Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем событие, называемое в Церковном Предании Обрезанием Господним. В древности, в первые столетия христианства, существовала секта так называемых докетов, которые утверждали, что воплощение Господа Иисуса Христа было не действительным, но призрачным и что Господь Иисус Христос не воплотился в самом точном смысле слова (то есть облекся в человеческую плоть со всеми ее естественными свойствами, приобрел человеческие душу и тело), но что это было воплощение только по видимости. Докетам казалось унизительным и невозможным, чтобы Бог страдал и вообще испытывал все чувства и ощущения, свойственные людям, живущим на земле во плоти: не только страдания, но и все остальное — потребность в пище, сне и прочее. Я думаю, именно по этой причине святитель Василий Великий пожелал подчеркнуть в евангельском повествовании то событие, которое неоспоримо говорит об истинном воплощении Второго Лица, или Ипостаси, Пресвятой Троицы — Слова Божия, Сына Божия. Обрезание, описанное в Евангелии, он посчитал событием, наиболее доказывающим, что воплощение Господа Иисуса Христа было не призрачным. Если мы будем предвзято подходить к евангельскому повествованию о страданиях Спасителя, то можем предположить, хоть это лукавство и хитрость, что Господь терпел страдания только по видимости, что на самом деле Он делал вид, что страдает. Действительно, человек взрослый, сознательный может изображать какие-то чувства, на самом деле их не испытывая. Но такого никак нельзя сказать о младенце. Младенец, поскольку ум его еще неразвит, не способен ничего из себя изображать. Вот как повествует об Обрезании Господнем Божественное Евангелие: «<i>И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве</i>» (ст. 20-21). Это краткое упоминание много говорит читателям Евангелия, в особенности знакомым с предписаниями Моисеева закона. Обряд обрезания совершался с тех времен, когда Бог заключил завет по плоти с родоначальником израильского народа Авраамом. Знаком этого завета, или договора, если выражаться современным языком, стало обрезание, то есть отсечение крайней плоти у мужчин (см. <a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-17/?verse=17:11">Быт. 17:11</a>). Ив один день обрезались Авраам и сын его Исаак, который в то время был уже в отроческом возрасте. Но тогда же Аврааму было заповедано, что совершать этот обряд нужно в восьмой день после рождения. С тех пор он совершался над всеми иудеями. Из сегодняшнего евангельского повествования можно сделать вывод, что воплощение Сына Божия было истинным, потому что Он терпел то, что терпели все люди. Он испытывал необходимость в отдыхе и пище. Испытывал ощущения, свойственные людям, например холод, жар, утомление. Это страдания в широком смысле. Но Он терпел страдания и в узком смысле слова, и душевные, и телесные, когда был гоним, оклеветан, когда Его оплевывали, унижали, наконец унизительным, страшным, мучительным образом казнили через распятие на Кресте. Все эти страдания были свойственны Господу Иисусу Христу по человеческой плоти. Но как Бог Он, конечно же, пребывал бесстрастным, и Божество Его не претерпело никакого изменения. Однако в естественном телесном образе жизни Господа Иисуса Христа не все было так, как у нас. Господь Иисус Христос был существом безгрешным и только принял вид «раба» (см. <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:7">Флп. 2:7</a>), как говорит апостол Павел. На самом же деле Он был свободен от тех последствий грехопадения, которые свойственны всем людям, живущим на земле. Не совсем приятно говорить об этом в храме Божием, но у многих из нас возникают вопросы. По крайней мере, у меня такие недоумения были. Когда я размышлял о величии того или иного человека, мне всегда казалось странным то, что он имеет естественные отправления, которые свойственны людям так же, как и животным. Думать об этом было неприятно, казалось, что это унижает того, о ком думаешь. У людей, живших в раю до падения, как справедливо рассуждает отец Серафим (Роуз), естественных отправлений не было. Пища усваивалась человеком полностью, и никаких ее излишков из тела не выбрасывалось. Отправления — это следствие нарушения естественного состояния, если понимать под естественным состоянием то, какое даровал человеку Бог при сотворении. Господь Иисус Христос был выше униженного, падшего состояния. Он был человек в полной мере, но не имел на себе печати греха и, естественно, всех последствий падения не испытывал. Потому образ Господа Иисуса Христа предстает перед нами как единственно чистый во всех отношениях, единственно возвышенный, воистину образ великого Человека. Мы можем думать о Господе Иисусе Христе и как о Сыне Божием, и как о Богочеловеке и можем отдельно рассмотреть человеческую сторону Его жизни, хотя это, конечно, условное разделение. Но для того, чтобы уяснить себе Его святость, Его возвышенность, мы можем допустить такую смелость. Вот для чего установлен этот праздник: для того, чтобы мы на примере обрезания поняли истинность Боговоплощения, действительность воплощения Сына Божия. Далее Евангелие так говорит о младенчестве Господа нашего Иисуса Христа: «<i>Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем</i>» (ст. 40). Исполнялся премудрости Он, конечно, как человек. Умственные способности человека проявляются через его телесные органы. Например, способность размышлять обнаруживается тогда, когда до определенного состояния развивается мозг, а также дар речи. Когда говорится, что Господь Иисус Христос исполнялся премудрости, имеется в виду, что в Нем развивалась человеческая мудрость, из младенчества Он переходил в отроческий возраст, и благодаря этому постепенно обнаруживалась и Божеская безграничная премудрость. Ибо у Младенца, не обладающего даром речи, премудрость никак обнаружиться не может. «И благодать Божия была на Нем». Здесь также говорится не о том, что Он по человечеству нуждался в благодати как в чем-то постороннем, приходящем от Бога. Имеется в виду, что благодать на Нем была видна людям. «<i>Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его</i>» (ст. 41-45). Из этого недоразумения, о котором повествует Евангелие, ясно, что Господь Иисус Христос был такой же человек, как все. Как отрок, Он заблудился. Исполненный всяческого благоразумия, Он счел неуместным разыскивать Своих родителей и вернулся в храм. Представьте, что кто-то из нас потерял в толпе в незнакомом городе своих друзей. Что бы он сделал? Остался бы на том месте, где с ними разлучился, и это, действительно, самое благоразумное решение. Родители же Отрока Иисуса (не потому, что они были грешники, а по человеческой ограниченности) ошиблись и не поняли этого и стали искать Его среди своих родственников. Описанный случай вновь говорит о человеческом естестве Господа Иисуса Христа. Он не захотел проявлять до времени Свои сверхъестественные способности и во всем покорялся обычным законам человеческого общежития. «<i>Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его</i>» (ст. 46-47). Господь Иисус Христос вступил в беседу со старцами-книжниками и здесь проявил Свою премудрость. Его Божеская премудрость через человеческую речь, при помощи обычного человеческого общения явилась пред всеми. В таком возрасте, в особенности в то время, едва ли мог отрок обладать какими-то знаниями, приобретенными через образование. Господь Иисус Христос обучался разве что у Своих родителей, может быть, читал Священное Писание вместе с Матерью, Богородицей Девой Марией. Но специально, как это делали евреи того времени, желавшие получить образование, ни в каких школах, ни у каких учителей не обучался. Тем более удивительна была Его мудрость, этот разум, которому удивлялись слушавшие Его. «<i>И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?</i>» (ст. 48-49). Пресвятая Дева Мария хотя и понимала, что Он воплотившийся Сын Божий, но, по некоторой человеческой ограниченности, действительно огорчилась и очень переживала в эти три дня, недопонимая, что Промысл Божий не может подвергнуть Его какой-либо скорби до времени Его страданий. Поэтому Она задала такой вопрос: «Чадо, что Ты сделал с нами?» Но Он ответил им так, что они не могли возразить. Он сказал: нужно было искать Меня в храме. Действительно, это было самое благоразумное решение, но они почему-то сразу не поняли, что следовало начать поиск с храма. Видимо, скорбь и страх внесли смятение в их души. «<i>Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем</i>» (ст. 50-51). Из окончания повествования видно, что слова «они не поняли сказанных Им слов» относятся не к Божией Матери, а к остальным присутствовавшим там. Если бы Она не поняла этих слов, то не говорилось бы, что Она «сохраняла все слова сии в сердце Своем». Она поняла необыкновенное значение и смысл их, но никому тогда нельзя было это объяснить. И потому Пресвятая Дева сохраняла их в сердце Своем до времени. И, видимо, тогда уже, когда апостол Лука писал свое Евангелие, Она рассказала ему об этом удивительном случае, подтверждавшем, что уже в отроческие годы Иисус вполне осознавал Себя Сыном Божиим. Это опровергает мнение некоторых еретиков, учивших, что Иисус только впоследствии соединился с Божеством. На самом деле не существовало отдельно Иисуса и Сына Божия, а был единый Господь Иисус Христос, Сын Божий. «<i>Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков</i>» (ст. 52). Снова говорится не о том, что Он становился все более мудрым, но о том, что Его Божеская мудрость обнаруживалась при Его общении с людьми по мере Его возрастания, по мере развития способности проявлять естественным образом сверхъестественную Божескую премудрость. Это с одной стороны. С другой стороны — эта премудрость становилась очевидной для других людей. Потому и говорится здесь, что Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», то есть пред глазами людей. Сегодняшнее евангельское повествование при внимательном его рассмотрении и размышлении над ним позволяет нам увидеть как истинное Божество Иисуса Христа, обнаруживавшееся тогда, когда только ему возможно было обнаружиться, так и Его истинное человечество, которое претерпело обрезание, естественное возрастание и возмужание. Пусть же никто не смеет утверждать ни то, что воплощение Его было якобы призрачным, ни то, что Он обучился Божеской премудрости от кого-то из людей. В III столетии некоторые язычники распространяли такой миф о Господе Иисусе Христе. Они действовали более хитро, чем иудеи или современные атеисты. Они не хулили Иисуса и не отрицали Его существование, но придумали лукавое объяснение Его сверхъестественным способностям. Они утверждали, что Иисус обучился неким тайным духовным наукам в Индии (где якобы путешествовал) у тамошних мудрецов, тех, кого мы сейчас называем йогинами и кого в древности называли гимнософистами, или у подобных им. Таким образом язычники клеветали на Него, говорили, будто Он был обыкновенный человек, может быть, выдающийся в каком-то отношении, но отнюдь не Сын Божий. Сегодняшнее евангельское повествование опровергает этот вымысел, нелепый, однако очень популярный, дошедший даже до наших дней. Им пользуются современные атеисты, пытаясь унизить Божественную личность Господа Иисуса Христа, ниспровергнуть христианство, оспорить богооткровенное происхождение христианской религии. Но в Евангелии говорится, что Иисус и в отроческом возрасте, ни у кого не обучаясь, обнаружил Свою сверхъестественную Божественную премудрость и полное сознание того, что Он истинный Сын Божий, ибо Он говорил: «Разве вы не знаете, что Мне надлежит быть в доме Отца Моего?» Итак, Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Две природы, Божеская и человеческая, каждая из которых обладала всеми своими свойствами, в одной Ипостаси Господа Иисуса Христа, Сына и Слова Божия. Аминь.