<b>О покаянии</b> ... <i>«Покайтеся, приближися бо царствие небесное»</i> (Мф. 4:17). С этих глубоких и священных слов началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое по наружности учение! Но надо понять его самою жизнью: тогда откроется, что в этих кратких и невитиеватых словах заключается все Евангелие. Так и святый апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и Иудеям и Еллинам «<i>еже к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/deania-apostolov/glava-20/?verse=20:21">Деян. 20:21</a>). Братия! Чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать царство небесное, нужно покаяние. Все это со всею ясностью излагается в Священном Писании. Священное Писание научает нас, что «<i>посла Бог Сына cвоего в мир, ... да спасется им мир, что веруяй в онь, не будет осужден, а неверуяй уже осужден есть... cвет – Христос – прииде в мир, и возлюбиша человецы, паче тму, неже cвет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит cвета; и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-3/?verse=3:17–20">Ин. 3:17–20</a>). Одержимым страстью тщеславия Писание засвидетельствовало: «<i>Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете</i>!» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-5/?verse=5:44">Ин. 5:44</a>). Объятые страстью сребролюбия не только не уверовали в Господа, но и насмехались над Господом, когда Он преподавал им нужнейшее и святейшее учение о памятовании вечности и о устроении земных дел сообразно назначению человека для вечности (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-16/?verse=16:9, 14">Лк. 16:9, 14</a>). Увлеченные страстью лютой зависти не только не уверовали в Господа, но и составили заговор богоубийственный, и исполнили его. Все, зараженные суетными и греховными пристрастиями, по неложному свидетельству Евангелия, отрекаются от участия в духовном браке Сына Божия, соделывают сами себя недостойными блаженного соединения с Ним (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-22/?verse=22:5">Мф. 22:5</a>). «<i>Не можете Богу работати и мамоне</i>!» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-luki/glava-16/?verse=16:13">Лк. 16:13</a>) не можете служить вместе двум владыкам, Богу и греху! «<b>Покайтеся: приближися бо царствие небесное</b>!» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-matfea/glava-4/?verse=4:17">Мф. 4:17</a>) «<i>Покайтеся, и веруйте во Евангелие</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-marka/glava-1/?verse=1:15">Мк. 1:15</a>). Но и уверовавший во Христа, решившийся постоянно доказывать веру поступками, поведением, опять нуждается в покаянии. Как вы думаете, братия, какой первый плод живой веры? какой первый плод исполнения Христовых заповедей? Ответ заимствую у святого Симеона, Нового Богослова, который почерпнул познание произнесенной истины из собственных святых опытов. Он сказал: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи”<sup>1</sup>. Точно! Только что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди, или, что то же, творить дела естества обновленного, как внезапно открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. Жизнь подвижника Христова преисполняется невидимых падений. Он невольно исповедует с апостолом: «<i>Соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих. Окаянен аз человек</i>!» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-7/?verse=7:22–24">Рим. 7:22–24</a>) От такого воззрения на самого себя зарождается в христианине блаженная нищета духа, является разумный духовный плач, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое «<i>Бог не уничижит</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/psaltir/glava-50/?verse=50:19">Пс. 50:19</a>). В человеке от жительства по Евангелию является как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. И так покаяние необходимо не только для того, чтоб уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа. «<b>Покайтеся, приближися бо царствие небесное</b>». Остается объяснить: почему в ныне рассматриваемых нами словах Господа нашего завещание покаяния и возвещение о близости царства небесного так тесно соединены между собою? Почему не выставлено между ними никакого промежуточного подвига, никакого промежуточного обстоятельства? Причина заключается в том, что Господь наш Иисус Христос – «<i>агнец Божий, вземляй грехи мира</i>», (<a class="verse-link link_text" href="/bible/evangelie-ot-ioanna/glava-1/?verse=1:29">Ин. 1:29</a>) – сделал все для нашего спасения. Он примирил нас с Богом, уготовал и приобрел для нас царство небесное. Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд – труд принять спасение, дарованное нам Богом туне и всецело, труд покаяния. Царство небесное и Царь небесный несказанно близки к нам – несравненно ближе, нежели как мы полагаем. «<i>Се стою при дверех сердца человеческого, возвещает этот Царь, и стучусь в них Моим всесвятым и всесильным Словом: аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со мною</i>» (<a class="verse-link link_text" href="/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-3/?verse=3:20">Откр. 3:20</a>). Совершается отверзение дверей сердца для небесного Царя – покаянием. «<b>Покайтеся, приближися бо царствие небесное</b>». Аминь. <br><div class="interpretation-note"><p class="interpretation-note-title">Примечания</p><span><ul> <li>1 Главы Деятельные и Богословские. Доброт. ч. I, гл. 4</li> </ul></span></div> <br><div class="interpretation-root"><p class="interpretation-root-title">Источник</p><span><i>"Аскетическая проповедь". Т. 4</i></span></div>