого человек, и закрытость Бога от избранного народа. И это «время исправления» наступило задолго до того, как апостол Павел написал послание к Евреям, это время наступило тогда, когда кроткая Богоизбранная Отроковица, руководимая силой Божией, вошла за завесу в Святая святых, чтобы впоследствии Самой стать новой скинией для Бога. Именно весь человеческий род, ведомый трехлетней Отроковицей, уверенно поднимавшейся по ступеням Иерусалимского храма, вступал в этот момент в новый, более совершенный Завет с Богом. Чистое дитя было приведено первосвященником Захарией в главную святыню Ветхозаветного храма – Святая святых, ознаменовав тем самым переход из одного Святая святых в другое, из Ветхозаветного в Новозаветное, из земного - в исполненного подлинным Богообщением. Путь, пройденный Богоизбранной Отроковицей, послужил предзнаменованием того восхождения всех верующих, которое было проложено Господом нашим Иисусом Христом, родившимся по человечеству от Девы Марии. И уже в Новом Завете через рождение свыше, через возрождение от Духа Святого все верующие делаются священниками; все дети Божии составляют всеобщее священство, как сказал апостол Петр: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр 2:9). Как священники Новозаветной Церкви мы призываемся «непрестанно приносить Богу жертву, не в виде крови, а хвалы, то есть плода уст, прославляющих имя Его» (Евр 13:15). Вот каково преимущество Нового, более совершенного Завета, заключенного с нами Воскресшим Господом Иисусом Христом! В новозаветное время в Святая святых уже может входить всякий священно- или церковнослужитель, имеющий на то благословение. В наших храмах богослужения проходят ежедневно, ежедневно священник предстоит перед престолом Божьим. Если в ветхозаветное время первосвященник один раз в год со страхом заходил за вторую завесу храма, чтобы принести Единому Богу жертвенную кровь для прощения грехов народа, то в наше время священник каждый день приносит в алтаре бескровную жертву! Однако при этом не умоляется сакральность, святость алтарей православных храмов. Как в ветхозаветном храме, так и здесь Бог незримо присутствует во Святая святых! Но всегда ли мы, служащие Богу или помогающие священнослужителям, испытываем благоговение и страх от присутствия в месте, где совершается великое Таинство Евхаристии, где Сам Господь Иисус Христос незримо, особым образом пребывает? Всегда ли мы, дорогие братья и сестры, причисленные к всеобщему священству, со вниманием и должным образом возносим хвалу Вседержителю? Надо признаться, не всегда. Поэтому, чтобы не быть обвиненными в теплохладности, в отсутствие веры, последуем за кроткой и Пречистой Богоизбранной Отроковицей, преданно подчинившей себя Господней воле; уподобимся Божией Матери, соделавшейся обителью Бога! Станем же и мы храмами, местами вселения Святого Духи и Господа в Таинствах, чтобы являть Славу Его всему миру! Аминь!