<i>Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?</i> <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:14">Евр. 1:14</a>. Торжественно собрался ныне собор земный, воздать честь Собору небесному; собрался собор человеков, воспеть хвалы Собору Ангелов. Для чего? Не все ли они, говорит Апостол, изъясняя высокое превосходство Сына Божия пред Ангелами, не все ли они суть служебные духи? Для чего же Церковь, которая часто изъявляет желание вместе с Ангелами служить Богу, и славословить Его благость, теперь, так сказать, остается позади их, и совершает род служения в честь их самих? Сие тем более требует исследования, что и древний закон, вчиненный Ангелами (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:19">Гал. 3:19</a>), не представляет никакого торжественного установления в честь Ангелов. Самое обыкновенное основание священных установлений, – говоря сие, мы не колеблем других оснований, глубоких и таинственных, – самое, говорю, обыкновенное основание церковных установлений есть благочестивое напоминание. Помни день субботный (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-20/?verse=20:8">Исх. 20:8</a>), говорит заповедь. Будет вам день сей в память (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:14">Исх. 12:14</a>), говорит закон Пасхи. Сие творите в Мое воспоминание (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-22/?verse=22:19">Лк. 22:19</a>), говорит Сам Иисус Христос, установляя таинство Тела и Крови Своей. На сем основании древний закон не мог основать особенного церковного установления в честь Святых Ангелов в такие времена, когда человеки наклонны были воздавать служебным силам честь Божескую, и когда всего более нужно было напоминать о подобающем служении единому Богу. Ныне, под законом Христовым, совсем иные времена. Единство Божие как солнце, озаряет умы: но как звезды неприметны при солнце; так при занятии любомудрствующаго ума одною великою мыслию о Свете несотворенном, некоторые уже не примечают светов сотворенных, малых, конечно, перед Оным, впрочем чистых и благодетельных, – не примечают служебных духов, посылаемых от Бога в служение для тех, которые должны наследовать спасение; а не примечая их, устраняются от их благодетельного сообщества и помощи. Для таких времен прозорливо и премудро установила Церковь торжествовать в честь Собора небесных Сил, дабы мы немощные земнородные получали назидательное напоминание о сих споспешниках нашего спасения. Удивительно, что забвение о небесных Силах в некоторых из Христиан простирается до того, что сомневаются даже о существовании невидимого мира. Если бы не имели мы о сем свидетельства в книге Откровения: мы могли бы найти оное в книге природы. На всем видимом написано свидетельство о невидимом. Апостол Павел говорит, что невидимое Божие, Его присносущая сила и Божество, от создания мира, чрез рассматривание тварей, есть видимо (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:20">Рим. 1:20</a>): но как не все видимое может отнесено быть непосредственно к невидимой силе Божией; то, на основании Апостольского изречения, можно видеть мир невидимый, сквозь мир переходящих образов – мир постоянных сил, посредством которых вседетельная сила Божия держит, носит (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:3">Евр. 1:3</a>), движет, управляет и сохраняет все видимое. Посмотрите на дерево или траву: то, что вы видите, может только увянуть, засохнуть и разрушиться; а то, что производит зелень, рост, цвет и плод, не есть ли невидимое? Оглянитесь на самих себя: то, что в вас чувствует, желает, мыслит, не есть ли невидимое? Приметьте подобную лествице постепенность тварей, которые потолику совершеннее одна другой, поколику более открывается в них действие невидимого; начните от земли и камня, в которых невидимое совершенно погребено; взойдите по лествице видимых тварей до человека, в котором невидимое может уже господствовать: не естественно ли над сею степенью предполагать твари, в которых видимое совершенно поглощено, – существа, чисто невидимые, духовные? Правда, в нынешнем омраченном состоянии человека и мира, сквозь письмена видимых вещей тускло мелькает свет мира невидимого. Но за то в книге Откровения очищенное верою око ясно усматривает не только существование мира невидимого, но и его близость, и тесный союз его с видимым. Там Херувим стережет путь древа жизни (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-3/?verse=3:24">Быт. 3:24</a>); здесь Ангел утешает отчаянную Агарь (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-16/?verse=16:7–12">Быт. 16:7–12</a>); в другом месте Ангелы вместе с Господом гостят у Авраама (Быт. 18); Ангелы спасают Лота из погибающего Содома (Быт. 19); Ангел сохраняет жизнь умирающему от жажды Измаилу (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-21/?verse=21:17–19">Быт. 21:17–19</a>); Ангел и, может быть, более, нежели Ангел по существу, однако же Ангел по явлению и по наименованию в священном бытописании, – удерживает руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака, и осыпает его благословениями (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-22/?verse=22:15-17">Быт. 22:15-17</a>); Ангела обещает Авраам в руководство рабу своему (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-24/?verse=24:7">Быт. 24:7</a>), и сей раб дивно руководствуется в обретении Ревекки. Иаков, то спящий во множестве видит Ангелов, по лествице восходящих на небо, и нисходящих на землю (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-28/?verse=28:12">Быт. 28:12</a>), то бдящий встречается с полками Ангелов (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-32/?verse=32:1">Быт. 32:1</a>). Ангел является Моисею в горящей купине (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-3/?verse=3:2">Исх. 3:2</a>), для приготовления его к изведению Израильтян из Египта. Ангел в столпе огненном и облачном предшествует Израильтянам из Египта, заграждает их от преследующих Египтян (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-14/?verse=14:19">Исх. 14:19</a>), сопровождает чрез Чермное море, и сорок лет непрерывно странствует с ними по пустыне. Под распоряжением Ангелов приемлют (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-7/?verse=7:53">Деян. 7:53</a>) Израильтяне закон Моисеев. Архистратиг силы Господни является Иисусу Навину (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iisusa-navina/glava-5/?verse=5:14">Нав. 5:14</a>), и распоряжает чудесное завоевание Иерихона. Ангел, вместо Пророка, проповедует Израильтянам, и плачущий от его проповеди народ ознаменовывает место его явления именем Плача (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-sudej-izrailevyh/glava-2/?verse=2:1–6">Суд. 2:1–6</a>), Ангел призывает Гедеона к избавлению Израильтян от порабощения (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-sudej-izrailevyh/glava-6/?verse=6:11">Суд. 6:11</a>); Ангел двукратно посещает родителей Сампсона, предсказывает необыкновенное рождение, и научает воздержанием матери охранять плод чрева (Суд. 13). Ангел поражает Иерусалимлян за тщеславие Давида (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2a-kniga-carstv/glava-24/?verse=24:16">2 Цар. 24:16</a>), и Ассириан за гордость Сеннахирима (<a class="verse-link link_text" href="/bible/4a-kniga-carstv/glava-19/?verse=19:35">4 Цар. 19:35</a>). Пророк Илия неоднократно в действиях своих руководствуется Ангелом (<a class="verse-link link_text" href="/bible/3a-kniga-carstv/glava-19/?verse=19:5">3 Цар. 19:5</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/4a-kniga-carstv/glava-1/?verse=1:15">4 Цар. 1:15</a>); Елисей показывает отроку своему сонм Ангелов, подобный охранительному воинству (<a class="verse-link link_text" href="/bible/4a-kniga-carstv/glava-6/?verse=6:17">4 Цар. 6:17</a>). Исаия видит Серафимов окружающих Престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение (Ис. 6); Иезекииль среди отверстых небес созерцает четыре Богоносныя животныя и одушевленные колеса (Иез. 1); Даниил зрит тысящи тысящь служащих Ветхому деньми, и тмы тем предстоящих Ему (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-7/?verse=7:10">Дан. 7:10</a>); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более нежели Ангела, в разжженной пещи (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-3/?verse=3:92">Дан. 3:92</a>); иногда во рве львином (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-6/?verse=6:22">Дан. 6:22</a>); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему, и изъясняет ему видения (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-9/?verse=9:21">Дан. 9:21</a>); иногда в откровениях своих он слышит о Михаиле, едином от первых старейшин небесных, и Князе народа своего (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-daniila/glava-10/?verse=10:13, 21">Дан. 10:13, 21</a>). Захария, кроме того, что видит и слышит Ангелов, многократно в себе ощущает Ангела глаголющего (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-zaharii/glava-1/?verse=1:14">Зах. 1:14</a>). О Господи сил! Какие воистину Соборы небесных Сил собираешь Ты для земнородных! Как дивно ополчаешь Ангелов Твоих окрест боящихся Тебе (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-33/?verse=33:8">Пс. 33:8</a>)! Каким содружеством, каким единством сопрягаешь духи Ангельские и человеческие! Может быть, некоторые думают, что Ангелам покорены были только ветхозаветные времена теней и гаданий, подобно тому, как видимые звезды поставлены для обладания нощию. Посмотрим. Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Должны ли исчезнуть звезды? Должны ли удалиться служебные духи Света? Или присутствие солнца не уничтожит звезд, а только сделает их менее приметными? Или и в присутствии Царя, царственные служители будут учреждать и облегчать доступ к Нему? Но почто вопрошать о сем? Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:51">Ин. 1:51</a>): и действительно, мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:11">Лк. 1:11</a>) и бессеменное зачатие Спасителя (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-1/?verse=1:26">Лк. 1:26</a>), целое воинство Ангелов, воспевающих славу рождества Спасителева (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-2/?verse=2:13">Лк. 2:13</a>), Ангела разрешающего недоумение Иосифа (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/?verse=1:20">Мф. 1:20</a>) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-2/?verse=2:13">Мф. 2:13</a>), Ангелов служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-4/?verse=4:11">Мф. 4:11</a>), Ангелов усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-18/?verse=18:10">Мф. 18:10</a>), более двенадцати легионов Ангелов, готовых ополчиться за Иисуса против Иудеев (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-26/?verse=26:53">Мф. 26:53</a>), Ангела явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-22/?verse=22:43">Лк. 22:43</a>), Ангелов отверзающих гроб Его (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-28/?verse=28:2">Мф. 28:2</a>), возвещающих Его воскресение (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-20/?verse=20:12">Ин. 20:12</a>), Ангелов сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-1/?verse=1:10-11">Деян. 1:10-11</a>), Ангелов разрешающих узы (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-12/?verse=12:7">Деян. 12:7</a>), и отверзающих темницы для Апостолов (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-5/?verse=5:19">Деян. 5:19</a>); наконец Ангела только еще возникающему от тьмы язычества Корнилию явившегося для того, чтобы указать ему вход в Церковь Христианскую (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-10/?verse=10:3–6">Деян. 10:3–6</a>). Христиане! Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-3/?verse=3:7">Откр. 3:7</a>). Итак, если Он отверз небо: кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи? Но чем несомненнее удостоверяемся мы о близости к нам святых Ангелов и о их готовности на помощь нам: тем с большею заботливостию мы должны помыслить о том, от чего в наши дни так мало слышат о сей помощи, а еще менее верят слышанному о том. Или нет при нас Ангелов; или мы не примечаем их; или удаляем от себя. Что их нет, то не правда, как мы видели. Следственно правда то, что мы или не примечаем их, или даже удаляем от себя. Как в видимых своих явлениях святые Ангелы не редко принимаемы были человеками за подобных человеков: так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что, среди недоумения или некоего бездействия ума, вдруг, как молния, просиявает чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина, или возгарается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия Ангелов, по изречению Пророка Захарии, глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей Ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ея, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших. Если мы человеки удаляемся от человеков, которых расположения противны нашим расположениям; если наставник наконец отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или пестун от воспитанника, отвергающего руководство; если самый отец удаляет от себя непокорливого сына: то как не удалиться наконец от нас святым Ангелам, когда мы не следуем их спасительным внушениям, и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, когда мы предаемся токмо земному? Как не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и в желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя? Чада церкви! Чада Божии! Будем ходить, яко чада послушания. Не слышим ли, как матерь ежедневно просит нам у Господа и Отца нашего Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших? Не отвергнем блага, о которых она столько для нас подвизается. Презрим земное и приближимся к небесному. Очистим чувствия, и узрим сверхчувственное. Изгоним из души нашей плотские желания и суетные помыслы, и тогда посетят ее бесплотные Силы, и поведут нас с собою от силы в силу, доколе наконец и Сам явится Господь Бог в Сионе духа нашего (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-83/?verse=83:8">Пс. 83:8</a>), и сотворит в нем Себе обитель (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-14/?verse=14:23">Ин. 14:23</a>). Аминь. <h4></h4> св. Филарет Московский. Слово в день собора святаго архистратига Михаила. 1821 г. Творения. Слова и речи в 5-ти т. М.: Новоспасский монастырь, 2005. Т. 2. С. 24-30