<b>Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в неделю по Просвещении (Еф. 4:7–13)</b> Два творения создала всесильная десница Бога вышнего, одно вещественное, и сие есть мир, а другое духовное, и сие есть Церковь. Разделяется же Церковь на две части, одна часть ее на небеси, где Ангелы и духи праведных, называемая — гора Сион, небесный Иерусалим, торжество и Церковь «<i>первородных на небесех написанных</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-12/?verse=12:23">Евр. 12:23</a>): а другая на земли, где собрание верных, и сия есть дом Божий, «<i>столп и утверждение истины</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-3/?verse=3:15">1 Тим. 3:15</a>). Как от начала мира прияла начало свое Церковь на небеси по сотворении Ангелов (<a class="verse-link link_text" href="/bible/kniga-iova/glava-38/?verse=38:7">Иов. 38:7</a>), так оттоле началась и Церковь на земли: ибо верные и святые люди были от Адама до Моисея, Церковь то прежде закона, а от Моисея до Христа — Церковь в законе, от Христа же до скончания мира — Церковь во благодати. Церковь на небеси есть вечная и некончаемая, а Церковь на земли будет иметь конец, когда кончится мир. В членах же сих двух творений заметил премудрый Павел различия и неравенства, и о мире сказал: «<i>Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом: ина же рыбам, ина же птицам. И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным. Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-15/?verse=15:39–41">1 Кор. 15:39–41</a>). А о Церкви на небеси изъявил, что в оной суть Архангели, Ангели, Начала, Силы, Престоли, Господствия, Власти (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-fessalonikijcam-ap-pavla/glava-4/?verse=4:16">1 Фес. 4:16</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:38">Рим. 8:38</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:16">Кол. 1:16</a>): о Церкви же на земли проповедал, говоря: «<i>и Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:11">Еф. 4:11</a>). Имела Церковь до закона и Жрецов, свидетель тому Авель; и Патриархов, свидетели тому — Авраам, Исаак, Иаков, и от него произошедшие дванадесять сынов; имела и Священников, свидетель тому Мелхиседек, который «<i>бяше священник Бога вышняго</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-14/?verse=14:18">Быт. 14:18</a>). Равно и Церковь в законе имела Первосвященников, Священников и Левитов, и народ. А дабы кто погрешительно не подумал, что таковые степени и неравенства, видимые в Церкви, составились от человеческого изобретения и искусства, то Божественный учитель поучает, от кого, и по какой причине, и для какого конца оные установлены. Сие содержит в себе отделение из послания ко Ефесеям ныне чтенное: в чем чтобы вам удостовериться, послушайте толкования оного отделения. Еф. 4:7. <b>Братия, единому комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова.</b> Какая есть мера дара Христова? Добродетель; она определяет меру дара Христова. Чем более добродетель наша, тем более бывает мера дарования Христова нам даемого. Научил сему сам Господь, сказав: «<i>дайте, и, дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-6/?verse=6:38">Лк. 6:38</a>). Но сие, скажешь ты, не есть дар, а воздаяние. Дар есть, во-первых, потому, что добродетель есть дело Божия помощи, поелику мы без Него никакой добродетели не можем соделать. «<i>Без Мене не можете творити ничесоже</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-15/?verse=15:5">Ин. 15:5</a>). Во-вторых, потому, что дарование Божие никакого сравнения не имеет с добродетелию нашею, и несравненно превосходит оную. Како убо добродетель мера есть дара Христова, никакого с оным не имея сравнения? Добродетель дает только Богу случай к излиянию милости Его на нас, великая величайший, а малая малейший; посему и добродетель бывает мерою большего или меньшего дара Христова, хотя никакого не имеет с оным сравнения. А благодатию по дару Христову назвал Апостол церковные степени и дарования, как явствует то из нижеследующих его слов. Заметь же сие, «<i>дадеся</i>», дабы удостовериться тебе, что таковые дарования не изобретены от вымысла человеческого, но даны от благодати Божией: и чтобы сие доказать, предлагает потом Псаломническое пророчество, говоря: Еф. 4:8. <b>Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен, и даде даяния человеком.</b> Царе-Пророк Давид воспевал, «<i>возшед на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-67/?verse=67:19">Пс. 67:19</a>). Почему же Богодухновенный Павел, предлагая в свидетельство сие пророческое слово, переменяет оное на третье лице, а вместо сего, прият, говорит «<i>даде</i>»<sup>1</sup>. Давид, исторически повествуя об освобождении Израильского народа от плена Фараонова, упоминает о дарах, данных от Египтян Израильтянам. Поелику же сие было по содействию Божия благодати, как свидетельствует Святое Писание, говоря: «<i>и даде Господь благодать людем Своим пред Египтяны: и даша им, и обраша Египтян</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-12/?verse=12:36">Исх. 12:36</a>): посему Пророк, песнословя о сем Бога, к Нему относит сие, приял еси Боже, говорит, возвысился Ты и возвеличился, восставив рабов твоих Израильтян, находящихся пленными и рабами Фараону: взял от Египтян даяния, то есть дани, и дал оные Израильтянам (Пс. 4:24?). А Богодухновенный Павел, как в иносказательном смысле приняв двух сынов Аврамовых, и Агарь и Сарру, изъявил то, чего оные были образованием, так отнесши в таинственном смысле ко Христу слова Давидовы, изъявил пророческий и таинственный оных смысл: принял Израильский народ пленный и рабом бывший Фараону за образ рода человеков, кои были пленники и рабы диавола, служа ему поклонением идолам, и волю его творя злыми делами. Посему и говорил в третьем лице, сказав, «<i>даде</i>», а не, прият: ибо Иисус Христос не от человек принял даяния, но имея всякую власть «<i>на небеси и на земли</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-28/?verse=28:18">Мф. 28:18</a>), от Отца своего данную Ему, дал верующим в Него Божественные Свои дары. «<i>Взыде</i>», говорит, Иисус Христос «<i>на высоту</i>», то есть восшел на небо, плени, то есть привлек и покорил под власть Свою плен, то есть пленный род человеческий, и дал им Божественные Свои дары. Отнес убо, священнотаинник сии пророческие слова к Иисусу Христу по обычаю своему, как о нем говорил: «<i>пленяюще всяк разум в послушание Христово</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-10/?verse=10:5">2 Кор. 10:5</a>): вкупе же и учил, что «<i>взимается покрывало ветхаго завета</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/2oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-3/?verse=3:16">2 Кор. 3:16</a>), когда применятся слова оного к Иисусу Христу. А поелику упомянул о некоем восхождении, то оставя порядок речи своей, как бы мимоходом говорит. Еф. 4:9. <b>А еже взыде, что есть точию, яко и сниде прежде в долнейшия страны земли.</b> Восхождение не всегда предполагает схождение, ибо часто мы восходим, хотя прежде не сходили, а от начала находимся внизу. Но Иисусу Христу преимущественно приличествует сие Апостольское слово: ибо восхождение Его означает, что прежде Он сошел, и потом восшел. Слыши порядок сей речи: Иисус Христос яко Сын и Слово Божие, единосущный Отцу и соприсносущий Ему был от начала в таковой бесконечной высоте, каковой иной нет выше: ибо какая иная высота выше лона Божия, в коем был «<i>Единородный Сын, сый в лоне Отчи</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:18">Ин. 1:18</a>)? А поелику Давид, пророчествуя о Христе, сказал: «<i>возшед на высоту</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-67/?verse=67:19">Пс. 67:19</a>), то отсюда Павел заключает, что Давид восхождением предсказал и схождение: заключение конечно правильное, потому что единородный Сын яко Бог вездесущ есть, и нет места в коем Его нет, ни высоты высочайшей той высоты, в коей Он есть. Поелику убо Пророк сказал, что восшел, то по необходимости исповедал сошествие, прежде восхождения бывшее: исповедал восхождением, что сошел прежде с небеси, то есть, «<i>Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:7–8">Флп. 2:7–8</a>). Сошел в «долнейшия страны земли», то есть во гроб, в коем погребен, по оному, «<i>положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-87/?verse=87:7">Пс. 87:7</a>): и по оному, «<i>и состав Мой в преисподних земли</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-138/?verse=138:15">Пс. 138:15</a>). Еще же и в Аде, как Пророк и праотец его предвозвестил, сказав: «<i>не оставиши душу мою во аде, ниже даси Преподобному твоему видети истления</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-15/?verse=15:10">Пс. 15:10</a>). Первее убо сошел с небеси не разлучився от недр Отчих, и быв человек, умер и погребен, и воскрес, а потом вознесшись, восшел яко человек на небо, «<i>и седе одесную престола величествия на небесех</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-evream-poslanie-ap-pavla/glava-8/?verse=8:1">Евр. 8:1</a>). А дабы кто не подумал, что иный есть сшедый с небеси, и иный возшедый, прилагает к тому, говоря: Еф. 4:10. <b>Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая.</b> Слыша о схождении, не почти сие за пременение места, ибо снисхождение то было Божественное, а не пременение местное: но разумей тут уничижение, смирение, вочеловечение, как инде учит тот же Апостол (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:7–8">Флп. 2:7–8</a>). Не иный же есть сшедый с небеси, и иный возшедый на оное, но един и тот же Сын Божий есть, с небеси сшедый и в ложеснах Приснодевы Матери воплотивыйся, и на небо возшедый, сошел на землю яко Бог, восшел на небо яко человек, сошел бесплотный, а восшел воплощенный. Восшел же, говорит, «<i>превыше всех небес</i>». В рассуждении сего заметь, что три суть неба: о двух упоминает Моисей, говоря: «<i>в начале сотвори Бог небо и землю</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-1/?verse=1:1">Быт. 1:1</a>): вот небо едино! «<i>И рече Бог, да будет твердь, И нарече Бог твердь, небо</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-1/?verse=1:6, 8">Быт. 1:6, 8</a>): вот и другое небо! А поелику слышим мы, что Божественное Писание назвало птицы, в атмосфере летающие, «<i>птицы небесныя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-8/?verse=8:9">Пс. 8:9</a>), то явствует отсюда, что и атмосфера зовется небом. Вот убо три неба! Посему Евреи, разумея небо на три части разделенным, низшее небо называют облаконосным, высшее звездоносным, а самое высочайшее Ангелоносным (Смот. Иер. критик. в гл. XII посл. к Коринф.). Превыше убо всех сих небес восшедши Иисус Христос, седе «<i>одесную Бога</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-7/?verse=7:55">Деян. 7:55</a>; Смот. Икум. и Феофил.). Восшел же, чтобы и с плотию исполнить все владычество Свое, как прежде воплощения исполнял все силою Божества Своего. Имеет сие слово и другой смысл: восшел, чтобы чрез послание Пресвятого Духа исполнить всех верующих в Него Божественными Своими дарами: и сей смысл согласует не только с сим, «<i>да исполнитеся во всяко исполнение Божие</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:19">Еф. 3:19</a>), но и со следующими словами, коими обращаясь Апостол к первой своей цели, то есть, к раздаянию меры дара Христова, говорит: Еф. 4:11.<b> И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители.</b> Апостолы были избранные от Господа Иисуса и посланные проповедать догматы благочестивой веры, и законоположение благонравия. Было их дванадесять и седмдесять, еще же и Богозванный Павел (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-10/?verse=10:5">Мф. 10:5</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-10/?verse=10:1">Лк. 10:1</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-26/?verse=26:17">Деян. 26:17</a>). О Пророках же говорит, не прежде Христа пророчествовавших, но после Христа предсказывавших, что быть имеет. Таковые Пророки вместе и учители были, «<i>Ванава же и Симеон нарицаемый Нигер, и Лукий Киринеанин, и Манаил со Иродом четвертовластником воспитанный, и Савл</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-13/?verse=13:1">Деян. 13:1</a>), равно и Иуда и Сила (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-15/?verse=15:32">Деян. 15:32</a>): также и сошедшие «<i>от Иерусалима Пророцы во Антиохию</i>», между коими был и Агав, который предсказал великий глад, сбывшийся при Клавдии Кесаре, и связание узами во Иерусалиме Павла (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-11/?verse=11:27–28">Деян. 11:27–28</a>): сверх сего пророчествующие были и четыре девицы, дщери Филиппа единого от седми диаконов (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-21/?verse=21:8–9">Деян. 21:8–9</a>; Феоф. и Икум. в он. месте). Благовестники же были писатели святых Евангелий, и другие некоторые, повсюду неограниченно проходящие и проповедующие Евангелие: таковы были «<i>Кипряне и Киринеи, иже вшедше в Антиохию глаголаху к Еллином, благовествующее Господа Иисуса</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-11/?verse=11:20">Деян. 11:20</a>; Смот. гл. 37. Кн. 3. Церк. Истор. Евсев.). Благовестник был и сам преблаженный Филипп, отец пророчиц (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-21/?verse=21:8">Деян. 21:8</a>). А пастыри были по градам и селам определенные пасти тамошнюю Церковь, таковы были Тимофей и Тит, тот Ефесский, а сей Критский Епископ: их и учителями назвал Павел, соединив два имени и сказав, «<i>пастыри и учители</i>»: поелику всякого Церковного пастыря звание и долг есть непременный, учить. Сии, говорит, духовные дары, то есть Апостольский, Пророческий, Евангельский, Пастырский и Учительский, сам Господь дал человекам. В последующих же словах показал и для какого конца дал Он сии дары. Еф. 4:12. <b>К совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова.</b> Во многих местах святыми называет Павел верных, потому что они для того призваны от Бога к вере, чтобы соделались святыми, и потому что всякий поистине верный творит дела святые. Тело же Христово есть Церковь. «<i>Исполняю</i>», говорит, «<i>лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-kolossanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:24">Кол. 1:24</a>). А Церковь, то есть верующие во Христа, суть таинственное тело Иисуса Христа, ибо они соединены с Ним. «<i>Елицы бо</i>», говорит, «<i>во Христа крестистеся, во Христа облекостеся</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-galatam-poslanie-ap-pavla/glava-3/?verse=3:27">Гал. 3:27</a>). Слышишь же, для какой цели и конца дал Бог человекам духовные знания и достоинства. «<i>К совершению</i>», говорит, «<i>святых</i>», то есть, чтобы устраивали они и возводили к духовному совершенству верных; «<i>в дело служения</i>», то есть, чтобы служили верным в духовных их нуждах, «<i>в созидание тела Христова</i>», то есть, чтобы обращая неверных и грешных, и утверждая верных и добродетельных, умножали Церковь Христову. Горе убо тем, кои получа церковные достоинства и дары, употребляют оные не к совершению, к служению и созиданию верных, но к собственному прибытку, к покою и чести. Слыши же и доколе получившие таковые дары долг имеют пребывать в делании данного им служения. Еф. 4:13. <b>Дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста Христова.</b> Соединение Веры есть согласие и единомыслие в правых догматах веры, и во святых Евангельских законоположениях. «<i>Исполните мою</i>», говорит Апостол, «<i>радость, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-filippijcam-poslanie-ap-pavla/glava-2/?verse=2:2">Флп. 2:2</a>). Познание же Сына Божия есть знание единосущия Его с Богом и Отцем, и Божественного вочеловечения Его для спасения нашего, и притом всего, что о Нем православною верою объемлется: каковое знание доставляет вечную жизнь. «<i>Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-17/?verse=17:3">Ин. 17:3</a>). Что же значит сие, «<i>в мужа совершенна, в меру возраста</i>»? Различны суть возрасты человека, младенческий, детский, отроческий, юношеский, мужеский и старческий. Прежде нежели достигнет человек до мужеского возраста, несовершенно бывает тело его, когда же достигнет до мужа совершенна, тогда имеет совершенным весь состав тела его. Почему мера мужеского возраста есть совершенство человеческого тела. Сие убо, «<i>в мужа совершенна, в меру возраста</i>», в переносном смысле не иное что означает, как только духовное совершенство человека, то есть, совершенного человека по вере и добродетели. Подтверждают сие следующие потом слова Апостола, ибо сказав он, «<i>в мужа совершенна, в меру возраста</i>», прилагает: «<i>да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:14">Еф. 4:14</a>). Какое же есть исполнение Христово? Церковь то Христова есть, как тот же Павел изъяснил, сказав: «<i>и Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющаго всяческая во всех</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-1/?verse=1:22–23">Еф. 1:22–23</a>). Исполнением же Христовым называется Церковь, то есть, верующие в Него, потому что они суть члены Церкви, то есть, таинственного тела Христова, которое имеет Его своею Главою (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:27">1 Кор. 12:27</a>; Смот. Икум. в гл. 1 посл. к Ефес.). Но как члены без главы не суть тело полное и совершенное, так и глава без прочих членов есть тело недостаточное и несовершенное. Поелику убо верные будучи члены целого таинственного тела Христова составляют и исполняют оное, посему они называются исполнением Христовым, то есть, исполнением Церкви Христовой, коей Он есть глава. Вот и весь смысл предложенных Апостольских слов: Все, говорит, кои имеют дар Апостольский или Пророческий, или благовестнический, или пастырский и учительский, долг имеют неотрицаемый — устроять верных, служить к душевной их пользе, возращать и укреплять составы Церкви, доколе все верные соделавшись согласными в учении веры, и совершенными в делах добродетели, явятся достойными исполнения Иисус Христова, достойными то есть членами тела Его, которое есть Церковь. <b>Беседа о лжевымышленной новооткрывшейся системе равенства между людьми</b> Чтенное ныне послание Богоглаголивого Павла предлагает материю, противоположную лжевымышленной новооткрывшейся системе равенства между людьми. Он проповедует ясно, что Бог поставил одних Апостолами, других Пророками, одних Благовестниками, других Пастырями и Учителями (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-efesanam-poslanie-ap-pavla/glava-4/?verse=4:11">Еф. 4:11</a>). О том же самом писал он пространнее в послании своем к Коринфянам, говоря: «<i>и овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе Пророков, третие Учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:28">1 Кор. 12:28</a>). Сказав же сие, изобличает тотчас равенство, говоря, неужели вы думаете, что все суть равны? «<i>Еда вси Апостоли? еда вси Пророцы? еда вси учители, еда вси силы? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют</i>?» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:29–30">1 Кор. 12:29–30</a>) Нет, говорит; не так то в самом деле есть. Почему имейте ревностное желание, чтобы получить высшие дары. «<i>Ревнуйте же дарований больших</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/glava-12/?verse=12:31">1 Кор. 12:31</a>). Все сие, как слышите, явственно научает неравенству между людьми. Какое убо есть основания гремящего в настоящие времена равенства? На чем оно основывается? На чем утверждается? Ни на чем. Оно есть противно законам Божиим, противно всем видимым созданиям, противно наконец и самым свойствам человеческого естества. Ежели со вниманием послушаете следующего слова, то может быть получите совершенное в том удостоверение. Видим мы в Ветхом Завете, что Бог многое узаконил касательно господ и рабов. Когда говорил о заповеди, что о Субботе, повелел, чтобы и рабы ничего не делали в оный день. «<i>Да не сотвориши</i>», сказал, «<i>в онь всякаго дела, ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой и раба твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/ishod/glava-20/?verse=20:10">Исх. 20:10</a>). Равно и когда узаконил совершать Пасху, завещал, чтобы и рабы ели Пасху. «<i>Токмо пред Господем Богом твоим да снеси я на месте, еже изберет Господь Бог твой себе, ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-12/?verse=12:18">Втор. 12:18</a>). Но и о праздниках заповедал, чтобы в праздничные дни и рабы праздновали: «<i>и да возвеселишися в празднице твоем, ты и сын твой, и дщи твоя, раб твой и раба твоя</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/vtorozakonie/glava-16/?verse=16:14">Втор. 16:14</a>). Поелику убо законы Бог положил для рабов, то явствует, что определил чин господ и рабов, и следственно установил неравенство видимое: ибо кто не видит, или кто не знает, коликое неравенство есть между господином и рабом? Но Бог, скажешь ты, повеления дал касательно рабов, по причине той, что люди до Божественного законоположения Его имели рабов, во зло обращая право естества человеческого. Как? Бог всесовершенный и всемогущий дал законы для того, чтобы утвердить злоупотребления и неправды человеков? Сие весьма нечестиво и злохульно. Всеблагий Законоположник для того дал Божественные Свои законы, чтобы исправить злоупотребления и неправды, и открыть Божественные и человеческие права: Он яко всевластный мог закон положить на исправление сей неправды; имел яко Творец всякую власть сказать: человеки, все вы есте равны, для чего иной из вас бывает господин, а другой раб? Отпустите рабов, никто да не имеет раба, но всякий пусть служит сам себе: и однако Он не только ничего такого не сказал, не только повеления дал касательно рабов, еще закон положил, чтобы стяжевали рабов, еще закон положил, чтобы стяжевали рабов, слыши, сколь ясно о сем говорил Он: «<i>и раб и рабыня, иже аще будут у тебе от язык, иже окрест тебе суть, от тех да притяжите раба и рабыню</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/levit/glava-25/?verse=25:44">Лев. 25:44</a>). Сверх сего, что иное, разве неравенство, означает толикая власть, коликую дал Бог Моисею, потом Иисусу Навину, и потом судиям? Что иное также показал Он, разве неравенство, когда дал царскую власть Саулу по прошению народа, потом избрал Давида, и поставил его царем Израильским? Коликое же неравенство есть между богатым и нищим? И однако Божественное Писание учит, что Творец сего неравенства есть Бог. «<i>Богат и нищь сретоста друг друга: обоих же Господь сотвори</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/pritci-solomona/glava-22/?verse=22:2">Притч. 22:2</a>). Ежели же откроешь святое Евангелие, то увидишь домовладык и нанимаемых делателей, господинов винограда и приставников, увидишь господинов и смотрителей, и рабов, увидишь царей, приемлющих рассчитаться с рабами своими, и царей, творящих браки и рабов приглашающих званных, и войска, посылаемые к наказанию не послушавшихся: что иное означают сии примеры, разве неравенство? (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-20/?verse=20:1, 8">Мф. 20:1, 8</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-18/?verse=18:23">Мф. 18:23</a>, <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-22/?verse=22:2–3">Мф. 22:2–3</a>; <a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-12/?verse=12:42">Лк. 12:42</a> и проч.) Увидишь наконец всего и Самого всеблагого и правосуднейшего Бога, неравно раздающего таланты. «<i>И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-25/?verse=25:15">Мф. 25:15</a>). Что ни разумеешь под именем таланта, богатство ли, славу ли, звание ли, художество ли, красоту ли, искусность ли, пять талантов, два, и един означают неравенство. Доказывает же сие Евангельское слово, что и самые силы человеческие неравны; ибо говорит: «комуждо противу силы его». Потом слышишь, что Сам Бог взыскивает много от того, кому дал много, и больше от того, кому дал больше. «<i>Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него: и емуже предаша множайше, множайше просят от него</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-12/?verse=12:48">Лк. 12:48</a>). Поелику убо Бог есть Творец неравенства, и дал об оном законы, то кто не видит, что равенство прямо противно Божественным Его законам? Поелику премудрый и человеколюбивейший Бог поставил людей неравными, то кто не видит, что проповедующие равенство идут против законов Творца твари, и хотят испровергнуть Божественное Его законоположение? Но равенство между людьми не согласно ли с гражданскими учреждениями? Потребность и нужда во взаимной друг другу помощи созидает грады, и сия нужда учит быть учреждениям в оных. Каин первый, боясь и трепеща, чтобы не умертвили его, как сам он умертвил брата своего Авеля, создал град, чтобы спомоществуясь живущими в оном гражданами избежать опасности смертной. «И так делается», говорит философ Платон, «град, как я думаю, потому что каждый из нас сам для себя не доволен, но нужду имеет во многих (Плат. кн. 2. О гражд.). Слышишь ли? Всякий человек не может быть сам для себя доволен, но нужду имеет в помощи от многих: посему многие сходясь составляют град, чтобы друг другу помогая предотвращать нужды свои. Поистине же нужна взаимная друг другу помощь. Безхудожные нужду имеют в художнике, чтобы построить им дом и сшить платье, и выработать что нужно художественное: безграмотные нужду имеют в учителе, чтобы научил их грамотам: больные нужду имеют во враче, чтобы исцелил или утешил их в болезнях: слепые требуют руководителя, расслабленные — смотрителя, на одре лежащие — служителя, несогласные между собою требуют судей, бесчинные — начальника наказующего. Всякий град требует стражей, кои бы бодрствуя, хранили оный от коварства врагов. Отсюда явствует, что всякий град подобен телу человеческому, имея различные члены, кои друг другу спомоществуют, и все собрание людское связуют и сохраняют. Имеет град царя вместо главы, начальников вместо глаз, судей вместо ушей, воинов вместо груди, купцов и художников вместо рук, рабов вместо ног. Ежели поставишь всех граждан равными, то будет град, как бы то было тело человеческое, или все глава, или все глаза, или все уши, или все грудь, или все руки, или все ноги, и тогда оно не есть уже тело человека, но странное некое чудовище: когда сделаешь всех граждан равными, тогда по праву равенства будут или все цари, или все начальники, или все судии, или все воины, или все купцы, или все художники, или все рабы. Где же тогда будет во граде оном царь, который бы с полновластием удерживал бесчинства и наказывал бесчинных, отвращал тотчас находящие нужды и беспрепятственно управлял всеми подданными? Где начальники бдящие о сохранении законов? Где судии, кои бы судили тяжебные дела граждан? Где воины охраняющие град от нападения врагов? Где купцы приносящие от инуда нужное и полезное, чего не находится в оном граде? Где художники вырабатывающие что к удовлетворению нужд и что для покоя служит? Где рабы служащие тем, кои сами себе служить не могут? Такового града не было, нет, и быть не может, и не град то, но странное и несостоятельное есть чудовище: ибо равенство производит в нем непокорность, самоволие, безначалие, и следственно расточает оный и совершенно истребляет: то же бывает во всяком селении и стране, и во всяком собрании людей, и в самых целых великих государствах, когда войдет в них равенство, потому что и государство есть как бы един град, из многих градов состоящий, кои друг другу спомоществуют и друг друга охраняют. Самое убо существо, да тако реку, града, рождает неравенство, и открывает гражданские узаконения высших, средних и низших степеней и чинов неравенства. Толико же нужны таковые неравенства к составлению и существованию градов, что кои в противность гражданским учреждениям стараются всех граждан сделать равными, те суть злоумышленники и разрушители государств, градов и всякого человеческого общества. Но сами, скажешь ты, граждане, будучи равны избирают и назначают для себя начальников, судей, воинов и прочих, кои нужны к составлению общества. Но сие что иное есть, разве то, что равные по нужде бывают неравными? Споришь ты против неравенства, и притом делаешься производителем и установителем оного. На словах утверждаешь, что все мы равны, а делами доказываешь, что неравны: говоришь то так, то иначе, и сам себе противоречишь и не рассудишь, что ты говоришь и что делаешь. Поелику убо говоришь, равные граждане избирают начальников, судей и прочих чиновников, то сими словами признаешь, что равенство во градах не имеет места, но нужно неравенство. Исследуйте теперь и рассмотрите видимые вами создания. Возведите во первых очи ваши на небо: видите ли там равенство какое? Никакого: там звезды неподвижные, планеты первые и вторые, там кометы, и все оные различествуют между собою и по величине, и по светлости, и по расстояниям от земли, и по периодическим их движениям. Низведите потом очи ваши на землю: где видите равенство? Нигде, ни в деревах, ни в ветвях, ни в травах, ни в листьях, ни в цветах, ни в семенах, ни в плодах. Коликое различие в камнях? Колико различествуют между собою, мрамор, кремень, алебастр, адамант, карбункул, сапфир, смарагд, и прочие? Коликое различие в металлах? Колико различествуют между собою золото, серебро, железо, свинец, олово, поталь, и прочие? Коликое различие в животных? Колико различествуют между собою птицы, животные четвероногие, пресмыкающиеся, в земле кроющиеся, водяные, на земле и в воде живущие, свирепые, кроткие? Коликое различие и между самыми четырьмя стихиями, из коих все тела состоят? Различествуют же между собою не только инородные, но и самые однородные, ибо и звезда от звезды различествует, и планета от планеты, и комета от кометы: едва ли сыскать можно два кипариса, или две розы, или два зерна пшена, или два яблока, или два изумруда, или два куска золота, или два голубя, или два вола, или два змия, или два пескаря, или две утки, или два льва, или две овцы, по всему и завсегда равные. Различные роды имеют и огонь, огонь солнечный, огонь электрический, огонь каменный, огонь молничный: так же и воздух, воздух холодный, теплый, сырой, сухой: вода, вода соленая, сладкая, горькая, острая, жесткая: и земля, земля черная, красная, глиняная, песчаная, жирная, сухая, многоплодная, малоплодная. Обратите теперь очи ваши на людей, и заметьте, что во первых в них видите: всякий человек имеет свои черты лица, свой стан, свой голос, свой цвет, свою походку, свое количество силы, свою скорость в движении, свое проворство в руках, от сего один красив, а другой безобразен; один имея члены соразмерные, благообразен, а другой имея оные несоразмерные, безобразен; один доброгласен, а другой худогласен, один силен, а другой бессилен, один легок, а другой тяжел в движении, один проворен, другой непроворен. Рассмотри и внутреннее положение человеческое: все имеют ум, но сколь различествует один ум от другого по остроте, по понятию, по рассуждению, по мудрствованию? Все имеют память, но сколь различествует память от памяти? Один легко воспоминает, но легко и забывает, а другой нелегко воспоминает, но нелегко и забывает; один нелегко воспоминает и легко забывает, а другой и легко воспоминает, и весьма нелегко забывает, каковая память есть совершеннейшая: отсюда мы видим, что один острого, а другой медленного ума есть, один удобно понимает, а другой с трудностию, один рассуждает совершенно, а другой несовершенно, один мудрость имеет великую, а другой невеликую: один помнит многие вещи, а другой немногие. Ежели мысленно взойдешь и во внутреннейшие расположения человеческие, то увидишь и в оных великое неравенство: один кроток, другой вспыльчив, один смиренномудр, другой горд, один сострадателен, другой немилосерд, один тих, другой свиреп. Даже от одних отца и матери рожденные дети близнецы, и вместе воспитанные, одно воспитание и научение получившие не имеют одинаковых расположений. От одного отца Исаака и от той же матери Ревеки родились близнецы Исав и Иаков, от одних родителей воспитаны, одинаковые имели обращения, одинаковое пропитание, одинаковое жительство, и однако коликое во нраве их различие? «<i>Возрастоша же</i>», говорит Божественное Писание, «<i>юноши: и бысть Исав человек ведый ловити, сельный: Иаков же бысть человек нелукав, живый в дому</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/bytie/glava-25/?verse=25:27">Быт. 25:27</a>). После толиких и таковых неравенств, каковые сотворил и узаконил Бог, каковые по необходимости учредили гражданские правительства, каковые показывают все создания, каковые мы видим особенно в людях, восстают некоторые слепцы, глухие и несмысленные, предпринимая бесстыдно убедить людей в том, что они равны. Но на чем основывается и на чем утверждается таковое равенство? На внешних ли характерах людей, или на внутренних, или на внутреннейших расположениях их? Но сколько людей, столько и неравенств внешних их характеров, сколько людей, столько и различий ума их, сколько людей, столько и расположений их. Закон, рассудок, вещи, естество и чувство уверяют нас в том, что мы неравны, как же и по чему мы равны? Не говорят ли они, что мы равны, потому что тела всех от земли суть? Но от земли есть и золото, и адамант, и железо, и свинец, и ртуть; неужели и сии, скажут, равны? Из одного и того же брения горшечник делает сосуды малые, великие, дорогие, дешевея, позлащенные, посеребренные, к различным употреблениям служащие, неужели и сии почтут равными? Сверх сего доколе мы живем, тело наше не есть земля, но кости, нервы, жилы, плоть, кровь, жизненный дух, сердце, легкое, печень, и прочее, все же то землею делается по смерти: но они говорят, что люди в живых будучи суть равны. Почему суждение их есть, кажется, таковое: поелику тела человеческие по смерти делаются землею, то люди в живых будучи суть равны. Что сего заключения или безумнее, или лукавнее? Бог сотворил все свои создания неравными, чтобы от стечения неравных и от разнообразности их устроился и украсился сей премудрый и предивный состав всего. Сию истину видит всякий, кто тщательно замечает, что неравенство связует и разнообразность украшает все. Бог сотворил человеков неравными, чтобы неравенство сие заставляло их вместе жить и в сообществе пребывать, неравенство заставляет их в совокупности житие иметь, чтобы недостатки одного исполнялись избытком другого: ежели все люди были по всему равны, то бы никто не имел нужды в помощи других, отчего разрушался бы союз единения, расстраивались бы государства, истреблялись грады и уничтожались все общества человеческие. Из сего кто не видит, что система равенства есть вымысл пустой мечты, а не право рода человеческого? — Есть изобретение вредоноснейшего лукавства, истребляющее истинные и существенные права человечества, есть обман, который испровергает все законы и всякое благочиние: исполняет гордости ум самых низких людей, истребляет подобающее одного к другому уважение и послушание, и производит бесчисленные бедствия и чрезвычайные несчастия: ибо мечтание равенства вооружает раба против господина, простолюдинов против начальников и подданных против Царя, восставляет сына против Отца и дочь против матери ее, и вселяя в сердца человеческие дух непостоянства и отступления, истребляет не только грады и страны, но и самый род человеческий. Система равенства есть гибельна для Церкви: ибо ежели она войдет в сердца верных, чего не дай Бог, уничтожает и самую церковную иерархию, коею управляются и хранятся души человеческие. Сия система есть учитель неверия: ибо кто верует, что люди суть равны, тот отвергает истинное учение Божественного Писания, и делается нечестивым и неверным. Божественное Писание учит, что Бог рукополагает властелинов и начальников: «<i>Не имаши власти ни единыя на Мне</i>», сказал Господь к Пилату, «<i>аще не бы ти дано свыше</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-19/?verse=19:11">Ин. 19:11</a>): и что сравнивая Он права свои с правами царей хочет, чтобы мы воздавали царям что подобает воздавать им, как воздаем что подобает Ему: «<i>воздадите убо Кесарева Кесареви и Божия Богови</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-12/?verse=12:17">Мк. 12:17</a>). «<i>Всяка душа</i>», сказал, «<i>властем предержащым да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:1–2">Рим. 13:1–2</a>). Что же иное означает сие, разве преимущество и неравенство между людьми? Что иное, разве то, что Бог наставляет Царей на престоле властительства? Что иное, разве то, кто сопротивляется сему неравенству, тот сопротивляется Богу, сотворшему оное? А кто иной сопротивляется сему неравенству, разве тот, кто не только проповедует равенство между людьми, но и научает неукротимой ненависти к властительству и совершенному истреблению царей и властителей? Но что таковый есть нечестивый и неверный, то никакого доказательства не требует. Братие мои Христиане, внемлите себе, и рассудите, сколь безрассудно есть учение о равенстве людей. Помыслите и познайте, что цель оного есть испровержение веры, и установление нечестия: воззрите и видите, колико жалостные суть последствия оного. Неравенство людей устроил сам Создатель твари, чтобы всякий имел нужду в помощи других: от сего все сближаются друг с другом, любят друг друга, и составляют грады, государства и общественные собрания людей, в коих Он единогласно на земли прославляется людьми, как и на небеси единодушно славится святыми Ангелами. Премудрость Божия как из неравенства всех прочих тварей устроила прекрасную и наиприятнейшую систему мира: так из неравенства людей составила и утвердила не только грады, но и самую святую Церковь свою. Братия мои, памятуйте, что сказал ясно Дух Святой! «<i>В последния времена</i>», сказал, «<i>отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-k-timofeu-ap-pavla/glava-4/?verse=4:1">1 Тим. 4:1</a>). Не прельщайтесь убо бесовским учением отступивших от прежней их веры, и проповедующих лживое равенство людей: не заблудитесь думая, что все мы равны, и что никого нет нас выше: но видя от самого вседержителя Бога определенные нарочитые между людьми неравенства; и отвращаясь всегубительной Системы равенства, «<i>Повинитеся всякому человечу созданию Господа ради: аще Царю, яко преобладающу. Аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем: яко тако есть воля Божия</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/1oe-poslanie-ap-petra/glava-2/?verse=2:13–15">1 Пет. 2:13–15</a>). «<i>Воздадите всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-13/?verse=13:7">Рим. 13:7</a>). <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 В греческом оригинале стоит в третьем лице, <i>плени плен, и даде даяния человеком</i>, а не во втором лице, <i>пленил еси плен</i>, и вместо <i>бы</i> – уже <i>даде, дал еси даяния человеком</i>.</li> </ul></span></div>