См. также проповедь архиеп. Никифора (Феотокиса) в нед. 29-ю по Пятидесянинице. <li>**</li> <i> Беседа по Апостоле из послания Апостола Павла к Колоссаям, читаемом в неделю Праотцев, о втором пришествии Христовом и о будущем суде</i> Как все земные тела содержат в себе огнь стихийный, так все слова Божественного Писания содержат в себе мысли небесные. Но не все находящиеся в земле тела, а только называемые электрические, будучи потираемы испускают светоблестящие искры электрического огня: Святого же Писания слова все будучи испытуемы испускают спасительные лучи небесного света. Чем более с надлежащим искусством трешь электрические тела, тем более оные бросают искр, и осиявают: чем более с благоговейным искусством испытываешь слова Священного Писания, тем более оные светят и осиявают. Слова из послания Богоглаголивого Павла ныне чтенные, читаны были и исследованы в двадесять девятую неделю годового круга. Но ежели еще исследуем оные, то еще воссияет от оных свет спасительный, просвещающий ум и сердце. Исследуем убо оные, не все, ибо слово будет продолжительно более, нежели сколько бы требовалось для настоящей цели, а одни только состоящие в начале чтенного отделения из послания, то есть, сии только слова: <i>«егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе»</i> (Кол. 3:4). Две мысли содержат в себе сии Апостольские слова, страшные и вместе радостотворные, страшные для неверных и грешных, радостотворные же для верных и праведных. Первое то, что Иисус Христос, оживотворив нас мертвых сущих грехом, имеет явиться во славе пред всеми от века бывшими людьми: второе, что тогда с Ним явиться имеют пред лице Его все от века бывшие люди: Когда единородный Сын Божий благоволением Отца и содействием Святого Духа пришел в мир, тогда не явился пред людьми во славе, но в смирении, сокрыв под естеством человеческим, которое восприял, непостижимое Божества Своего величие. Родился в вертепе: что смиреннее вертепа? Возлег в яслях бессловесных: что унизительнее яслей бессловесных животных? Повит был пеленами, яко младенец: что немощнее младенца? Потом обрезан был осмодневен, повиновался Матери Своей и Иосифу, ходил по Иерусалиму, алкал, жаждал, спал, пробуждался, чувствовал утруждение от путешествования, плакал. Напоследок посмеваем был, поругаем, заушаем, распят, умер, погребен. Все сие не было славою, но смирением, не было изъявлением велелепия Божия, но представляло подверженность естества человеческого страданиям. Почему Богомудрый Павел говорил: «Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:7–8). Но когда придет паки судить живых и мертвых, тогда явится во славе, тогда пришествие Его не будет во смирении, но в высоте, не будет в унизительности человеческой, но в велелепии Божественном, тогда предстанет Он не яко человек, но яко Бог. Славу второго пришествия Его не только никакой язык человеческий, но и все вместе языки человеческие описать не могут. Часть оной славы видел и описал Святый Пророк Даниил. «Видех», говорит он, что «престоли поставишася» (Дан. 7:9). Может быть, видел он дванадесять престолов оных, о которых сказал Господь Апостолам: «егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома» (Мф. 19:28). Потом описывает Даниил пресущественного Божества свойства, как то непреложность сим, «седе»: вечность сим, «ветхий денми»: пресовершенную чистоту и святость сим, «и одежда Его была аки снег» (Дан. 7:9): беспредельность премудрости, сопряженной со всечистою святостию сим, «и власы главы Его аки волна чиста»: крепчайшую силу Божественного правосудия Его сим, «престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь, река огненная течаше исходящи пред Ним» (Дан. 7:9–10): нестерпимость величайшую препрославленного велелепия Его сим, «тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему». Потом, уготовися, говорит, судище, и книги отверзлись: «судище седе, и книги отверзошася» (Дан. 7:10). «И се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый» (Дан. 7:13). Седе же на престоле судища, яко приявший от Отца Своего всю власть судить живых и мертвых. «Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» (Ин. 5:22). И сие видев Даниил, сказал: «и даже до ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется» (Дан. 7:13–14). К тому же, что видел и написал Пророк Даниил о дне суда, приложили Святые Евангелисты еще то, первое: что тогда явится на небеси крест Иисуса Христа: «и тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси» (Мф. 24:30): а второе, что тогда все люди и самые прободшие ребра Его увидят и познают, кто есть Иисус Христос. «Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша» (Откр. 1:7). Слышали ли, братия, каким явится Иисус Христос в день суда? Явится непременяемым, дабы показать, что определение Его есть непреложно, и что ни к молениям тогда не преклоняется, ни слезами не побеждается: вечным, дабы представить, что воздаяние Его есть бесконечно: Святым, дабы изъявить, что оскверненные грехами не имеют части с Ним: на престоле пламенне седящим, дабы показать огнепалительную казнь на осужденных: служимым и окружаемым тысячею тысяч и тьмами тем, дабы представить всесильную Свою власть над всеми: Судиею отверзающим книги, дабы открыть, что и дела, и слова, и помышления наши со всяким правосудием истяжет: представляет же знамение креста и язву ребр для того, чтобы неверные посмевающиеся тому, срамом и бесчестием покрылись, грешники презревшие то изобличились, а верные и праведные возрадовались, видя спасения своего орудия. «И узрит Его всяко око, и иже Его прободоша» (Откр. 1:7). Но для чего, скажешь ты, Бог, Который по бесконечному Своему милосердию «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2:4), в первом Своем пришествии явился с толиким смирением, а во втором имеет явиться с толикою славою и велелепием? Ежели бы первое Его пришествие было столь славно, сколь и второе, то познавали бы все, что Он есть Бог, и веровали в Него, как имеют познать и веровать в Него, когда увидят Его с толикою славою на престоле седящего. Сего не соделал Бог, во-первых, потому, что, ежели бы Он представился яко Бог, то веровали бы в Него люди не самопроизвольно, но принужденно, принуждаясь то есть величеством Божественных Его свойств, и следственно никакой почести или мздовоздаяния не должно бы им получать за веру их: во-вторых, потому, что никто бы не веровал Таинству Божественного вочеловечения: кто бы веровал, что Он есть человек и носит плоть человеческую, видя Его в толикой Божественной славе? Ежели и по толиком смирении, и по толиких доказательствах Его человечества, еретик Манес и последователи его говорили, что не самым делом и истинно воплотился Он, но казался только во плоти и призрак то было, то кто бы веровал, что есть Он совершенный человек, когда бы явился яко совершенный Бог? В-третьих, потому, что не могли люди еще не восставши из мертвых, и не соделавшись нетленными, но нося грубую и тленную плоть воззреть и видеть Его. Произошло сие с Апостолами на горе Фаворской, когда Иисус Христос малый луч Божества Своего открыл. «Падоша они на лице свое, и убояшася зело» (Мф. 17:6). Плоть Жизнодавца Христа до страдания и воскресения была способна страдать и подвергнуться тлению, а по страдании и воскресении соделалась неспособною страдать и нетленною. Приял же Он таковую способную страдать и подвергнуться тлению плоть, быв по всему подобен человекам «разве греха» (Евр. 4:15), дабы пострадав, распявшись и умерши примирить нас с Богом, и воскресши из мертвых воскресить с Собою нас от тления. «Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, Начальника спасения их страданми совершити» (Евр. 2:10). Таковым убо явился в мир в первом Своем пришествии, каковым был тогда, то есть с плотию, способною страдать и подвергнуться тлению, таковым же явиться имеет во втором Своем пришествии, каков Он есть, с бесстрастною, то есть нетленною и обоженною Своею плотию. Заметь же бесконечную премудрость и милосердие Божие. Хотя «Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:7–8): но от начала когда зачался во чреве Матери и родился в мир, даже до конца, когда вознесся на небо, представлял толикие доказательства тому, что Он есть Бог, коликие тому, что вместе и человек есть. Благовестие Девы, бессеменное зачатие, рождество от Девы, Ангел возвестивший пастырям великую радость, и сказавший: «родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лк. 2:11): слава Господня осиявшая их, и множество небесного воинства, которое славословило Бога восклицая: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14): явившаяся на востоке необычайная звезда, и путеводительствующая волхвов «дондеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча» (Мф. 2:9): Цари волхвы, кои от востока пришли, «и падше поклонишася Ему: и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато и Ливан и смирну» (Мф. 2:11): не доказательства ли то были, что родившийся не есть человек только, но Бог и вместе человек? Когда крестившись в Иордане восшел от воды, тогда отверзлись тотчас небеса, и Дух Святой сошел на Него, и глас услышан был с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3:17). Когда на Фаворской горе преобразился, тогда «просветися лице Его яко солнце: ризы же Его быша белы яко свет» (Мф. 17:2). Явились же там Моисей и Илия с Ним глаголющие и показующие, что Он живых и мертвых есть Господь: там еще и светлое воссияло облако, и глас был из облака проповедующий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф. 17:5). В Иерусалиме быв и в окрестностях оного проходя изгнал бесов, кричавших и говоривших: «что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас» (Мф. 8:29). Запрещение Его остановило ветр и волны морские, благословение Его насытило пятию хлебами пять тысяч мужей кроме жен и детей, осязание Его прогнало огневицу, плюновение Его просветило слепых от рождения, край риз Его иссушил кровотечения, повеление Его очистило прокаженных, укрепило расслабленных, исцелило водяною болезнию одержимых, дало глас немым и слух глухим, слово Его врачевало всякую болезнь и всякую немощь, глас Его воскресил из мертвых не только недавно умерших, но и четверодневных. Не суть ли то сильные доказательства, что не человек Он есть простой, но Бог и вместе человек? Возведи ум твой на гору Голгофскую. Что видишь там? Видишь Иисуса яко человека посреди двух разбойников распятых, но видишь и то, что «от шестаго часа тьма бысть по всей земли, до часа девятаго: И завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся, и камение распадеся: и гроби отверзошася, и многи телеса усопших святых восташа» (Мф. 27:45, 51–52). Виждь там, как един из воинов копием прободает ребра мертвого Его тела, но «абие изыде кровь и вода» (Ин. 19:34), кровь да спасет меня, а вода да освятит меня. Сойди в вертоград Иосифов, что видишь там? Тело мертвое, обвитое плащаницею со смирною, и во гробе новом положенное, при двери гроба камень весьма великий, печати на камени, и стражу стрегущую гроб: но по трех днех землетрясение, Ангелы внутрь гроба, Ангел молниеносный на камени гроба седящий, жены приходят Мироносицы с миром, да помажут тело, не обретши же оного, узнают от Ангелов, что воскрес из мертвых, и Сам воскресший из мертвых, Иисус сперва встречается с Мироносицами, и говорит им «радуйтеся» (Мф. 28:9), приветствие противоположное праотеческой печали: потом является Апостолам и показует им руки и ребра Свои (Ин. 20:20), осязается ими, и яст с ними, и четыредесять дней «являяся им и глаголя яже о Царствии Божии» (Деян. 1:3), уверяет их, а чрез них и весь мир, в том, что воскрес Он из мертвых. Все то не довольно ли к удостоверению, что Иисус Христос не есть только человек, но Бог и вместе человек? Ежели же возведешь душевные твои очи и на гору Елеонскую, видишь там Иисуса Христа облаком вземлемого, и Апостолов взирающих на небо, куда Он восходил, слышишь и святых Ангелов говорящих к ним: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). Что сего более доказывает Божество Иисуса Христа? А что не явился Он в первом Своем пришествия на престоле огненном седящим, не показал реку огненную пред Ним, не явил тысячи и тьмы служащих и предстоящих Ему, не открыл судилище, не представил всех судимых, и не отверз книги деяний, то нимало не удивительно: ибо тогда пришел Он не для того, чтобы судить, но чтобы спасти, не для того, чтобы прославить или осудить, но чтобы искупить и помиловать. Возлюбленные мои братия, Пророк Даниил видя имеющее быть во втором пришествии Христовом, описал славу, с которою Он тогда явится, а о нас сказал только сие: «и вси людие, племена и языцы Тому поработают» (Дан. 7:14). Божественный же Апостол не только сказал, что Христос явится в славе, но что и мы явимся пред Ним: <i> «егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе»</i> (Кол. 3:4). Открыл и то, для чего явимся пред Ним: «Всем бо нам», сказал, «явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5:10). А сие значит, что предстанем на страшное оное судилище, дабы подъявши суд получить нам воздаяние за дела соделанные во днех временной жизни нашей. Не подумайте же, что судилище оное имеет сходство с судилищами земными: ибо на земных судилищах прикрывает судимый преступления свои ложью, обманывает словами коварными, превозмогает ходатайством друзей, побеждает дарами, оправдывается свидетельством лжесвидетелей: на судилище же Божием ни ложь не совместна, ни коварство не находит места, ни ходатайство не имеет силы, ни дары не являются, ни лжесвидетельства не произносятся: ибо тогда отверзаются книги, Даниилом виденные, в коих написаны и дела, и слова, и помышления каждого из человеков, почему тотчас явятся пред всеми не только дела коликие явно соделали, но и самые тайны сердец наших. Посему Апостол не сказал, представитесь, но явитесь, дабы сим показать, что всякого человека верного и неверного, праведного и грешнаго явятся пред всеми и дела, и слова, и помышления. Неверные, кои оставивши веру, погрузились в бездну неверия, тогда открывается пред лицем всего мира прямая причина неверия вашего: тогда видит весь мир, что не рассудок, как вы хвалитесь, убедил вас, но гордость низвергла вас в бездну сию, не чувство удостоверило, как говорите, но порочность ослепила: видит тогда весь мир, что один дерзал говорить, что нет Бога, не потому чтобы имел на то доказательство, но потому что хотел показаться других остроумнее: а другой хулил Христианскую веру, не потому чтобы знал, что она не есть истинная, но поелику видел, что законы ее препятствуют злым плоти его пожеланиям: один осуждал веру, дабы прикрыть срамоту и гнусность дел своих: а другой говорил, что учения веры суть басни, дабы погасить огнепальные обличения совести своей. О коликих слез достойны несчастнейшие неверные! Они и прежде страшного оного суда осуждены и определены на вечное мучение. «А не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия» (Ин. 3:18). «Сего ради», говорил Пророк, «не воскреснут нечестивии на суд» (Пс. 1:5), то есть, не воскреснут, чтобы им судимым быть, но чтобы осудиться на бесконечные муки. Грешники, от них же первый есмь аз, «судище седе» (Дан. 7:10): увы нам! Судище правосуднейшее, Судия же неумолимый. «И книги отверзошася»: увы нам! Отверзшиеся книги содержат в себе дела, слова и помышления наши. «Отверзошася» же, сказал потому, что тогда откроется не только явное, но и сокровенное все будет обнажено и открыто. О! какой срам покроет тогда лице наше, когда весь мир увидит тайные коварства и скрытые обманы, кои мы употребляли ко вреду ближнего? Коликое будет нам посрамление, когда весь мир увидит коварное лицемерство, притворную любовь, немилосердые, завистливые, и памятозлобные утробы наши? Коликий стыд, когда пред всем миром откроются все постыдные срамоты грехов плотских, кои мы в нощи, во тьме и втайне соделали? Когда же, Богочеловече Иисусе мой, увижу я крест Твой и язвы ребр Твоих, и почувствую, что многажды я грехами моими снова распинал и поносил тебя (Евр. 6:6), многажды беззакониями моими снова прободал ребра Твои, какое тогда защищение, какое извинение мое будет, и что скажу? Ничто таковое не будет тогда иметь места. Когда мы увидим готову реку огненную, какой страх и какой трепет тогда будет? Какое потом отчаяние, когда Судия провозгласит последнее о нас решение: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его»? (Мф. 25:41) Покаяние, которое есть всесильно до суда, бессильно по суде: слезы, очищающие нас от всякого греха прежде суда, по суде суетны, бесполезны и недействительны. Человеки святые и праведные, блаженны вы будете в оный день, когда Христос явится пред вами, и вы пред Ним: препрославленны будете, когда откроются книги, в которых «имена ваша написана суть» (Лк. 10:20). Ибо тогда увидит мир, колико любили вы Бога, колико благодетельствовали ближнему: увидят все от века люди смирение сердца, чистоту ума, веру и благочестие души вашей, молитвы, пощения, труды и подвиги за Христа, излиянную за Христа кровь и мученическую за Христа смерть вашу. «Тогда праведницы просветятся яко солнце» (Мф. 13:43). А сие значит, что всякая добродетель воссияет тогда как лучи солнечные. Тогда возвестит Бог пред всем миром, коликие милостыни соделали вы нищим. «Взалкахся бо», говорит, «и вы дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне» (Мф. 25:35–36). Тогда провозгласит к вам: «придите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Вы же услышавши сей благословенный глас, внидете в радость Господа, в чертог Божественной славы, в совершенное наслаждение блаженством, в вечное Царствие Иисус Христово, да царствуете с Ним во веки веков. Но как мы можем избежать осуждения грешных и удостоиться славы праведных? Богодухновенный Павел, когда сказал сие, <i> «егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе»</i> (Кол. 3:4), показал тотчас и способ, сказав: <i> «умертвите убо уды вашя, яже на земли»</i> (Кол. 3:5). Поелику, говорит, Христос явится пред вами как Судия, а вы пред Ним как судимые, то нужно чтобы вы укротили плотские страсти и мирские похоти. Для чего же сие? Для того, что ежели предстанем пред Ним оскверненны плотскими страстьми и похотьми мира, то ожидать будет нас нескончаемое мучение: ежели же обрящемся чисты от всякой скверны плоти и духа, то внидем в Царствие, уготованное от сложения мира, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.