Еф. 224 зач. (от полу) (4, 7–13) <i>Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.</i> <b>О правильном отношении к духовным дарованиям</b> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы совершаем память преподобных Домники и Мавры. Кроме того, сегодня Неделя по Богоявлении и Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, и поэтому положены два апостольских чтения. С Божией помощью мы постараемся извлечь из них нравственный урок для себя. Сначала последовательно разберем зачало из Послания к ефесянам, а потом перейдем к словам апостола Павла из Послания к Тимофею. Апостол Павел говорит: <i>«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова»</i> (Еф. 4:7). Благодать дана не только всей общине ефесян или вообще христиан, но каждому — не обделен никто. Если мы этого не чувствуем, причина тому в нашем собственном нерадении или каких-нибудь других наших недостатках. Кроме того, мы, может быть, недопонимаем, какой смысл заключен в рассуждении апостола Павла о том, что благодать дана «<i>по мере дара</i>». Каждому дано в свою меру. Мы не должны кичиться, если у нас есть какие-то благодатные дарования, или, наоборот, унывать, если нам кажется, что их нет. Дарования даны нам не только для нашего спасения, но и для взаимного служения, для того, чтобы мы помогали друг другу. Как Господь желает, так Он и дает, — об этом сказано и в притче Спасителя о талантах (см. Мф. 25:15). Каждому они были даны в зависимости от силы человека. И потому Господь Иисус Христос, давший нам столько, сколько Он считает нужным, и то, что Он считает нужным, не должен быть нами порицаем. Мы сомневаемся, нам представляется, что произошла ошибка, что мы заслуживаем чего-то большего или иного. Но Господь Иисус Христос, как всеведущий Бог, знает о нас все, и потому мы должны со смирением принимать всё, что имеем, и со смирением относиться к тому, что нам чего-то, как нам кажется, недостает. <i>«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»</i> (ст. 8). Господь Иисус Христос взошел на высоту, то есть вознесся на небеса, пленил плен, то есть поработил, связал диавола, смерть и грех и после этого дал нам дарования, не потому, что Он не мог дать их раньше, а потому, что мы не способны были их воспринять. Господь пленил диавола, чтобы тот не мог свободно в нас действовать, пленил грех, чтобы он не обладал нами, пленил смерть, чтобы мы не страшились ее. И, получив такую свободу, мы стали способны принять те дары, которые Он ниспослал в день Пятидесятницы и ниспосылает на всех христиан во все времена и в Таинствах, и какими-то еще, может быть, непостижимыми для нас, неизъяснимыми путями. <i>«А „восшел“,</i> — говорит апостол Павел, — <i>что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?»</i> (ст. 9) — или, как сказано в переводе епископа Кассиана, «в преисподние части земли». Но в этих переводах содержится уже и некоторая трактовка, а точнее было бы перевести просто «в низшие части земли» или, как говорит славянский текст, «в дольнейшия страны земли». Здесь имеется в виду или сошествие Спасителя на землю и Его воплощение, или то, что Он после Своей смерти сошел в ад и там, так сказать, дошел до самого дна бытия. Но эти два толкования не противоречат друг другу, потому что сошествие в ад есть продолжение домостроительства воплощения. Господь смирился, восприняв на себя человеческую плоть, образно говоря, сойдя с небес на землю, но на этом Его смирение не завершилось. Он усугубил его, когда, совлекшись плоти, человеческой душой сошел в преисподние места земли и таким образом объял Собой все творение. Он проник даже туда, куда не может проникнуть праведный, святой и безгрешный человек и где не может явиться Бог. Однако Он сошел туда как человек и Своим Божеством, соединенным с человеческой душой, разрушил власть диавола. Потом, как мы знаем из Евангелия и Деяний апостольских, Господь восшел из преисподней через Свое Воскресение, вознесся на небеса и таким образом соединил все мироздание. <i>«Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все»</i> (ст. 10). Господь наш Иисус Христос, благодаря тому что воспринял человеческое естество, благодаря Своему крестному подвигу, Воскресению и Вознесению на небеса всех привел к поклонению Себе. Тех, которые своими грехами отпали от Бога, — а таковым было все человечество, жившее до воплощения Спасителя, — Он привел к поклонению Богу, по словам апостола Павла, «возвестил истину некогда непокорным духам» (см. 1 Пет. 3:19–20). И после этого Он смог ниспослать людям Свои духовные дары. Мы обычно воспринимаем понятие «дар» в узком смысле, например, говорим о даре молитвы, даре смирения, но апостол Павел говорит об этом в смысле гораздо более широком. Он рассуждает о дарованиях, которые даются людям для спасения других христиан: <i>«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями»</i> (ст. 11). И мы не должны роптать, что не имеем каких-либо дарований, потому что они даются промыслительно. Например, какой-нибудь епископ или священник не может роптать, что он не жил во времена Спасителя и не получил пророческого дара. Но и тот христианин, который несет скромное служение, например занимается в обители по видимости низким, бесславным трудом, не должен думать, что он ниже того, кто имеет пророческое дарование или поставлен на высокое служение. Все это промыслительно ниспосылается от Бога для нашего спасения, и никто из нас не будет обделен, на каком бы месте он ни находился. И наоборот, никто не должен считать себя находящимся в безопасности только потому, что получил какое-то особенное служение. Мы видим, что апостол Иуда отпал от лика апостольского и на его место впоследствии был избран другой. Видим, что апостол Павел был избран из числа гонителей и стал одним из самых ревностных апостолов, потрудившихся более других. И так было не только в апостольский век, но и во все последующие времена. Те, которые в глазах других людей казались великими, в очах Божиих и по суду Евангелия иногда оказывались ничего не значащими, а невзрачные, обыкновенные люди совершали подвиги мученичества и исповедничества или славились своими проповедническими трудами и приобретали духовные дарования. Достигнет ли человек преуспеяния и приобретет ли те или иные дары, зависит не от положения, которое он занимает среди людей, а от его внутреннего расположения, ревности, как говорит русская пословица, «не место человека, а человек место красит». И потому никто не должен считать себя ущербным. И наоборот, никто не должен считать, что он автоматически становится ближе к Богу, если занимает какое-то почетное место. <i>«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова»</i> (ст. 11–12). Святыми апостол Павел называл всех христиан. И это укор для нас, потому что мы не достойны такого наименования, хотя действием Святого Духа мы должны были бы стать святыми. Ведь в церковных Таинствах мы очищаемся от всех грехов и только из-за своего немощного произволения оскверняемся вновь и возвращаемся к прежнему. Под Телом Христовым подразумевается Церковь. Все мы трудимся для ее созидания (одному дано больше, и с него больше спросится, другому дано меньше — меньше с него и спрос, но каждый человек должен сам спрашивать с себя очень строго). И пустынник, живущий в совершенном уединении, также созидает Церковь, хотя как будто не занимается этим. Вспомним, например, преподобного Василиска Сибирского. Он был монахом, не имел священного сана, у него не было духовных чад, кроме преподобного Зосимы (Верховского). По заповеди духовного отца он безмолвствовал в пустыне, молился и заботился как будто только о себе, назидая лишь своего друга и ученика, преподобного Зосиму. Но можем ли мы сказать, что он не созидал Церковь? Хотя подвиг его во время его жизни был известен очень немногим людям и только сейчас, спустя более чем полтора столетия, в Русской Церкви узнают о его духовном величии и необыкновенном преуспеянии в молитве, но это не значит, что он подвизался втуне. Благодаря своему примеру и учению, он сделал из преподобного Зосимы величайшего наставника монашества. Хотя тот написал очень мало, и в монастыре, основанном им — Троице-Одигитриевской пустыни, при его жизни было не так много сестер, только преданные ему духовные чада, но написанные им труды, пусть небольшие по объему, чрезвычайно ценны и важны для духовной жизни. Его «Поучение о послушании», «Житие Василиска Сибирского» и «Повествование о молитвенных действиях старца Василиска» назидают сейчас всю Церковь, и, может быть, во многих монашествующих возбудят пламенную ревность к подражанию этому старцу и приобретению истинного послушания. Итак, мы видим, что пустынник, заботясь только о себе, созидал Церковь Божию. Я уже не говорю о том, какую пользу истинный монах приносит своей молитвой всему миру, но даже и в узком, практическом смысле через преподобного Зосиму старец Василиск облагодетельствовал Русскую Церковь и все монашество. Думаю, когда-нибудь его учение станет широко известно и будет весьма полезно всем, кто способен его оценить. Таким образом, и всякий из нас, заботясь только о своем спасении, участвует в созидании Церкви Божией, которая есть Тело Христово. Как говорит апостол Павел, если один член тела болеет, то с ним состраждет все тело и, наоборот, духовное здравие, благодать из одного члена распространяется по всему телу и оздоровляет другие члены (см. 1 Кор. 12:26). Грешим мы — страдает вся Церковь, очищаемся, освящаемся — и вся Церковь обновляется. Понимаем мы это или нет, но такова действительность, и поэтому мы должны заботиться о своем очищении, должны подвизаться. <i>«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова»</i> (ст. 13). В этих словах есть обоснование моих предыдущих рассуждений. Апостолы, пророки, пастыри и учители будут наставлять людей до тех пор, пока не только они сами, но и все мы не придем в единство веры, которое состоит не в одном правильном исповедании догматов, но и в познании Сына Божия. А это уже касается всех: пастырь ли ты, епископ, простой монашествующий или мирянин, ты должен прийти в познание Сына Божия, то есть стать совершенным человеком. Таков подвиг каждого христианина. Будучи ребенком, человек знает мало, и его представление о мире весьма наивно и примитивно, но, достигая зрелого возраста, он приобретает здравый смысл и правильные понятия обо всем окружающем. Так и истинный христианин, совершенствуясь и взрослея духовно, постигает Христа и становится как бы взрослым человеком во Христе, приобретает полноту ведения.