Ст. 13. <b>Когда волхвы отошли, — се, Ангел Господенъ является во сне Иосифу и говорит; Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его</b>. Когда волхвы отошли, и Иосиф, и Мария в благоговейной радости созерцали исполнение тайны вочеловечения Бога Слова и слагали в сердце своем все чудесные обстоятельства, сопровождавшие рождество Христово, тогда является Ангел Иосифу и возвещает ему неожиданное скорбное повеление бежать в Египет. Ирод обдумал уже план погубления Младенца Иисуса и дожидался только возвращения волхвов, надеясь от них получить более точные сведения о времени и месте рождения Его. Оставаться в Вифлееме святому семейству нельзя было — и вот небесный вестник является Иосифу во сне и побуждает встать сейчас же и, нимало не медля, взять Младенца и Матерь Его и бежать в эту же ночь во Египет, на который не простиралась власть Ирода. От Вифлеема до границ Египта считалось около ста верст. Ст. 14. <b>Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет</b>. Праведный старец, всегда покорный воле Божией, в точности исполнил повеление Ангела — и в ту же ночь со святым семейством отправился в Египет, чтобы скорее избегнуть преследования. Ст. 15. <b>И там был до смерти Ирода; да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: <i>Из Египта воззвал Я Сына Моего</i> </b>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-osii/glava-11/?verse=11:1">Ос. 11:1</a>). Ирод помер в этот же год, почему пребывание святого семейства в Египте не продолжалось более года. Евангелист писал евангелие главным образом для христиан, обращенных из иудеев, почему и любит вообще приводить пророчества о Христе из ветхозаветных священных книг, бывших в употреблении у иудеев, указывая исполнение их в событиях жизни Иисуса Христа. Так делает и здесь. Ст. 16. <b>Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов</b>. Ирод с нетерпением дожидался возвращения к нему волхвов, надеясь окончательно получить нужные сведения, чтобы вернее погубить Младенца, — но волхвы, по наставлению Ангела, сотворивши поклонение Спасителю, пошли на свою родину другою дорогою и не зашли в Иерусалим к Ироду. Это крайне раздражило Ирода. Он увидел в том насмешку волхвов над собою. Вознамерившись прежде погубить одного Божественного Младенца, он теперь в досаде и злобе переменяет прежний план погубления Его и посылает избить всех младенцев, которые совершенно не были опасны ему, и не только в Вифлееме, на который указывали первосвященники, как на место рождения Христа, но и в окрестностях Вифлеема, надеясь этим способом непеременно погубить и Младенца — Христа. Возраст для избиения младенцев назначен был им от двух лет и ниже по времени явления звезды, которое он выведал от волхвов. Он, как видно, полагал рождение Христа вместе с появлением звезды. Ст. 17—18. <b>Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: <i>Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет </i></b>(<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-proroka-ieremii/glava-31/?verse=31:15">Иер. 31:15</a>). В городе Раме (в колене Вениаминовом) были собраны иудеи пред отведением их в плен вавилонский, за 583 года до рождества Христова. Пророк Иеремия, как очевидец этого печального события, изображает его так, как будто Рахиль — мать Вениамина, сына Иакова — видит отходящих в плен иудеев и горько плачет о них, как об отводимых на смерть. Евангелист это пророческое изображение печального события прилагает к событию избиения младенцев Иродом. Приложение это очень уместно, ибо Рахиль умерла и погребена в окрестностях Вифлеема (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-35/?verse=35:19">Быт. 35:19</a>), и вот, на месте погубления невинных младенцев, евангелист восстановляет образ плачущей Рахили — праматери — за всех прочих несчастных матерей. Ст. 19—21. <b>По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матеръ Его и пришел в землю израилеву</b>. Господь Спаситель пришел на землю прежде для спасения погибших овец дома израилева, почему и не восхотел долго оставаться в Египте. Как только умер Ирод и приверженцы его, разделявшие его хитрые и злые взгляды, Ангел Господень повелел Иосифу возвратиться с святым семейством в землю израильскую. Иосиф немедленно исполнил повеление Ангела. Ст. 22. <b>Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы галилейские</b>. Архелай, сын Ирода, вступивший после него в управление Иудеею, Самариею и Идумеею, был так же жесток и кровожаден, как и отец его. Так, он в начале своего царствования умертвил в праздник Пасхи три тысячи иудеев в храме и городе. Иосиф побоялся поселиться в его владениях: как сын убийцы младенцев вифлеемских, он, конечно, знал это событие и причины его, и потому жизнь Младенца Иисуса подвергалась опасности. По откровению Божию Иосиф пошел в пределы галилейские, где управлял Ирод Антипа, правитель слабый и более миролюбивый. Ст. 23. <b>И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется</b>. В Назарете был дом Иосифа, в котором жила и Пресвятая Дева Мария по выходе из иерусалимского храма; в нем Она получила благовестие от Ангела и жила до времени путешествия в Вифлеем по случаю переписи. В нем поместились теперь и по возвращении из Египта. Назарет был малый и незначительный город и был в презрении у иудеев. Приводимое евангелистом реченное чрез пророков, что Христос наречется Назореем, т.е. жителем Назарета, означает вообще уничиженное состояние Господа славы, о котором возвещали пророки.